1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (ред. 29.06.2017) (далее – ФГОС среднего общего образования), Основной образовательной программой среднего общего образования ГБОУ «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга.
1.2. Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над индивидуальным проектом (далее ИП) в связи с переходом на ФГОС СОО.
1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.
1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10 класса. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. Допускается выполнение проекта в составе команды не более чем из 2-х учащихся.
1.5. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.6. Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог - организатор, педагог дополнительного образования, работающий в данном ОУ.
1.7. В функцию руководителя проекта входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.
1.8. Регламент проведения защиты реализованного проекта, критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее.
1.9. Темы проектов выбирают обучающиеся. Темы ИП утверждаются приказом по школе.
1.10. ИП может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
2. Цель и задачи выполнения индивидуального проекта
2.1. Цель выполнения ИП продемонстрировать уровень сформированности способностей к:
- освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
- сотрудничеству и коммуникации.
- решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
- использованию ИКТ в целях самообучения и саморазвития.
- самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
2.2. Задачами выполнения ИП являются формирование навыков:
- планирования (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
- работы с информационными источниками, анализа, критического мышления.
- инициативности и креативности.
- публичного выступления.
3. Этапы и примерные сроки работы над индивидуальным проектом
3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. Контроль соблюдения сроков осуществляет руководитель проекта.
3.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): определение проблемы, формулировка темы.
3.3. Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с руководителем разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.
3.4. Заключительный (март - май): защита проекта, оценивание работы.
4. Возможные типы проектов и виды проектных продуктов
4.1. Типы проектов
4.1.1. в зависимости от цели практической части исследования: практико-ориентированный (решение определенной практической задачи), информационный (сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении), творческий (креативное решение какой-либо проблемы), игровой или ролевой (представление собственного опыта участия в решении какой-то проблемы), научно-исследовательский (доказательство какой-либо научной гипотезы).
4.1.2. в зависимости от направления исследования: естественно-научный, гуманитарный (в том числе, по психологии, социологии и экономике), технологический.
4.2. Виды проектных продуктов:
анализ данных социологического опроса, атлас, костюм, макет, модель, атрибуты, музыкальное произведение, бизнес-план, мультимедийный продукт, веб-сайт, блог, видеофильм, выставка, сценарий или разработка праздника, газета, статья, буклет, публикация, журнал, действующая фирма, путеводитель, игра, справочник, карта, коллекция, система школьного самоуправления, компьютерная анимация, оформление кабинета, пакет рекомендаций, серия иллюстраций, учебное пособие, чертеж, экскурсия, стендовый доклад, сказка, стихотворение и тому подобное.
4.3. Защита проекта является форматом оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий. Поэтому для всех видов проектов рекомендованы формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
4.4. Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).
5. Примерный план защиты индивидуального проекта
Проектная работа представляется учащимся публично по следующему (примерному) плану:
5.1. Тема проекта. Автор (ы).
5.2. Актуальность проекта. Проблема.
5.3. Объект и предмет исследования.
5.4. Цель, задачи. Гипотеза (если она сформулирована).
5.5. Методы исследования.
5.6. Кратко этапы реализации проекта.
5.7. По каждому этапу: ресурсы (материальные и нематериальные), риски и сложности, полученные положительные результаты.
5.8. Проектный продукт.
5.9. Выводы по результатам исследования и перспективы развития проекта.
6. Требования к организации и проведению защиты индивидуального проекта
6.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (до 7 минут), ответы на вопросы по теме проекта до 5 минут.
6.2. К защите ученик представляет: паспорт проекта, печатное описание проекта (Приложения 1,2,3,4), электронную презентацию, отзыв руководителя проекта.
6.3. Место защиты проекта – образовательное учреждение (ОУ).
6.4. ОУ определяет график защиты проектов. График защиты проектов утверждается руководителем ОУ.
6.5. ОУ создаёт аттестационную комиссию. Состав комиссии 4 человека. В комиссии должны присутствовать: представитель администрации ОУ, классный руководитель, педагог по соответствующему направлению исследования. В комиссии могут присутствовать: представители районных или городских органов образования, методических служб, Управляющего Совета ОУ, ВУЗов.
6.6. Аттестационная комиссия оценивает уровень защиты проекта в соответствии с критериями (Приложение 5).
6.7. ОУ организует при необходимости в дополнительные сроки защиту проектов для учащихся с ОВЗ, а также учащихся, отсутствовавших по уважительной причине, в основной день защиты.
6.8. Проект, получивший оценку «неудовлетворительно», возвращается учащемуся на доработку. Учащийся дорабатывает проект в течение назначенного срока и представляет к повторной защите.
6.9. Учащимся, выступавшим с проектом (исследовательской работой) успешно (призер, победитель) на муниципальном, региональном или всероссийском уровнях ставится высший балл и от защиты в ОУ они освобождаются.
7. Основные требования к критериям оценки индивидуального проекта
7.1. Критерии оценки индивидуального проекта должны учитывать четыре основных уровня сформированности навыков проектной деятельности:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
8. Основные требования к инструментарию оценки защиты реализованного проекта
8.1. Оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (презентация проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта.
8.2. Оценивание производится на основе критериальной модели.
8.3. Результаты оценивания доводятся до сведения обучающихся.
9. Итоговая отметка за индивидуальный проект
9.1. Итоговая отметка за выполнение индивидуального проекта определяется суммой баллов, поставленных каждым из 4-х экспертов аттестационной комиссии по стандартизированным критериям.
9.2. Сумма полученных баллов переводится в отметку:
| Отметка | Cумма баллов |
«отлично» |
90 – 100 |
«хорошо» |
60 – 89 |
«удовлетворительно» |
30 – 59 |
«неудовлетворительно» |
0 – 29 |
9.3. Отметка за выполнение проекта вносится в аттестат отдельной строкой: «Выполнение итогового проекта».
10. Поощрения участникам конференции
10.1. Все участники конференции награждаются Дипломами победителей в номинациях: «За красоту научного эксперимента», «За ораторское искусство», «За актуальность исследования», «За исследовательское мастерство», «За широту научного взгляда», «За нетривиальный подход к исследуемой проблеме», «За воплощение творческого замысла» (образец в Приложении 6).
10.2. Авторы лучших проектов по каждому направлению награждаются Дипломами победителей в номинации «Лучший проект» (образец в Приложении 7) и памятными значками (Приложение 8).