Викторина по повести Владислава Крапивина "Трое с площади карронад"

Разделы: Викторина как элемент проверки полученных знаний

Класс: 5

Ключевые слова: викторина, Владислав Крапивин


Задания викторины поделены на 7 разделов.

  1. Знаю текст
  2. Сравнения по-крапивински
  3. Узнаю героя
  4. «Морские словечки»
  5. Вставляю слово
  6. Пейзажные зарисовки и интерьеры
  7. Понимаю текст

Раздел «Знаю текст»

  1. В какой школе стал учиться герой, когда приехал в Город?
    Ответ: школа №20 с преподаванием ряда предметов на английском языке
  2. «За окнами бренчал звонок. Славка удивился: неужели конец урока? Ни один человек не поднял головы от тетради.» Почему?
    Ответ: «Просто недалеко от школы проехала машина для сборки мусора. Они ездят медленно, и водитель на ходу звенит колокольчиком. Здешние ребята умеют отличать колокольчик от школьного звонка. А Славка еще не научился.»
  3. Как называлась улица, на которой поселился Славка в Городе?
    Ответ: Якорный спуск
  4. Что бабушка подала на ужин, когда Славка с мамой приехали?
    Ответ: голубцы, виноград, арбуз
  5. В каком классе учился Славка? Ответ: в 5а
  6. Какой школьный предмет Славка не любил, а какие предметы любил?
    Ответ: не любил математику, а любил географию и английский язык
  7. Сколько лет было Славке? Ответ: 11,5
  8. На кого был похож преподаватель физкультуры в Славкиной школе? Ответ: на д’Артаньяна
  9. Почему мама Славки, будучи педагогом, не смогла работать в школе? Ответ: из-за слабого голоса
  10. Кто и при каких обстоятельствах Славке сказал такие слова: «У моряка акулы штаны обгрызли»?
    Ответ: Юрка Зырянов, когда Славка пришел в школу в шортах
  11. По словам классного руководителя, «в школе особых сложностей не было…, но было другое горе.» Какое?
    Ответ: ребят привлекали снаряды и мины, которые остались со времен войны.
  12. «Славка много раз дал маме всякие клятвы, что нигде, никогда, ни с кем. Ни при каких обстоятельствах! Даже пальчиком не коснется, если увидит что-нибудь такое. В связи с чем Славка дает такую клятву?
    Ответ: в связи со случаем с Андрейкой Илюхиным
  13. Как познакомился Славка с Денисом? Ответ: попросил ручку, чтобы написать на своей руке уравнение для спасения Женьки
  14. Как Женька догадался, что Славка поймет сигнал NC? Ответ: увидел в портфеле у Славки красный справочник свода сигналов
  15. Почему Женьке нельзя было получать двойку по математике? Ответ: он хотел пойти в группу рулевых-сигнальщиков детской флотилии
  16. Зачем Женька попросил Славку прокатить Наездника еще раз?
    Ответ: он хотел сделать рисунок в альбоме
  17. Почему в детстве Славка проводил время в полуподвальной большой комнате, где стоял бильярд?
    Ответ: не любил ходить в детский сад, потому что жутко скучал там. А если оставался один дома, то сосед Юрка Зырянов приходил, все ломал и обижал Славку.
  18. Почему Славку завораживало движение желтых шаров в бильярде? Ответ: «в этом движении были строгие законы, разгадывание которых приносило радость. Он научился безошибочно чувствовать, куда и как разбегутся шары, ударившись друг о друга.»
  19. Почему «Славка мог легко угадать, куда отскочит брошенный в забор камень, как взлетит под напором ветра воздушный змей и попадет ли в цель стрела, пущенная из самодельного лука»?
    Ответ: все подчинялось законам инерции и рикошета. Законам желтых шаров.
  20. Откуда у Славки появилась любовь к морю и морскому делу? Ответ: после встречи с копией картины Айвазовского, на которой был изображен бриг «Меркурий»
  21. Как поступила Василиса Георгиевна, которая работала в районной библиотеке, когда выяснилось о краже «Справочника вахтенного офицера»?
    Ответ: отдала книгу Славке взамен на другую книгу
  22. Какую книгу принес Славка в библиотеку по договору с Василисой Георгиевной?
    Ответ: «Маугли»
  23. С какой просьбой Славка обратился к бабушке, когда узнал, что она переехала в город к морю?
    Ответ: чтобы она посильнее позвала их с мамой в гости
  24. Почему Славка млел от счастья, когда мама купила ему джинсовый костюм?
    Ответ: на костюме была нашивка с корабликом и медные морские пуговки.
  25. «Напрасно мама и Константин Константинович звали Славку на карусель и в комнату смеха.» Ради чего Славка отказался от этого?
    Ответ: остался на озере наблюдать за яхтами
  26. Как Анюта звала Славку?
    Ответ: Комарик
  27. Почему закрыли спортивную базу в Покровке, где Славка занимался в парусной секции? Ответ: в парке решено было строить набережную, а дощатый домик и пирс портят пейзаж
  28. Почему Славка не хотел срезать пуговки с якорями со школьного костюма, как советовала ему мама, чтобы Юрка и его дружки оставили Славку в покое? Ответ: потому что это была память об озере и «Трэмпе», потому что, если срежет, - значит, совсем струсил.
  29. Почему Славка расстроился, когда в Город маме пришла телеграмма из Усть-Каменска? Ответ: он не хотел, чтобы вернулась усть-каменская жизнь, ссоры с Константином Константиновичем.
  30. Почему Славка любил бродить по старым переулкам Города?
    Ответ: так он оставался с Городом один на один
  31. Почему Славка испугался, когда Любка Потапенко приблизилась к его портфелю, оставленному на берегу, и стала открывать его? Ответ: боялся, что она увидит Артемку.
  32. Что ответил Славка на вопрос Любки: у вас в Усть-Каменске девочки красивые? И что сказал на это Игорь Савин?
    Ответ: «они там все такие, как ты» Игорь сказал: несчастный город.
  33. Какая польза оказалась, по мнению Славки, у коротких штанов? Ответ: он в них смог бежать быстро, потому что опаздывал на урок. «В своих шерстяных брюках я бы такую скорость не развил».
  34. Содержимое чего следующие предметы: синий стеклянный шарик, три этикетки от жевательной резинки, бельевая прищепка, два пятака, шестеренка от будильника. Ответ: карман Наездника
  35. Какие стихи на английском языке были у Славки любимыми? Ответ: баллада Стивенсона «Рождество в море»
  36. Чем все остались довольны, когда Славка прочитал балладу Стивенсона?
    Ответ: Анна Ивановна - произношением, Славка - отметкой, группа - что баллада оказалась длинной и спасла по крайней мере трех человек.
  37. Какое решение принимает Славка, когда Любка сообщила учителю, что «у Семибратова в портфеле посторонний предмет»? Ответ: рассказать про Артемку, что он с ним путешествует. Морской заяц.
  38. О каких талисманах вспомнили ребята, когда узнали об Артемке? Ответ: в самолете летчика Андреади под крылом плюшевый мишка был привязан (рассказал Женька), Светлана Валерьяновна рассказала о шахматном коньке, который ей подарил третьеклассник на практике.
  39. О чем попросила вожатая Люда Славку, когда узнала, что у него есть заяц-путешественник?
    Ответ: написать заметку в школьную стенгазету
  40. Где впервые Славка увидел Тима? Ответ: в пионерской комнате, когда Тима туда привели ругать.
  41. В чем состоял хулиганский поступок Тимофея Селя?
    Ответ: он хотел перегнать баркентину «Сатурн» через бухту и выбросить на бетонные сваи старого причала.
  42. От чего Тим хотел спасти «Сатурн»?
    Ответ: чтобы из него не сделали ресторан, как из других баркентин
  43. Кто такая Куин Лиза? Ответ: классный руководитель 5б
  44. Почему Тим не мог записаться в детскую флотилию? Ответ: нужно было согласие классного руководителя
  45. Как мама Тима объяснила, почему у него столько веснушек? Ответ: обрызгали маляры в больнице, когда его несли по коридору
  46. - Тут я и помру,- жалобно сказал Славка. Когда он произносит эти слова?
    Ответ: когда увидел библиотеку Тима
  47. Боцман и Ржавая селедка - что это? Ответ: прозвища Славки и Тима
  48. У Славки была отличная память на числа. Но телефон Тима он хотел записать. Почему?
    Ответ: будто они с Тимом подписывали договор о дружбе.
  49. Что означал черный шар на мачте пляжа? Ответ: сигнал, что купаться нельзя.
  50. Почему Славка жил только с мамой? Ответ: отец погиб в тот год, когда женился, разбился на мотоцикле, спасая ребят, которые перебегали дорогу, играя в войну. Отец крутнул на обочину, на камни.
  51. Славка представил мокрую веснушчатую пулю и засмеялся. О чем идет речь?
    Ответ: Славка позвонил Тиму, но Валентина сказала, что он только что залез в ванну. - Он вылетит из ванной как пуля, если узнает, что ты звонишь.
  52. За что Денису Васильченко вручил грамоту майор милиции? Ответ: помог предотвратить аварию
  53. «Тим радостно взвизгнул. А Славке захотелось сразу и петь, и плакать, и смеяться». В какой момент? Ответ: Когда Игорь Борисович разрешил на «кадете» пройти вдоль пирса
  54. Какое название Славка и Тим дали яхте, на которой плавали в юношеской парусной секции? Ответ: «Маугли»
  55. Зачем Тим и Славка отправились к куче металлолома? Ответ: найти иллюминатор, чтобы на стенку повесить.
  56. Как снаряд времен войны оказался в руках у Тима? Ответ: попросил посмотреть у мальчишек. Принял цилиндр на свои ладони.
  57. Куда Славка и Тим положили снаряд, прогнав мальчишек, которые его нашли? Ответ: в портфель Славки. «Снаряд лег на ватное Артемкино тело».
  58. Почему Славка предложил Тиму не бросать яхту, а отогнать ее на базу, когда решали, что делать со снарядом? Ответ: не хотел рисковать жизнью друга
  59. Куда отправился Славка со снарядом в портфеле?
    Ответ: к обрыву, чтобы бросить снаряд в море
  60. Что ответил Славка на вопрос мичмана: зачем он притащил снаряд? Ответ: «там были маленькие ребята»
  61. Почему мама решила внезапно увезти Славку из Города? Ответ: потому что он рассказал ей историю со снарядом, придя домой без портфеля.
  62. Почему Славка не смог попрощаться с Тимом перед отъездом? Ответ: Тим ушел в гости к знакомым. «Из Африки прилетел один человек, привез от папы письмо и посылку»
  63. Как Тиму удалось догнать поезд, в котором уезжал Славка? Ответ: на яхте «Маугли»
  64. Как Тиму удалось задержать Славку, чтобы тот не уехал? Ответ: привязал цепью к столбу
  65. Почему Славка назвал Тима спасателем? Ответ: он не позволил ему уехать из любимого Города
  66. Когда Денис и другие первоклассники охраняли Славку, чтобы никто к нему не подходил? Ответ: когда он плакал в закутке между гаражом и забором в школьном дворе, потому что уехала мама.
  67. Почему офицер, капитан 2 ранга, принес Славке голубую спортивную сумку с отпечатанным белой краской веселым и храбрым зубренком?
    Ответ: потому что снаряд, который принес Славка в военную часть, ликвидировали вместе с портфелем
  68. Почему ребят попросили сохранить в тайне историю с баллоном/снарядом? Ответ: чтобы другие ребята не стали проявлять свои доблести и совершать геройские поступки, находя снаряды.
  69. Кто такой Шастик? Ответ: игрушка, которую сшила Любка для Славки, вместо Артемки
  70. Что оставила мама Славке перед отъездом? Ответ: часы
  71. О чем просит Славка Женьку, зная о его художественных способностях? Ответ: нарисовать памятник мальчишкам-героям всех времен
  72. Чем заканчивается повесть? Ответ: мальчишки пришли на площадь карронад и решили погонять искорки (били кусочком железа по камням)

Раздел «Сравнения по-крапивински»

Задание: какое сравнение использует автор в данном фрагменте?

  1. Громадная темнота была дальше. Это распахнулся космос. Он дышал йодисто-соленой свежестью, словно в темноте развесили… (громадные черные простыни в холодном рассоле)
  2. - Славка, ты же промок насквозь! И правда, рубашка прилипла к плечам и груди. Брюки набухли, стали жесткие и тяжелые, будто …(из жести)
  3. Они были похожи на какие-то растеньица, сбежавшие с грядок и газонов (первоклашки)
  4. Наездник шел с двумя первоклассницами, будто… (фея по головкам одуванчиков)
  5. Юрка опять взорвался криком, захлебнулся, и вопли его превратились в тонкий визг. Это был режущий, вибрирующий визг, словно в горле у Юрки, как… (в милицейском свистке, прыгал маленький шарик)
  6. Почти ничего Славка не понял. Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нем как … (странная зовущая музыка)
  7. Но через месяц «Морской словарь» пришлось отдать. Славка будто прощался …( с лучшим другом)
  8. Василиса Георгиевна-старушка в больших, как… (иллюминаторы), очках
  9. Славка метнулся к берегу. У пристани качался большой белый катер. Но и это не всё. В сотне метров от берега летели над серой водой похожие…(на белые сабли) паруса.
  10. – Вылезай из клёшей и куртки, - сказала Анюта. - А то кильнёмся - и булькнешь на дно, как… (кот в авоське)
  11. При полном ветре Славка и Анюта подлетели к пирсу. Мокрый и счастливый, как…(тысяча именинников), Славка со швартовым концом в руках выскочил на доске.
  12. Мама сказала: «Если уж так получилось, не переехать ли нам в Усть-Каменск? Окончишь школу-под боком институты». Нужны были Славке эти институты, как…(в днище дырка)
  13. Славка прыгнул с крыльца. Ему показалось, что он окунулся в ночь, как… (в ласковую воду)
  14. Славка увидел на стеблях травы раковины улиток. Кое-где они приклеились так густо, что стучали друг о друга, как…(маленькие кастаньеты)
  15. Город протягивал к Славке руки, звал его. Звали сверкающие от солнца белые дома, похожие на…(громадные теплоходы)
  16. Катер левым бортом проходил недалеко от кормы военного корабля. Она была такой громадной, что казалась…(стальным островом, поднявшимся из моря)
  17. Ветер шел с моря плотным потоком. Он ударялся о подножье берега и взмывал вверх по бурым глинистым откосам. Длинные пряди мягкой высохшей травы струились на ветру, как…(серое несветящееся пламя)
  18. Грузовик пошел через тьму, как…(ракета)

Раздел «Узнаю героя»

  1. Высокая старуха с морщинистым коричневым лицом. Лицо покрыто мелкой белой сеткой: это кожа в глубине морщинок была незагорелая. Ответ: Вера Анатольевна, двоюродная бабушка-тетка Славкиного отца. Сначала жила в Новочеркасске, а затем поменялась домами с какими-то знакомыми и переехала в город, в котором родилась и жила до войны.
  2. Грузный и седой. Ответ: учитель математики Яков Павлович
  3. Быстроглазый, стриженный ежиком. В лагере получил первый приз на выставке рисунков. Любит капустные шницели. Ответ: Женя Аверкин
  4. Игорь Савин называл ее ехидной. Бабушка ее живет на берегу Большой бухты. Ходила, потряхивая черными кудряшками. Ответ: Любка Потапенко
  5. Высокая, тощая и длинноносая. С не очень строгим, но каким-то скучным лицом. Но у нее была хорошая улыбка, совсем даже не учительская. Историк и классный руководитель Славки. Ответ: Светлана Валерьяновна
  6. Педагог, окончила факультет иностранных языков. Заведовала библиотекой в заводском клубе, руководила самодеятельным театром и вела кружок английского языка. Ответ: Мама Славки, Елена Юрьевна
  7. Пацаненок в клетчатой рубашке. На спине у него подпрыгивал зеленый ранец, украшенный Винни-Пухом из мультфильма. У него были прямые, очень светлые волосы, они ровно разбегались во все стороны от макушки, как меридианы от полюса. А на «полюсе» торчала мягкая кисточка. Ответ: Денис-Наездник
  8. Он был опытный и смелый человек: охотник, путешественник и спортсмен. Высокий, худой, с ровным пробором на гладкой прическе, с белозубой улыбкой и светлыми глазами. Ответ: Константин Константинович
  9. Большая девчонка. Странная какая-то: квадратная, с японскими глазами, большим ртом и носом-картошкой. С темной мальчишеской челкой. Ответ :Анюта
  10. Он был заляпан веснушками так густо и беспорядочно, что они казались ненастоящими. К тому же это были не обычные золотисто-рыжие веснушки, а коричневые. Ответ: Тимофей Сель
  11. Он был сдержан, вежлив, подтянут. И аккуратен во всем: начиная от ровно зачесанных набок темно-русых прядок и кончая белыми носочками. Ответ: Тимофей Сель

Раздел «Морские словечки»

  1. NC - «Новэмбэр - Чарли». Что означает? В каких эпизодах появляется? Ответ: наравне с SOS сигнал корабля, терпящего бедствие. 1 эпизод - Женька Аверкин просил помощи у Славки, не мог решить уравнение. 2 эпизод - Славка по телефону оставил сообщение, когда мама увозила его из города
  2. Что такое бриг? Ответ: двухмачтовое парусное судно с прямым парусным вооружением.
  3. Что такое навигатор? Ответ: переносное электронное устройство, которое позволяет проложить путь из одного места в другое
  4. Что такое регата? Ответ: Большое состязание на гребных, парусных или моторных судах
  5. Два паруса. Один называется грот, маленький …Ответ: стаксель
  6. Что означает слово «кильнёмся»? Ответ: "Кильнемся" означает "перевернемся" или "осуществим оверкиль" (полное переворачивание судна). Это слово имеет морской жаргонный оттенок и относится к перевороту как самого судна, так и находящихся на нем людей
  7. Что такое гика-шкот? Ответ: Гика-шкот — это снасть (веревка), которая управляет углом наклона гика, горизонтальной балки, к которой прикреплен парус (например, грот), и, как следствие, углом паруса к ветру.
  8. Как бородатый Виктор Семенович объяснил Славке, что такое «форс-мажор»? Ответ: действие непреодолимой силы. Такое морское понятие. Когда стихия сильнее и люди уже ничего не могут сделать
  9. Каким буквам соответствовали и что значили флаги, которые выглядели так: флаг сине-белый, в шахматную клетку, второй состоял из пяти полос: по краям синие, потом белые, а посередине красная? Ответ: первый флаг соответствовал букве N и назывался Новэмбэр, второй - букве С и носил имя Чарли
  10. «У меня был свой парус. Старый грот от крейсерской яхты, - объяснил Сель. – Я его поднял вместо фок-стакселя. Что такое фок-стаксель? Ответ: Фок-стаксель — это стаксель (треугольный парус), который установлен на фок-мачте парусного судна. Он прикреплен к штагу (тросу, идущему от мачты к носу судна) и служит для увеличения площади парусности, особенно в слабый ветер.
  11. «Если ветер отсюда, а баркентина стоит носом к выходу из бухты, тогда стаксель закреплен на левый галс». Что такое галс? Ответ: положение, курс парусного судна относительно ветра
  12. «Ветер сюда. Дрейфа почти нет, потому что курс - полный бакштаг». Что такое дрейф и бакштаг? Ответ: дрейф- движение судна под воздействием ветра. Бакштаг- курс парусного судна относительно ветра (когда ветер дует сзади-сбоку, под углом 90-180° к диаметральной плоскости)
  13. - А как ты поднял стаксель? Откуда взялся фал? Ответ: фал - это снасть для подъема и спуска парусов, флагов и сигнальных знаков
  14. Что такое карронады? Ответ: пушки корабельные. Они корпуса не пробивали насквозь, а разрушали внутри
  15. Что такое «винджаммер»? Ответ: винджаммер - самое быстрое парусное судно
  16. «Тим вставил румпель и отпустил шверт-деревянный выдвижной киль. Навалившись животом на носовую палубу, Тим отпустил замок. Подобрал шка-шкот». Что такое шка-шкот? Ответ: "Шка" (правильнее "шкаторина") — это край (кромка) паруса, усиленный тросом для предотвращения разрывов, а шкот — это снасть бегучего такелажа, прикрепляемая к шкотовому углу (углу паруса), и используемая для управления парусом, например, для его растягивания или изменения положения

Раздел Пейзажные зарисовки/ интерьеры/ описания

  1. 1.Окна были узкие и очень высокие, прорезанные в могучих стенах посеревшего инкерманского камня. Ответ: школа
  2. Над дверью висели большущие лосиные рога, в углу - чучело ястреба, на стене - оленья шкура, а на шкуре - большой бинокль, тяжёлый охотничий нож и двуствольное ружьё "зауэр". Ответ: комната Константина Константиновича
  3. В доме у … были две большие комнаты с побеленными стенами и несколько закутков и комнатушек. Мебель стояла старая, и её было мало. Ответ: у Веры Анатольевны
  4. Комнатушка с одним окном, Узкий, будто корабельная койка, диван, столик, этажерка, вешалка за дверью. Ответ: комната Славки
  5. Кто кому говорит эти слова? - Погляди на море при солнечном свете. Поглядеть было на что. На рейде весело рыскали моторки, деловито суетились буксиры. Неторопливо шёл вдаль набережной серый катер под флагом вспомогательного флота и с синим вымпелом брандвахты. Выползал бухты теплоход "Шота Руставели" с чёрным острым корпусом и сахарно-белыми надстройками. Только серо-синие боевые корабли были неподвижны. Жизнь этих стальных громад была таинственна и скрыта от посторонних глаз. Они стояли как возникшие над водой крепости: недаром над их форштевнями полоскали красные, с большими звёздами флаги - такие же, какие принято поднимать над береговыми крепостями... Ответ: Славка Артемке
  6. Квартира у … оказалась большущая. От пола до потолка поднимались книжные стеллажи. Среди стеллажей висели индейские и африканские маски. Многие книги были непонятные: физика, электроника. Но зато стояли томов полтораста приключений, собрание фантастики и романы Фенимора Купера в старинных обложках с золотыми узорами. Ответ: квартира Тима
  7. Какое событие содержит такое описание? «Радостное ожидание не покидало Славку всю ночь. … Солнечные зайчики плясали на зеленых волнах, звезды сыпались с фиолетового неба, а в густых травах, где звонко перестукивались раковины улиток, крошечные гномы роняли фонарики. Славка пытался поймать колючие огоньки и наконец зажал один в ладони. Огонек обжигал руку.» Ответ: это происходит во сне Славки
  8. При каких обстоятельствах мы читаем это описание? «Солнце давно уже ушло за пасмурные облака, но море вдали все равно оставалось синим. Только это была не праздничная, а суровая синева. Такими синими бывают иногда грозовые тучи. А ближе к берегу море делалось зеленовато-желтым. Видимо, волны поднимали со дна песок. Волны двигались на обрывы длинными пенными валами. Далеко-далеко внизу они заливали полоску пляжа и расшибались о красноватые утесы. Среди утесов росли кое-где большие деревья. Сверху они казались крошечными. Ветер шел с моря плотным потоком. Он ударялся о подножие берега и взмывал вверх по бурым глинистым откосам. Длинные пряди мягкой высохшей травы струились на ветру, как серое несветящееся пламя»
    Ответ: прогулка Тима и Славки
  9. При каких обстоятельствах мы читаем это описание? «Море теперь было трехцветным: у берега - песочно-желтое, дальше - ярко-зеленое, а у самого горизонта лежала сине-фиолетовая полоса. Недалеко от берега прыгали на гребнях оранжевые шары - буйки пляжного ограждения. Словно какой-то пароход за горизонтом растерял громадные апельсины, и волнами их пригнало к земле. Кучевые облака сизо-серого цвета быстро двигались в середине неба. За ними иногда чувствовался проблеск солнца.»
    Ответ: Тим и Славка на пляже сидят, укрывшись одной курткой, потому что купаться нельзя
  10. Чей это рисунок? На рисунке была баррикада - не то мешков, не то крупных булыжников. Из-за баррикады торчала старинная черная пушка. Из пушки вырывался желто-красный огонь и синий дым. На баррикаде рядом с огнем и дымом стоял лохматый мальчишка, в руке его дымился факел для запала. - Здорово, - сказал Тим. Славка согласился. Мальчишка был, пожалуй, слишком тонконогий и длинношеий, но лицо хорошее, смелое. Он что-то кричал: наверно, командовал. Позади мальчишки было голубое море и много парусных кораблей. Они тоже палили - всех пушек. Некоторые шли ко дну... Ответ: рисунок Дениса
  11. Что описывается в данном фрагменте? И целые горные хребты груш и яблок. И прозрачно-зеленые россыпи винограда. А по углам хитроватые старики и бабки продавали неожиданные и удивительные вещи: живых пестрых попугаев, рисовые веники с узорными ручками, разноцветные корзины, сделанных плоских ракушек лягушат и чертиков, покрытые лаком раковины-рапаны, крабьи клешни на цепочках и целые чучела крабов. А как-то раз надутая краснолицая тетка продавала за два рубля живого краба.
    Ответ :рынок в Городе
  12. Что описывается в данном фрагменте? Они свернули за угол и оказались на широком месте. Действительно, не то перекресток, не то пустырь. А скорее всего - маленькая площадь, потому что земля была вымощена старыми стертыми булыжниками. И росла между камнями высокая трава с зонтиками желтых цветов. Кругом - знакомая картина: небольшие белые дома, тополя и акации. Справа дома расступились, и видно, что склон уходит к нижней улице, за которой синеет Орудийная бухта. Словно охраняя этот спуск, поднялись в одном месте остатки желтой крепостной стены. Такие же, как у лестницы. Наверно, в прежние времена здесь был один бастионов крепости. Было здесь безлюдно и солнечно, и большие белые облака висели над площадью. Круглые, как надутые паруса... Ответ: площадь карронад
  13. В какой момент описываются герои? Прыгали волны, плясало на них солнце. Ветер кидал навстречу соленые брызги. Славка жмурился от брызг и солнечных бликов. Сквозь радужные пятна он видел желтые обрывы, один створных маяков Большого рейда - белую башню на горе - и пассажирский катер, бегущий города вдоль Северного берега. Кто-то помахал им с катера, но Славка не разглядел. Ответ: Славка и Тим на яхте
  14. Какой момент описывается? Страх был непостоянный: он приходил волнами. Иногда он накрывал Славку с головой - Славка леденел и замирал, и не спасало от холода солнце, которое жгло спину и плечи сквозь темно-синюю рубашку. Казалось, что вот-вот, сию секунду ударит грохот... Потом страх откатывал, и Славка ругал себя трусом, сопляком и нервной барышней. С минуту казалось, что все случившееся - пустяк. Что железная болванка, лежащая в Артемкиных объятиях, не опаснее, чем старинный литой утюг бабы Веры. Но минута проходила, и опять наваливался страх. Ответ: Славка несет снаряд в портфеле к военным
  15. Какой момент описывается? Там, за обелиском, за желтым каменным мысом с пещерами и гротами были скалы, среди которых любили плавать Славка и Тим. Они приходили сюда, если надоедал бетонный городской пляж с его суетой, разноцветными зонтиками и разлапистыми шезлонгами... Зеленая вода среди скал медленно поднималась и опускалась - это подходили незаметные пологие волны. Они то заливали гроты, то уходили них со звонким гулом. Из этих каменных пустот пахло соленой сыростью. Оттуда выбегали деловитые крабы с тонкими узорами на спинах и черными глазами на стебельках. Славку и Тима они не боялись... Славка прыгал с камня в прошитую солнцем глубину и видел мохнатые бурые водоросли, узкие тени рыб на песчаных проплешинах дна и серебристо-перламутровые осколки раковин-мидий... Ответ: Славка вспоминает перед отъездом
  16. Какой момент описывается? Каменистая крутая тропинка вела от пирса наверх, туда, где шоссе и автобусная остановка. Можно и по лестнице, но тропинкой ближе... Теплый, но плотный ветер качнул Тима над откосом, пузырем надул рубашку - она выбилась - под резинки на поясе. Тим схватился за кусты, в ладонь злорадно вгрызлись мелкие колючки. Наплевать! Лишь бы успеть! Ответ: Тим пытается догнать Славку
  17. Чье это описание? Он вытащил тумбочки письменного стола странное существо. Оно оказалось сшитым пестрых лоскутков. У существа торчали длинные уши, но это был не заяц. Это был не то ослик с большим улыбчивым ртом, не то помесь кролика и обезьяны. Плюшевое брюхо его подпоясывал ремешок с блестящей пряжкой, а за ремешком торчал маленький заклеенный конверт. Ответ: описание ослика, которого сшила Любка для Славки
  18. Что описывается в данном фрагменте? На серовато-желтом листе была нарисована площадь: дома в отдалении, камни, остатки стены, трава и голуби. Но это было не главное. Главными были ребята. Они втроем стояли на низкой каменной площадке, сдвинувшись плечами и взявшись за руки. Они были почти такие, какими представил их Славка, впервые оказавшись на площади Карронад. Только третий - в съехавшем набок галстуке, со сбившимся бинтом на колене, с приподнятыми ветром волосами - не был угрюмым. Он смотрел спокойно и открыто. Они все смотрели спокойно и открыто-маленький артиллерист со старинных бастионов, двенадцатилетний юнга морской пехоты и нынешний мальчишка ближней школы. В их лицах не было суровости. Но улыбок тоже не было. Ответ: описание рисунка памятника

Раздел «Вставляю слово»

  1. Города Славка не увидел. Он увидел только несметное множество огней… В небе огни смешивались со… (звездами), а внизу вытягивались в дрожащие …(золотые) нитки.
  2. Славка не сразу понял, что это набережная. Под ногами появились мокрые каменные плиты, и вдруг славка увидел, что он …(на краю земли)
  3. - Человек сохнет, - сказал бородатый. Посмотри в его страдальческие очи. Он целый час торчит у пирса как… (пришитый)
  4. Анюта виновато засопела, а Славка продолжал тихонько реветь.
    - Перестань, - попросила Анюта.
    -… (дореву) и перестану, - сердито сказал Славка.
  5. После истории со «Справочником вахтенного офицера» славка ничего от мамы не скрывал. Вернее. Почти ничего. Он помалкивал о том. Как они с Анютой перевернулись посреди озера и бултыхались, пока не подлетел на …(взмыленной) моторке перепуганный Виктор Семенович.
  6. У деревьев были крупные листья - по пять на одном корешке. Среди листьев качались зеленые колючие шарики. Деревья назывались …(каштаны)
  7. Голубые… (мохнатые) светили ему с высокого неба. Это было очень черное южное небо.
  8. Мама наконец вытащила их на берег.
    - Сколько можно сидеть в воде! Вы превратитесь в… (русалок)
  9. Славка рассказал про бриг «Меркурий». А потом, незаметно, еще про многое. Тиму рассказал и …(морю)
  10. А Тиму говорил, что надо привыкать: моря без… (медуз) не бывает.

Раздел «Понимаю текст»

1.Славка.
Какие качества характера вы бы выделили у Славки?
Какое у вас сложилось впечатление о Славке, исходя из фактов его детства?
Хотели ли вы, чтобы у вас был такой друг, как Славка? И почему?

2. Славка и Юрка Зырянов.
Почему Славка боялся Юрку?
Как он попытался решить проблему в общении с Юркой?
Смог ли Славка когда-то подружиться с Юркой?

3. Славка и Наездник.
Можно ли Славку и Дениса назвать друзьями?
Как вы думаете, какие качества Славки ценил Денис?
Какой эпизод, на ваш взгляд, раскрывает самое важное качество Дениса?

4.Славка и мама.
Было ли, на ваш взгляд, взаимопонимание между Славкой и его мамой?
Можно ли Славку назвать послушным ребенком?
Как вы оцениваете решение мамы уехать, а Славку оставить в Городе?

5. Славка и Тим.
В чем, на ваш взгляд, заключается особенность дружбы Славки и Тима?
Верите ли вы, что такая дружба существует?
Только ли на увлечении морем строились отношения Славки и Тима?