Задания викторины поделены на 7 разделов.
- Знаю текст
- Сравнения по-крапивински
- Узнаю героя
- «Морские словечки»
- Вставляю слово
- Пейзажные зарисовки и интерьеры
- Понимаю текст
Раздел «Знаю текст»
- В какой школе стал учиться герой, когда приехал в Город?
Ответ: школа №20 с преподаванием ряда предметов на английском языке - «За окнами бренчал звонок. Славка удивился: неужели конец урока? Ни один человек не поднял головы от тетради.» Почему?
Ответ: «Просто недалеко от школы проехала машина для сборки мусора. Они ездят медленно, и водитель на ходу звенит колокольчиком. Здешние ребята умеют отличать колокольчик от школьного звонка. А Славка еще не научился.» - Как называлась улица, на которой поселился Славка в Городе?
Ответ: Якорный спуск - Что бабушка подала на ужин, когда Славка с мамой приехали?
Ответ: голубцы, виноград, арбуз - В каком классе учился Славка? Ответ: в 5а
- Какой школьный предмет Славка не любил, а какие предметы любил?
Ответ: не любил математику, а любил географию и английский язык - Сколько лет было Славке? Ответ: 11,5
- На кого был похож преподаватель физкультуры в Славкиной школе? Ответ: на д’Артаньяна
- Почему мама Славки, будучи педагогом, не смогла работать в школе? Ответ: из-за слабого голоса
- Кто и при каких обстоятельствах Славке сказал такие слова: «У моряка акулы штаны обгрызли»?
Ответ: Юрка Зырянов, когда Славка пришел в школу в шортах - По словам классного руководителя, «в школе особых сложностей не было…, но было другое горе.» Какое?
Ответ: ребят привлекали снаряды и мины, которые остались со времен войны. - «Славка много раз дал маме всякие клятвы, что нигде, никогда, ни с кем. Ни при каких обстоятельствах! Даже пальчиком не коснется, если увидит что-нибудь такое. В связи с чем Славка дает такую клятву?
Ответ: в связи со случаем с Андрейкой Илюхиным - Как познакомился Славка с Денисом? Ответ: попросил ручку, чтобы написать на своей руке уравнение для спасения Женьки
- Как Женька догадался, что Славка поймет сигнал NC? Ответ: увидел в портфеле у Славки красный справочник свода сигналов
- Почему Женьке нельзя было получать двойку по математике? Ответ: он хотел пойти в группу рулевых-сигнальщиков детской флотилии
- Зачем Женька попросил Славку прокатить Наездника еще раз?
Ответ: он хотел сделать рисунок в альбоме - Почему в детстве Славка проводил время в полуподвальной большой комнате, где стоял бильярд?
Ответ: не любил ходить в детский сад, потому что жутко скучал там. А если оставался один дома, то сосед Юрка Зырянов приходил, все ломал и обижал Славку. - Почему Славку завораживало движение желтых шаров в бильярде? Ответ: «в этом движении были строгие законы, разгадывание которых приносило радость. Он научился безошибочно чувствовать, куда и как разбегутся шары, ударившись друг о друга.»
- Почему «Славка мог легко угадать, куда отскочит брошенный в забор камень, как взлетит под напором ветра воздушный змей и попадет ли в цель стрела, пущенная из самодельного лука»?
Ответ: все подчинялось законам инерции и рикошета. Законам желтых шаров. - Откуда у Славки появилась любовь к морю и морскому делу? Ответ: после встречи с копией картины Айвазовского, на которой был изображен бриг «Меркурий»
- Как поступила Василиса Георгиевна, которая работала в районной библиотеке, когда выяснилось о краже «Справочника вахтенного офицера»?
Ответ: отдала книгу Славке взамен на другую книгу - Какую книгу принес Славка в библиотеку по договору с Василисой Георгиевной?
Ответ: «Маугли» - С какой просьбой Славка обратился к бабушке, когда узнал, что она переехала в город к морю?
Ответ: чтобы она посильнее позвала их с мамой в гости - Почему Славка млел от счастья, когда мама купила ему джинсовый костюм?
Ответ: на костюме была нашивка с корабликом и медные морские пуговки. - «Напрасно мама и Константин Константинович звали Славку на карусель и в комнату смеха.» Ради чего Славка отказался от этого?
Ответ: остался на озере наблюдать за яхтами - Как Анюта звала Славку?
Ответ: Комарик - Почему закрыли спортивную базу в Покровке, где Славка занимался в парусной секции? Ответ: в парке решено было строить набережную, а дощатый домик и пирс портят пейзаж
- Почему Славка не хотел срезать пуговки с якорями со школьного костюма, как советовала ему мама, чтобы Юрка и его дружки оставили Славку в покое? Ответ: потому что это была память об озере и «Трэмпе», потому что, если срежет, - значит, совсем струсил.
- Почему Славка расстроился, когда в Город маме пришла телеграмма из Усть-Каменска? Ответ: он не хотел, чтобы вернулась усть-каменская жизнь, ссоры с Константином Константиновичем.
- Почему Славка любил бродить по старым переулкам Города?
Ответ: так он оставался с Городом один на один - Почему Славка испугался, когда Любка Потапенко приблизилась к его портфелю, оставленному на берегу, и стала открывать его? Ответ: боялся, что она увидит Артемку.
- Что ответил Славка на вопрос Любки: у вас в Усть-Каменске девочки красивые? И что сказал на это Игорь Савин?
Ответ: «они там все такие, как ты» Игорь сказал: несчастный город. - Какая польза оказалась, по мнению Славки, у коротких штанов? Ответ: он в них смог бежать быстро, потому что опаздывал на урок. «В своих шерстяных брюках я бы такую скорость не развил».
- Содержимое чего следующие предметы: синий стеклянный шарик, три этикетки от жевательной резинки, бельевая прищепка, два пятака, шестеренка от будильника. Ответ: карман Наездника
- Какие стихи на английском языке были у Славки любимыми? Ответ: баллада Стивенсона «Рождество в море»
- Чем все остались довольны, когда Славка прочитал балладу Стивенсона?
Ответ: Анна Ивановна - произношением, Славка - отметкой, группа - что баллада оказалась длинной и спасла по крайней мере трех человек. - Какое решение принимает Славка, когда Любка сообщила учителю, что «у Семибратова в портфеле посторонний предмет»?
Ответ: рассказать про Артемку, что он с ним путешествует. Морской заяц.
- О каких талисманах вспомнили ребята, когда узнали об Артемке? Ответ: в самолете летчика Андреади под крылом плюшевый мишка был привязан (рассказал Женька), Светлана Валерьяновна рассказала о шахматном коньке, который ей подарил третьеклассник на практике.
- О чем попросила вожатая Люда Славку, когда узнала, что у него есть заяц-путешественник?
Ответ: написать заметку в школьную стенгазету - Где впервые Славка увидел Тима? Ответ: в пионерской комнате, когда Тима туда привели ругать.
- В чем состоял хулиганский поступок Тимофея Селя?
Ответ: он хотел перегнать баркентину «Сатурн» через бухту и выбросить на бетонные сваи старого причала. - От чего Тим хотел спасти «Сатурн»?
Ответ: чтобы из него не сделали ресторан, как из других баркентин - Кто такая Куин Лиза? Ответ: классный руководитель 5б
- Почему Тим не мог записаться в детскую флотилию? Ответ: нужно было согласие классного руководителя
- Как мама Тима объяснила, почему у него столько веснушек? Ответ: обрызгали маляры в больнице, когда его несли по коридору
- - Тут я и помру,- жалобно сказал Славка. Когда он произносит эти слова?
Ответ: когда увидел библиотеку Тима - Боцман и Ржавая селедка - что это? Ответ: прозвища Славки и Тима
- У Славки была отличная память на числа. Но телефон Тима он хотел записать. Почему?
Ответ: будто они с Тимом подписывали договор о дружбе. - Что означал черный шар на мачте пляжа? Ответ: сигнал, что купаться нельзя.
- Почему Славка жил только с мамой? Ответ: отец погиб в тот год, когда женился, разбился на мотоцикле, спасая ребят, которые перебегали дорогу, играя в войну. Отец крутнул на обочину, на камни.
- Славка представил мокрую веснушчатую пулю и засмеялся. О чем идет речь?
Ответ: Славка позвонил Тиму, но Валентина сказала, что он только что залез в ванну. - Он вылетит из ванной как пуля, если узнает, что ты звонишь. - За что Денису Васильченко вручил грамоту майор милиции? Ответ: помог предотвратить аварию
- «Тим радостно взвизгнул. А Славке захотелось сразу и петь, и плакать, и смеяться». В какой момент? Ответ: Когда Игорь Борисович разрешил на «кадете» пройти вдоль пирса
- Какое название Славка и Тим дали яхте, на которой плавали в юношеской парусной секции? Ответ: «Маугли»
- Зачем Тим и Славка отправились к куче металлолома? Ответ: найти иллюминатор, чтобы на стенку повесить.
- Как снаряд времен войны оказался в руках у Тима? Ответ: попросил посмотреть у мальчишек. Принял цилиндр на свои ладони.
- Куда Славка и Тим положили снаряд, прогнав мальчишек, которые его нашли? Ответ: в портфель Славки. «Снаряд лег на ватное Артемкино тело».
- Почему Славка предложил Тиму не бросать яхту, а отогнать ее на базу, когда решали, что делать со снарядом? Ответ: не хотел рисковать жизнью друга
- Куда отправился Славка со снарядом в портфеле?
Ответ: к обрыву, чтобы бросить снаряд в море - Что ответил Славка на вопрос мичмана: зачем он притащил снаряд? Ответ: «там были маленькие ребята»
- Почему мама решила внезапно увезти Славку из Города? Ответ: потому что он рассказал ей историю со снарядом, придя домой без портфеля.
- Почему Славка не смог попрощаться с Тимом перед отъездом? Ответ: Тим ушел в гости к знакомым. «Из Африки прилетел один человек, привез от папы письмо и посылку»
- Как Тиму удалось догнать поезд, в котором уезжал Славка? Ответ: на яхте «Маугли»
- Как Тиму удалось задержать Славку, чтобы тот не уехал? Ответ: привязал цепью к столбу
- Почему Славка назвал Тима спасателем? Ответ: он не позволил ему уехать из любимого Города
- Когда Денис и другие первоклассники охраняли Славку, чтобы никто к нему не подходил? Ответ: когда он плакал в закутке между гаражом и забором в школьном дворе, потому что уехала мама.
- Почему офицер, капитан 2 ранга, принес Славке голубую спортивную сумку с отпечатанным белой краской веселым и храбрым зубренком?
Ответ: потому что снаряд, который принес Славка в военную часть, ликвидировали вместе с портфелем - Почему ребят попросили сохранить в тайне историю с баллоном/снарядом? Ответ: чтобы другие ребята не стали проявлять свои доблести и совершать геройские поступки, находя снаряды.
- Кто такой Шастик? Ответ: игрушка, которую сшила Любка для Славки, вместо Артемки
- Что оставила мама Славке перед отъездом? Ответ: часы
- О чем просит Славка Женьку, зная о его художественных способностях? Ответ: нарисовать памятник мальчишкам-героям всех времен
- Чем заканчивается повесть? Ответ: мальчишки пришли на площадь карронад и решили погонять искорки (били кусочком железа по камням)
Раздел «Сравнения по-крапивински»
Задание: какое сравнение использует автор в данном фрагменте?
- Громадная темнота была дальше. Это распахнулся космос. Он дышал йодисто-соленой свежестью, словно в темноте развесили… (громадные черные простыни в холодном рассоле)
- - Славка, ты же промок насквозь! И правда, рубашка прилипла к плечам и груди. Брюки набухли, стали жесткие и тяжелые, будто …(из жести)
- Они были похожи на какие-то растеньица, сбежавшие с грядок и газонов (первоклашки)
- Наездник шел с двумя первоклассницами, будто… (фея по головкам одуванчиков)
- Юрка опять взорвался криком, захлебнулся, и вопли его превратились в тонкий визг. Это был режущий, вибрирующий визг, словно в горле у Юрки, как… (в милицейском свистке, прыгал маленький шарик)
- Почти ничего Славка не понял. Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нем как … (странная зовущая музыка)
- Но через месяц «Морской словарь» пришлось отдать. Славка будто прощался …( с лучшим другом)
- Василиса Георгиевна-старушка в больших, как… (иллюминаторы), очках
- Славка метнулся к берегу. У пристани качался большой белый катер. Но и это не всё. В сотне метров от берега летели над серой водой похожие…(на белые сабли) паруса.
- – Вылезай из клёшей и куртки, - сказала Анюта. - А то кильнёмся - и булькнешь на дно, как… (кот в авоське)
- При полном ветре Славка и Анюта подлетели к пирсу. Мокрый и счастливый, как…(тысяча именинников), Славка со швартовым концом в руках выскочил на доске.
- Мама сказала: «Если уж так получилось, не переехать ли нам в Усть-Каменск? Окончишь школу-под боком институты». Нужны были Славке эти институты, как…(в днище дырка)
- Славка прыгнул с крыльца. Ему показалось, что он окунулся в ночь, как… (в ласковую воду)
- Славка увидел на стеблях травы раковины улиток. Кое-где они приклеились так густо, что стучали друг о друга, как…(маленькие кастаньеты)
- Город протягивал к Славке руки, звал его. Звали сверкающие от солнца белые дома, похожие на…(громадные теплоходы)
- Катер левым бортом проходил недалеко от кормы военного корабля. Она была такой громадной, что казалась…(стальным островом, поднявшимся из моря)
- Ветер шел с моря плотным потоком. Он ударялся о подножье берега и взмывал вверх по бурым глинистым откосам. Длинные пряди мягкой высохшей травы струились на ветру, как…(серое несветящееся пламя)
- Грузовик пошел через тьму, как…(ракета)
Раздел «Узнаю героя»
- Высокая старуха с морщинистым коричневым лицом. Лицо покрыто мелкой белой сеткой: это кожа в глубине морщинок была незагорелая. Ответ: Вера Анатольевна, двоюродная бабушка-тетка Славкиного отца. Сначала жила в Новочеркасске, а затем поменялась домами с какими-то знакомыми и переехала в город, в котором родилась и жила до войны.
- Грузный и седой. Ответ: учитель математики Яков Павлович
- Быстроглазый, стриженный ежиком. В лагере получил первый приз на выставке рисунков. Любит капустные шницели. Ответ: Женя Аверкин
- Игорь Савин называл ее ехидной. Бабушка ее живет на берегу Большой бухты. Ходила, потряхивая черными кудряшками. Ответ: Любка Потапенко
- Высокая, тощая и длинноносая. С не очень строгим, но каким-то скучным лицом. Но у нее была хорошая улыбка, совсем даже не учительская. Историк и классный руководитель Славки. Ответ: Светлана Валерьяновна
- Педагог, окончила факультет иностранных языков. Заведовала библиотекой в заводском клубе, руководила самодеятельным театром и вела кружок английского языка. Ответ: Мама Славки, Елена Юрьевна
- Пацаненок в клетчатой рубашке. На спине у него подпрыгивал зеленый ранец, украшенный Винни-Пухом из мультфильма. У него были прямые, очень светлые волосы, они ровно разбегались во все стороны от макушки, как меридианы от полюса. А на «полюсе» торчала мягкая кисточка. Ответ: Денис-Наездник
- Он был опытный и смелый человек: охотник, путешественник и спортсмен. Высокий, худой, с ровным пробором на гладкой прическе, с белозубой улыбкой и светлыми глазами. Ответ: Константин Константинович
- Большая девчонка. Странная какая-то: квадратная, с японскими глазами, большим ртом и носом-картошкой. С темной мальчишеской челкой. Ответ :Анюта
- Он был заляпан веснушками так густо и беспорядочно, что они казались ненастоящими. К тому же это были не обычные золотисто-рыжие веснушки, а коричневые. Ответ: Тимофей Сель
- Он был сдержан, вежлив, подтянут. И аккуратен во всем: начиная от ровно зачесанных набок темно-русых прядок и кончая белыми носочками. Ответ: Тимофей Сель
Раздел «Морские словечки»
- NC - «Новэмбэр - Чарли». Что означает? В каких эпизодах появляется? Ответ: наравне с SOS сигнал корабля, терпящего бедствие. 1 эпизод - Женька Аверкин просил помощи у Славки, не мог решить уравнение. 2 эпизод - Славка по телефону оставил сообщение, когда мама увозила его из города
- Что такое бриг? Ответ: двухмачтовое парусное судно с прямым парусным вооружением.
- Что такое навигатор? Ответ: переносное электронное устройство, которое позволяет проложить путь из одного места в другое
- Что такое регата? Ответ: Большое состязание на гребных, парусных или моторных судах
- Два паруса. Один называется грот, маленький …Ответ: стаксель
- Что означает слово «кильнёмся»? Ответ: "Кильнемся" означает "перевернемся" или "осуществим оверкиль" (полное переворачивание судна). Это слово имеет морской жаргонный оттенок и относится к перевороту как самого судна, так и находящихся на нем людей
- Что такое гика-шкот? Ответ: Гика-шкот — это снасть (веревка), которая управляет углом наклона гика, горизонтальной балки, к которой прикреплен парус (например, грот), и, как следствие, углом паруса к ветру.
- Как бородатый Виктор Семенович объяснил Славке, что такое «форс-мажор»? Ответ: действие непреодолимой силы. Такое морское понятие. Когда стихия сильнее и люди уже ничего не могут сделать
- Каким буквам соответствовали и что значили флаги, которые выглядели так: флаг сине-белый, в шахматную клетку, второй состоял из пяти полос: по краям синие, потом белые, а посередине красная? Ответ: первый флаг соответствовал букве N и назывался Новэмбэр, второй - букве С и носил имя Чарли
- «У меня был свой парус. Старый грот от крейсерской яхты, - объяснил Сель. – Я его поднял вместо фок-стакселя. Что такое фок-стаксель? Ответ: Фок-стаксель — это стаксель (треугольный парус), который установлен на фок-мачте парусного судна. Он прикреплен к штагу (тросу, идущему от мачты к носу судна) и служит для увеличения площади парусности, особенно в слабый ветер.
- «Если ветер отсюда, а баркентина стоит носом к выходу из бухты, тогда стаксель закреплен на левый галс». Что такое галс? Ответ: положение, курс парусного судна относительно ветра
- «Ветер сюда. Дрейфа почти нет, потому что курс - полный бакштаг». Что такое дрейф и бакштаг? Ответ: дрейф- движение судна под воздействием ветра. Бакштаг- курс парусного судна относительно ветра (когда ветер дует сзади-сбоку, под углом 90-180° к диаметральной плоскости)
- - А как ты поднял стаксель? Откуда взялся фал? Ответ: фал - это снасть для подъема и спуска парусов, флагов и сигнальных знаков
- Что такое карронады? Ответ: пушки корабельные. Они корпуса не пробивали насквозь, а разрушали внутри
- Что такое «винджаммер»? Ответ: винджаммер - самое быстрое парусное судно
- «Тим вставил румпель и отпустил шверт-деревянный выдвижной киль. Навалившись животом на носовую палубу, Тим отпустил замок. Подобрал шка-шкот». Что такое шка-шкот? Ответ: "Шка" (правильнее "шкаторина") — это край (кромка) паруса, усиленный тросом для предотвращения разрывов, а шкот — это снасть бегучего такелажа, прикрепляемая к шкотовому углу (углу паруса), и используемая для управления парусом, например, для его растягивания или изменения положения
Раздел Пейзажные зарисовки/ интерьеры/ описания
- 1.Окна были узкие и очень высокие, прорезанные в могучих стенах посеревшего инкерманского камня. Ответ: школа
- Над дверью висели большущие лосиные рога, в углу - чучело ястреба, на стене - оленья шкура, а на шкуре - большой бинокль, тяжёлый охотничий нож и двуствольное ружьё "зауэр". Ответ: комната Константина Константиновича
- В доме у … были две большие комнаты с побеленными стенами и несколько закутков и комнатушек. Мебель стояла старая, и её было мало. Ответ: у Веры Анатольевны
- Комнатушка с одним окном, Узкий, будто корабельная койка, диван, столик, этажерка, вешалка за дверью. Ответ: комната Славки
- Кто кому говорит эти слова? - Погляди на море при солнечном свете. Поглядеть было на что. На рейде весело рыскали моторки, деловито суетились буксиры. Неторопливо шёл вдаль набережной серый катер под флагом вспомогательного флота и с синим вымпелом брандвахты. Выползал бухты теплоход "Шота Руставели" с чёрным острым корпусом и сахарно-белыми надстройками. Только серо-синие боевые корабли были неподвижны. Жизнь этих стальных громад была таинственна и скрыта от посторонних глаз. Они стояли как возникшие над водой крепости: недаром над их форштевнями полоскали красные, с большими звёздами флаги - такие же, какие принято поднимать над береговыми крепостями... Ответ: Славка Артемке
- Квартира у … оказалась большущая. От пола до потолка поднимались книжные стеллажи. Среди стеллажей висели индейские и африканские маски. Многие книги были непонятные: физика, электроника. Но зато стояли томов полтораста приключений, собрание фантастики и романы Фенимора Купера в старинных обложках с золотыми узорами. Ответ: квартира Тима
- Какое событие содержит такое описание? «Радостное ожидание не покидало Славку всю ночь. … Солнечные зайчики плясали на зеленых волнах, звезды сыпались с фиолетового неба, а в густых травах, где звонко перестукивались раковины улиток, крошечные гномы роняли фонарики. Славка пытался поймать колючие огоньки и наконец зажал один в ладони. Огонек обжигал руку.» Ответ: это происходит во сне Славки
- При каких обстоятельствах мы читаем это описание? «Солнце давно уже ушло за пасмурные облака, но море вдали все равно оставалось синим. Только это была не праздничная, а суровая синева. Такими синими бывают иногда грозовые тучи. А ближе к берегу море делалось зеленовато-желтым. Видимо, волны поднимали со дна песок. Волны двигались на обрывы длинными пенными валами. Далеко-далеко внизу они заливали полоску пляжа и расшибались о красноватые утесы. Среди утесов росли кое-где большие деревья. Сверху они казались крошечными. Ветер шел с моря плотным потоком. Он ударялся о подножие берега и взмывал вверх по бурым глинистым откосам. Длинные пряди мягкой высохшей травы струились на ветру, как серое несветящееся пламя»
Ответ: прогулка Тима и Славки - При каких обстоятельствах мы читаем это описание? «Море теперь было трехцветным: у берега - песочно-желтое, дальше - ярко-зеленое, а у самого горизонта лежала сине-фиолетовая полоса. Недалеко от берега прыгали на гребнях оранжевые шары - буйки пляжного ограждения. Словно какой-то пароход за горизонтом растерял громадные апельсины, и волнами их пригнало к земле. Кучевые облака сизо-серого цвета быстро двигались в середине неба. За ними иногда чувствовался проблеск солнца.»
Ответ: Тим и Славка на пляже сидят, укрывшись одной курткой, потому что купаться нельзя - Чей это рисунок? На рисунке была баррикада - не то мешков, не то крупных булыжников. Из-за баррикады торчала старинная черная пушка. Из пушки вырывался желто-красный огонь и синий дым. На баррикаде рядом с огнем и дымом стоял лохматый мальчишка, в руке его дымился факел для запала. - Здорово, - сказал Тим. Славка согласился. Мальчишка был, пожалуй, слишком тонконогий и длинношеий, но лицо хорошее, смелое. Он что-то кричал: наверно, командовал. Позади мальчишки было голубое море и много парусных кораблей. Они тоже палили - всех пушек. Некоторые шли ко дну... Ответ: рисунок Дениса
- Что описывается в данном фрагменте? И целые горные хребты груш и яблок. И прозрачно-зеленые россыпи винограда. А по углам хитроватые старики и бабки продавали неожиданные и удивительные вещи: живых пестрых попугаев, рисовые веники с узорными ручками, разноцветные корзины, сделанных плоских ракушек лягушат и чертиков, покрытые лаком раковины-рапаны, крабьи клешни на цепочках и целые чучела крабов. А как-то раз надутая краснолицая тетка продавала за два рубля живого краба.
Ответ :рынок в Городе - Что описывается в данном фрагменте? Они свернули за угол и оказались на широком месте. Действительно, не то перекресток, не то пустырь. А скорее всего - маленькая площадь, потому что земля была вымощена старыми стертыми булыжниками. И росла между камнями высокая трава с зонтиками желтых цветов. Кругом - знакомая картина: небольшие белые дома, тополя и акации. Справа дома расступились, и видно, что склон уходит к нижней улице, за которой синеет Орудийная бухта. Словно охраняя этот спуск, поднялись в одном месте остатки желтой крепостной стены. Такие же, как у лестницы. Наверно, в прежние времена здесь был один бастионов крепости. Было здесь безлюдно и солнечно, и большие белые облака висели над площадью. Круглые, как надутые паруса... Ответ: площадь карронад
- В какой момент описываются герои? Прыгали волны, плясало на них солнце. Ветер кидал навстречу соленые брызги. Славка жмурился от брызг и солнечных бликов. Сквозь радужные пятна он видел желтые обрывы, один створных маяков Большого рейда - белую башню на горе - и пассажирский катер, бегущий города вдоль Северного берега. Кто-то помахал им с катера, но Славка не разглядел. Ответ: Славка и Тим на яхте
- Какой момент описывается? Страх был непостоянный: он приходил волнами. Иногда он накрывал Славку с головой - Славка леденел и замирал, и не спасало от холода солнце, которое жгло спину и плечи сквозь темно-синюю рубашку. Казалось, что вот-вот, сию секунду ударит грохот... Потом страх откатывал, и Славка ругал себя трусом, сопляком и нервной барышней. С минуту казалось, что все случившееся - пустяк. Что железная болванка, лежащая в Артемкиных объятиях, не опаснее, чем старинный литой утюг бабы Веры. Но минута проходила, и опять наваливался страх. Ответ: Славка несет снаряд в портфеле к военным
- Какой момент описывается? Там, за обелиском, за желтым каменным мысом с пещерами и гротами были скалы, среди которых любили плавать Славка и Тим. Они приходили сюда, если надоедал бетонный городской пляж с его суетой, разноцветными зонтиками и разлапистыми шезлонгами... Зеленая вода среди скал медленно поднималась и опускалась - это подходили незаметные пологие волны. Они то заливали гроты, то уходили них со звонким гулом. Из этих каменных пустот пахло соленой сыростью. Оттуда выбегали деловитые крабы с тонкими узорами на спинах и черными глазами на стебельках. Славку и Тима они не боялись... Славка прыгал с камня в прошитую солнцем глубину и видел мохнатые бурые водоросли, узкие тени рыб на песчаных проплешинах дна и серебристо-перламутровые осколки раковин-мидий... Ответ: Славка вспоминает перед отъездом
- Какой момент описывается? Каменистая крутая тропинка вела от пирса наверх, туда, где шоссе и автобусная остановка. Можно и по лестнице, но тропинкой ближе... Теплый, но плотный ветер качнул Тима над откосом, пузырем надул рубашку - она выбилась - под резинки на поясе. Тим схватился за кусты, в ладонь злорадно вгрызлись мелкие колючки. Наплевать! Лишь бы успеть! Ответ: Тим пытается догнать Славку
- Чье это описание? Он вытащил тумбочки письменного стола странное существо. Оно оказалось сшитым пестрых лоскутков. У существа торчали длинные уши, но это был не заяц. Это был не то ослик с большим улыбчивым ртом, не то помесь кролика и обезьяны. Плюшевое брюхо его подпоясывал ремешок с блестящей пряжкой, а за ремешком торчал маленький заклеенный конверт. Ответ: описание ослика, которого сшила Любка для Славки
- Что описывается в данном фрагменте? На серовато-желтом листе была нарисована площадь: дома в отдалении, камни, остатки стены, трава и голуби. Но это было не главное. Главными были ребята. Они втроем стояли на низкой каменной площадке, сдвинувшись плечами и взявшись за руки. Они были почти такие, какими представил их Славка, впервые оказавшись на площади Карронад. Только третий - в съехавшем набок галстуке, со сбившимся бинтом на колене, с приподнятыми ветром волосами - не был угрюмым. Он смотрел спокойно и открыто. Они все смотрели спокойно и открыто-маленький артиллерист со старинных бастионов, двенадцатилетний юнга морской пехоты и нынешний мальчишка ближней школы. В их лицах не было суровости. Но улыбок тоже не было. Ответ: описание рисунка памятника
Раздел «Вставляю слово»
- Города Славка не увидел. Он увидел только несметное множество огней… В небе огни смешивались со… (звездами), а внизу вытягивались в дрожащие …(золотые) нитки.
- Славка не сразу понял, что это набережная. Под ногами появились мокрые каменные плиты, и вдруг славка увидел, что он …(на краю земли)
- - Человек сохнет, - сказал бородатый. Посмотри в его страдальческие очи. Он целый час торчит у пирса как… (пришитый)
- Анюта виновато засопела, а Славка продолжал тихонько реветь.
- Перестань, - попросила Анюта.
-… (дореву) и перестану, - сердито сказал Славка. - После истории со «Справочником вахтенного офицера» славка ничего от мамы не скрывал. Вернее. Почти ничего. Он помалкивал о том. Как они с Анютой перевернулись посреди озера и бултыхались, пока не подлетел на …(взмыленной) моторке перепуганный Виктор Семенович.
- У деревьев были крупные листья - по пять на одном корешке. Среди листьев качались зеленые колючие шарики. Деревья назывались …(каштаны)
- Голубые… (мохнатые) светили ему с высокого неба. Это было очень черное южное небо.
- Мама наконец вытащила их на берег.
- Сколько можно сидеть в воде! Вы превратитесь в… (русалок) - Славка рассказал про бриг «Меркурий». А потом, незаметно, еще про многое. Тиму рассказал и …(морю)
- А Тиму говорил, что надо привыкать: моря без… (медуз) не бывает.
Раздел «Понимаю текст»
1.Славка.
Какие качества характера вы бы выделили у Славки?
Какое у вас сложилось впечатление о Славке, исходя из фактов его детства?
Хотели ли вы, чтобы у вас был такой друг, как Славка? И почему?
2. Славка и Юрка Зырянов.
Почему Славка боялся Юрку?
Как он попытался решить проблему в общении с Юркой?
Смог ли Славка когда-то подружиться с Юркой?
3. Славка и Наездник.
Можно ли Славку и Дениса назвать друзьями?
Как вы думаете, какие качества Славки ценил Денис?
Какой эпизод, на ваш взгляд, раскрывает самое важное качество Дениса?
4.Славка и мама.
Было ли, на ваш взгляд, взаимопонимание между Славкой и его мамой?
Можно ли Славку назвать послушным ребенком?
Как вы оцениваете решение мамы уехать, а Славку оставить в Городе?
5. Славка и Тим.
В чем, на ваш взгляд, заключается особенность дружбы Славки и Тима?
Верите ли вы, что такая дружба существует?
Только ли на увлечении морем строились отношения Славки и Тима?