План-конспект урока русского языка в 5-м классе. Тема: "Синонимы. Богатство и выразительность речи"

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: синонимы


Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Вид урока: Комбинированный урок с элементами проблемного диалога и игровой деятельности.

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с понятием «синонимы», их ролью в речи; научить находить синонимы в тексте, подбирать их к словам; обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивающая: развивать умение точно употреблять слова в речи в соответствии с их смыслом и стилистическими особенностями; развивать критическое мышление, внимание, память, устную и письменную речь.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, чувство слова, культуру речи, бережное отношение к родному языку как к национальному достоянию.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать определение синонимов, уметь находить их в тексте, научиться правильно употреблять в речи, чтобы избежать повторы и для более точного выражения мысли.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения задания.
    • Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, работать в паре.
    • Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста, преобразовывать ее, анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; понимание его богатства и выразительности.

Оборудование:

  • Учебник русского языка для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова.
  • Интерактивная доска или проектор.
  • Раздаточный материал (карточки с заданиями).
  • Словари синонимов (бумажные или электронные).

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин.)

Добрый день, ребята. В этот осенний день я очень рада вас видеть. Поприветствуйте друг друга своими улыбками.

Проверка готовности к уроку.

Ребята! Сегодня нас ждет интересное путешествие в мир слов, где мы откроем один из секретов богатства и красоты русского языка».

2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации (5-7 мин.)

На доске записано предложение: «Храбрый воин храбро сражался в храбром полку.»

Ребята, вам нравится это предложение?

Ответы учеников (Предложение звучит некрасиво, однообразно).

Что в этом предложении не так? Какое слово повторяется слишком часто?

- Как мы можем исправить это предложение, чтобы оно зазвучало лучше?

Ученики предлагают заменить слово храбрый словами: смелый, отважный, бесстрашный.

На доске появляется исправленный вариант: «Храбрый воин отважно сражался в бесстрашном полку.»

Молодцы! А теперь скажите, чем отличаются слова храбрый, отважный, бесстрашный? Значением? Нет, они обозначают одно и то же. А чем они тогда отличаются?

Ответы учеников (Оттенками значения, звучанием).

- У вас на столах лежит конверт, откройте его и прочитайте слово.

Ученики читают слово «Синоптики».

- Как вы думаете из каких двух слов состоит данное слово? (от слов «синонимы» и «оптикус» — глаз)

Ученики с помощью учителя выводят тему урока: «СИНОНИМЫ»

- Открываем тетради, пишем сегодняшнее число и тему урока.

3. Открытие нового знания. Изучение нового материала (10-12 мин.)

Давайте запишем определение в тетрадь.

На доске и в тетрадях:

Синонимы — это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Обратите внимание на ключевые моменты:

1. Слова должны быть одной части речи. (не могут быть синонимами слова «прекрасный» (прил.) и «красота» (сущ.)).

2. Слова должны быть близкими по значению (идеальных синонимов очень мало, чаще всего слова имеют разные оттенки значения: синий – лазурный – бирюзовый.

3. Разные по звучанию и написанию.

Работа с учебником (стр.150). Ученики читают, анализируют примеры и пересказывают друг другу новое правило. (Работа в парах)

Обсуждение роли синонимов в речи: (записать в тетрадь)

  1. Позволяют избежать неоправданных повторов.
  2. Помогают точнее выразить мысль (большой — огромный, громадный).
  3. Делают нашу речь богатой, выразительной, образной.

4. Закрепление темы урока

- А теперь, ребята, попробуйте себя в роли исследователей. Исследование в группах (15 мин): Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с ключевым словом и задание:

  • Группа 1: ГОВОРИТЬ (кричать, шептать, бормотать, орать, бубнить).
  • Группа 2: ИДТИ (брести, мчаться, шагать, плестись, шествовать).
  • Группа 3: СМОТРЕТЬ (глядеть, взирать, пялиться, созерцать, глазеть).

Задание для групп:

  1. Выписать все данные слова.
  2. Обсудить и определить: все ли они являются синонимами? (Да, но с разными оттенками).
  3. Попробовать описать значение каждого слова: кричать — говорить очень громко; шептать — говорить очень тихо.
  4. Придумать по одному предложению с каждым словом, чтобы раскрыть его значение.

Каждая группа представляет свои находки. Учитель записывает на доске вывод: Синонимы бывают не только точные (язык — языкознание), но и смысловые (с разными оттенками значения) и стилистические (нейтральные, книжные, разговорные, грубые).

Если время урока позволяет, можно предложить ученикам выступить в роли литературных детективов. (10 мин). Учащимся дается текст с бедной лексикой. «Мальчик шел по лесу. Вдруг он увидел медведя. Мальчик испугался и побежал домой.»

Задача: отредактировать текст, используя синонимы из исследования, чтобы сделать рассказ ярким и выразительным. Пример текста выводится на экран.

 «Мальчик брел по лесу. Вдруг он заметил медведя. Мальчик ужаснулся и помчался домой.»

Ученики обсуждают как изменился текст.

5. Итог и рефлексия (5 мин)

Д/З:

  1. Придумать небольшой рассказ «Прогулка в парке», используя не менее 5 синонимов к словам «идти», «смотреть», «говорить».
  2. Написать стихотворение-синквейн на тему «Синонимы».
    1. Существительное (тема) — Синонимы.
    2. Два прилагательных — Богатые, выразительные.
    3. Три глагола — Обогащают, украшают, уточняют.
    4. Фраза из четырех слов — Помогают избежать скучных повторов.
    5. Синоним к первому слову — Близнецы (или: Сокровища).