Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Вид урока: Комбинированный урок с элементами проблемного диалога и игровой деятельности.
Цели урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с понятием «синонимы», их ролью в речи; научить находить синонимы в тексте, подбирать их к словам; обогащать словарный запас учащихся.
- Развивающая: развивать умение точно употреблять слова в речи в соответствии с их смыслом и стилистическими особенностями; развивать критическое мышление, внимание, память, устную и письменную речь.
- Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, чувство слова, культуру речи, бережное отношение к родному языку как к национальному достоянию.
Планируемые результаты:
- Предметные: знать определение синонимов, уметь находить их в тексте, научиться правильно употреблять в речи, чтобы избежать повторы и для более точного выражения мысли.
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения задания.
- Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, работать в паре.
- Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста, преобразовывать ее, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; понимание его богатства и выразительности.
Оборудование:
- Учебник русского языка для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова.
- Интерактивная доска или проектор.
- Раздаточный материал (карточки с заданиями).
- Словари синонимов (бумажные или электронные).
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 мин.)
Добрый день, ребята. В этот осенний день я очень рада вас видеть. Поприветствуйте друг друга своими улыбками.
Проверка готовности к уроку.
Ребята! Сегодня нас ждет интересное путешествие в мир слов, где мы откроем один из секретов богатства и красоты русского языка».
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации (5-7 мин.)
На доске записано предложение: «Храбрый воин храбро сражался в храбром полку.»
Ребята, вам нравится это предложение?
Ответы учеников (Предложение звучит некрасиво, однообразно).
Что в этом предложении не так? Какое слово повторяется слишком часто?
- Как мы можем исправить это предложение, чтобы оно зазвучало лучше?
Ученики предлагают заменить слово храбрый словами: смелый, отважный, бесстрашный.
На доске появляется исправленный вариант: «Храбрый воин отважно сражался в бесстрашном полку.»
Молодцы! А теперь скажите, чем отличаются слова храбрый, отважный, бесстрашный? Значением? Нет, они обозначают одно и то же. А чем они тогда отличаются?
Ответы учеников (Оттенками значения, звучанием).
- У вас на столах лежит конверт, откройте его и прочитайте слово.
Ученики читают слово «Синоптики».
- Как вы думаете из каких двух слов состоит данное слово? (от слов «синонимы» и «оптикус» — глаз)
Ученики с помощью учителя выводят тему урока: «СИНОНИМЫ»
- Открываем тетради, пишем сегодняшнее число и тему урока.
3. Открытие нового знания. Изучение нового материала (10-12 мин.)
Давайте запишем определение в тетрадь.
На доске и в тетрадях:
Синонимы — это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Обратите внимание на ключевые моменты:
1. Слова должны быть одной части речи. (не могут быть синонимами слова «прекрасный» (прил.) и «красота» (сущ.)).
2. Слова должны быть близкими по значению (идеальных синонимов очень мало, чаще всего слова имеют разные оттенки значения: синий – лазурный – бирюзовый.
3. Разные по звучанию и написанию.
Работа с учебником (стр.150). Ученики читают, анализируют примеры и пересказывают друг другу новое правило. (Работа в парах)
Обсуждение роли синонимов в речи: (записать в тетрадь)
- Позволяют избежать неоправданных повторов.
- Помогают точнее выразить мысль (большой — огромный, громадный).
- Делают нашу речь богатой, выразительной, образной.
4. Закрепление темы урока
- А теперь, ребята, попробуйте себя в роли исследователей. Исследование в группах (15 мин): Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с ключевым словом и задание:
- Группа 1: ГОВОРИТЬ (кричать, шептать, бормотать, орать, бубнить).
- Группа 2: ИДТИ (брести, мчаться, шагать, плестись, шествовать).
- Группа 3: СМОТРЕТЬ (глядеть, взирать, пялиться, созерцать, глазеть).
Задание для групп:
- Выписать все данные слова.
- Обсудить и определить: все ли они являются синонимами? (Да, но с разными оттенками).
- Попробовать описать значение каждого слова: кричать — говорить очень громко; шептать — говорить очень тихо.
- Придумать по одному предложению с каждым словом, чтобы раскрыть его значение.
Каждая группа представляет свои находки. Учитель записывает на доске вывод: Синонимы бывают не только точные (язык — языкознание), но и смысловые (с разными оттенками значения) и стилистические (нейтральные, книжные, разговорные, грубые).
Если время урока позволяет, можно предложить ученикам выступить в роли литературных детективов. (10 мин). Учащимся дается текст с бедной лексикой. «Мальчик шел по лесу. Вдруг он увидел медведя. Мальчик испугался и побежал домой.»
Задача: отредактировать текст, используя синонимы из исследования, чтобы сделать рассказ ярким и выразительным. Пример текста выводится на экран.
«Мальчик брел по лесу. Вдруг он заметил медведя. Мальчик ужаснулся и помчался домой.»
Ученики обсуждают как изменился текст.
5. Итог и рефлексия (5 мин)
Д/З:
- Придумать небольшой рассказ «Прогулка в парке», используя не менее 5 синонимов к словам «идти», «смотреть», «говорить».
- Написать стихотворение-синквейн на тему «Синонимы».
- Существительное (тема) — Синонимы.
- Два прилагательных — Богатые, выразительные.
- Три глагола — Обогащают, украшают, уточняют.
- Фраза из четырех слов — Помогают избежать скучных повторов.
- Синоним к первому слову — Близнецы (или: Сокровища).