Цель собрания: познакомить родителей с адаптационным периодом детей в первый год обучения.
Вопросы для обсуждения:
- Физиологическая адаптация детей в первом классе.
- Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.
- Взаимоотношения детей в новом коллективе.
Ход собрания
Вступительное слово учителя
Здравствуйте, уважаемые родители! Поздравляю вас с одним из ключевых этапов в жизни ваших детей, с поступлением в первый класс! Первый год обучения очень важен для ребят и определяет всю дальнейшую школьную жизнь.
Многое на этом увлекательном пути будет зависеть от нас с вами - родителей первоклассников и учителей. Поддержите становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность в своих силах и не бояться ошибок. Вера в себя – залог успеха в учёбе! Всегда найдите повод похвалить своего ребёнка, радуйтесь даже самым мельчайшим его успехам! Помните, что маленький человек нуждается в вашем одобрении, в вашей любви и заботе.
Первые дни ребят в школе
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителем: с какими впечатлениями ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки в свой первый профессиональный день.
Основная часть
Школа – это абсолютно новая социальная среда. Начало учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо беззаботных игр ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять инструкции учителя, устанавливать контакты с одноклассниками. И ко всему этому нужно привыкнуть, адаптироваться.
Адаптация - это механизм социализации личности в системе новых отношений.
Физиологические условия адаптации ребёнка к школе
Адаптация к школе имеет: психологическую и физиологическую стороны. Организм ребенка должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов
Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей".
Это самое сложное время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.
Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление.
Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Достаточно трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и недомогания. Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Первый год обучения требует пристального внимания к физическому и психологическому здоровью ребенка.
Как оказать помощь первокласснику в адаптации к школе
Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно -это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе, не двигается, принимает пищу когда попало и что попало, и сидит за письменным столом или за компьютером в течение нескольких часов, а потом два-три часа у телевизора, не приходится. Очень важно иметь распорядок дня, составленный совместно с ребенком, и ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО - его соблюдать. Нельзя требовать от первоклассника организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.
Рекомендации родителям
- Важно укладывать спать ребенка не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, ваш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
После школы младшему школьнику желательно отдохнуть днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. - В режим дня обязательно нужно включить прогулки на свежем воздухе (продолжительностью 60-90 минут). Именно на такой продолжительности настаивают педиатры и невропатологи. Подсчитано, что обычно первоклассник гуляет в среднем 30 минут в день.
- Прививайте ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучайте к прогулкам перед сном в хорошую погоду, делайте это всей семьей - всё это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.
- Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом - расстояние от книги до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение.
Кроме этого, ребенок попадает в новый коллектив, ему приходится учиться строить отношения со своими одноклассниками и школьными учителями. Период адаптации к школьной жизни в таких условиях затягивается от нескольких недель до нескольких месяцев и не всегда протекает гладко, что проявляется в возникновении повышенной утомляемости, нарушениях сна, капризности, нежелании ходить в школу. Давайте вместе определим, что мы можем сделать совместно для наших детей, чтобы снять все возможные конфликты или хотя бы свести их к разумному минимуму. Пусть первый школьный период пройдет как можно комфортнее.
Психологические трудности адаптации ребёнка к школе
При обсуждении данной проблемы хочу обратить ваше внимание на следующие важные условия психологической комфортности в жизни первоклассника:
- создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
- роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
- формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
- обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
- поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Взаимоотношения одноклассников
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- Помни: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если вы поместите свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила. И самое главное – это не останавливаться на достигнутом и всегда двигаться вперед.
Итоги собрания
Наше собрание подходит к концу. Буду рада, если рекомендации, полученные вами, помогут успешно преодолеть трудности по адаптации ребят в первом классе. Будьте всегда рядом с детьми, поддерживайте их во всех начинаниях. Помните, что только ваше тепло, ваша любовь и ваша забота дадут нужный результат.
Памятка родителям первоклассников
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился еще один авторитетный человек - это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но несмотря на это, сделайте так, чтобы у вашего первоклассника оставалось время для игр и отдыха.
Список использованной литературы
- Марьяна Безруких, Светлана Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Академия, 1997.
- Хайм Жинот. Учитель и ребенок. - Феникс, 1997.
- Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М., 2002.
- Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. Человек. Культура. Здоровье. - М.: Генезис, 1997.
- Ильющенков В.В., Берсенёва Т.А. Здоровье и образование. – СПб., 1993.