Программа «Школа России».
Метапредметная тема: Определение и понятие.
Цели:
- Повторение материала об имени существительном, обозначающем предметы и явления природы. Расширение понятия об имени существительном, обозначающем действия и признаки. Различение категорий: понятие и определение.
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умения самостоятельно решать учебные задачи, анализировать и синтезировать учебный материал. Развитие фонематического слуха, внимания, абстрактного и логического мышления, речи.
- Воспитание любви к русскому языку, культуры учебного труда.
Оборудование:
- Слайд-презентация, карточки для составления схемы «Имя существительное обозначает предметы, явления природы, действия и признаки». Игрушка Крош («Смешарик»). Бланки тетрадей «Лесной школы» (цветные рамочки со Смешариками).
- «Секретное задание» для 3 учащихся: стихи-загадки о частях речи. Всему классу дается творческое задание: нарисовать рисунок-схему «Имя существительное».
Есть один седой старик.
Превращаться он привык
В шляпу, бабушку, котлету,
В кактус, зонтик и ракету,
В тапочки, в слова, в конфеты -
Словом, в разные предметы! (имя существительное)Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)Что без меня предметы?
Лишь названия!
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт! (глагол)
Слайд |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 2 |
Оргмомент Приветствие учащихся, пожелание успехов в изучении новой темы. |
Настраиваются на учебную деятельность |
|
Запись в тетради числа. |
Называют число, день недели и т.д. |
3 |
Повторение |
3 подготовленных ученика загадывают загадки об изученных частях речи. |
|
|
1 ученик |
4 |
- Что вы знаете об имени существительном? |
Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает предметы и явления природы. |
5 |
- Проверьте ваш ответ. |
- Правильно! |
6 |
|
2 ученик |
|
- Что вы знаете об имени прилагательном? |
Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Обозначает признак предмета |
7 |
- Проверьте ваш ответ. |
- Правильно! |
8 |
|
3 ученик |
|
- Что вы знаете о глаголе? |
Глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? обозначает действие предмета. |
9 |
- Проверьте ваш ответ. |
- Правильно! |
|
- Спасибо нашим ребятам за подготовку «Секретного задания»! Классу спасибо за работу. |
|
10 |
- Все ли части речи вы назвали? |
- Нет. |
11 |
Метапредмет |
Слушают. |
12 |
Объявление темы урока. |
Слушают.
Хором читают со слайда. |
13 |
Актуализация знаний. |
1 ученик начинает, остальные внимательно слушают и по цепочке дополняют. |
|
- Ребята! Кто из вас внимательно слушал все ответы и может прокомментировать их? |
1 ученик комментирует рассказ и высказывает свое мнение об услышанном. |
|
- Как вы думаете, вы все знаете об имени существительном? |
Отвечают |
14
15 |
- Откройте учебник стр. 52 упр.4. Самостоятельно прочитайте задание. Есть вопросы? |
Самостоятельно читают задание.
- Выбрать имена существительные, обозначающие предметы и явления природы. |
|
Ситуация выбора |
Ученики выбирают себе пару для работы у доски. |
|
- 1 пара выписывает имена существительные, обозначающие предметы, а 2 пара - явления природы. |
Класс работает в тетрадях, пары – на доске. |
|
- Если у вас возникают вопросы, обращайтесь за помощью. |
|
|
- Проверим работу на доске. Что скажете? |
Класс комментирует выполнение работы. Дополняет. Исправляет. |
16 |
Проблемная ситуация |
- Нет. Оставшиеся слова обозначают не предметы и не явления природы. |
17 |
- Прочитайте эти слова. Что заметили? - Сделайте вывод. |
Читают хором. Варианты ответов. – Эти слова обозначают действие. |
|
- Дополнили понятие об имени существительном? Расскажите! |
Хором: Имена существительные обозначают действие. |
|
- Запишите в тетради новое понятие. Запомните его. |
|
|
- Какая проблема у вас возникает? |
- Имена существительные, которые обозначают действие, похожи на глаголы. |
|
Самостоятельный поиск решения проблемы. |
- Да. Готовятся к работе в группах. Устное обсуждение. |
|
Вариативность |
Варианты |
|
- Сделаем вывод: КАК различить имена существительные, которые обозначают действие, и глаголы? |
- По вопросам! |
18 |
ФИЗМИНУТКА |
Дети выполняют движения.
- Все существительные обозначают действия! Это наше новое понятие! - По вопросам: ЧТО? – имена существительные, которые обозначают действия. |
|
Применения нового знания на практике |
|
19 |
- Почему вы засмеялись? |
|
|
- Из сказочного леса сегодня к вам на урок пришёл один из Смешариков. Угадаете, кто это? |
- 2011. Год кролика! Крош! |
|
Крош: - Ребята! Мне в лесной школе задали секретное домашнее задание. Поможете мне его выполнить? |
- Поможем! |
20 21 |
Стр. 53 упр. 6. |
|
|
Крош: - Ребята! В нашей лесной школе тетради тоже необычные. Командиры групп, подойдите, получите по листу. Если есть вопросы, обращайтесь за помощью. |
По 1 человеку от каждой группы получают лист на группу для письменного выполнения работы. |
|
- Проверка. |
Командиры выходят к доске и читают, как распределили слова по группам. |
|
- Почему возникли сложности? |
- Мы еще этого не знаем. |
|
- Давайте вместе узнаем! Прочитайте оставшиеся слова. |
Читают хором. Варианты ответов. (Признак) - Посмотреть в научной книге. |
22 |
- Откройте учебник стр.55. Здесь – научное определение понятия имени существительного. Прочитайте его. |
Хором читают 1 ученик выразительно читает. |
23 |
- Что нового вы узнали? |
- Имя существительное обозначает действия и признаки. Подчеркивают карандашом и ставят ! Имя существительное… обозначает … действия и признаки. Читают |
24
25 |
- Вы достаточно хорошо усвоили новую тему? |
- Надо еще потренироваться.
Отвечают.
Учат.
В паре рассказывают. |
26 |
Итог урока. Рефлексия. |
Дети говорят главное, что необходимо запомнить. Высказывают свое мнение об уроке. |
27 |
Спасибо. Урок окончен. |
|