Конспект урока по русскому языку "Понятие об имени существительном". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: УМК «Школа России», имя существительное, имя прилагательное как часть речи


Программа «Школа России».

Метапредметная тема: Определение и понятие.

Цели:

  • Повторение материала об имени существительном, обозначающем предметы и явления природы. Расширение понятия об имени существительном, обозначающем  действия и признаки. Различение категорий: понятие и определение.
  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умения самостоятельно  решать учебные задачи, анализировать и синтезировать учебный материал. Развитие фонематического слуха, внимания, абстрактного и логического мышления, речи.
  • Воспитание любви к русскому языку, культуры учебного труда.

Оборудование:

  • Слайд-презентация, карточки для составления схемы «Имя существительное обозначает предметы, явления природы, действия и признаки». Игрушка Крош («Смешарик»). Бланки тетрадей «Лесной школы» (цветные рамочки со Смешариками).
  • «Секретное задание» для 3 учащихся: стихи-загадки о частях речи. Всему классу дается творческое задание: нарисовать рисунок-схему «Имя существительное».

Есть один седой старик.
Превращаться он привык
В шляпу, бабушку, котлету,
В кактус, зонтик и ракету,
В тапочки, в слова, в конфеты -
Словом, в разные предметы! (имя существительное)

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)

Что без меня предметы?
Лишь названия!
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт! (глагол)

 Слайд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

Оргмомент

Приветствие учащихся, пожелание успехов в изучении новой темы.

Настраиваются на учебную деятельность
Читают хором

 

Запись в тетради числа.
- Ребята! Что вы скажете о сегодняшнем дне?

Называют число, день недели и т.д.

3

Повторение
- Ваши одноклассники приготовили вам секретное задание.
- Ваша цель – внимательно слушать и угадать название части речи.

3 подготовленных ученика загадывают загадки об изученных частях речи.

 

 

1 ученик
Есть один седой старик.
Превращаться он привык
В шляпу, бабушку, котлету,
В кактус, зонтик и ракету,
В тапочки, в слова, в конфеты -
Словом, в разные предметы!
- Имя существительное!

4

- Что вы знаете об имени существительном?

Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает предметы и явления природы.

5

- Проверьте ваш ответ.

- Правильно!

6

 

2 ученик
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Имя прилагательное!

 

- Что вы знаете об имени прилагательном?

Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Обозначает признак предмета

7

- Проверьте ваш ответ.

- Правильно!

8

 

3 ученик
Что без меня предметы?
Лишь названия!
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт!
- Глагол!

 

- Что вы знаете о глаголе?

Глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? обозначает действие предмета.

9

- Проверьте ваш ответ.

- Правильно!

 

- Спасибо нашим ребятам за подготовку «Секретного задания»! Классу спасибо за работу.

 

10

- Все ли части речи вы назвали?
- Какие еще части речи вы знаете?

- Нет.
Перечисляют.

11

Метапредмет
- Каждый день мы узнаем новое, встречаем новые понятия и их определения. Так мы знакомимся с целостной картиной мира. Изучить науку без понятий нельзя. Вы становитесь старше, узнаете все больше, расширяете свой кругозор.

Слушают.

12

Объявление темы урока.
- На сегодняшнем уроке мы расширим понятие об имени существительном, дополним его определение.
- Прочитаем тему нашего урока вместе.
- Тему урока я запишу на доске.

Слушают.

 

Хором читают со слайда.

13

Актуализация знаний.
- Сначала выясним, что вы уже знаете об имени существительном?

1 ученик начинает, остальные внимательно слушают и по цепочке дополняют.

 

- Ребята! Кто из вас внимательно слушал все ответы и может прокомментировать их?

1 ученик комментирует рассказ и высказывает свое мнение об услышанном.

 

- Как вы думаете, вы все знаете об имени существительном?
- Готовы продолжить изучение этой части речи?

Отвечают

14

 

15

- Откройте учебник стр. 52 упр.4. Самостоятельно прочитайте задание. Есть вопросы?
- Как вы поняли, что надо сделать?
На доске прикрепляю слова схемы «Имя существительное обозначает предметы, явления природы»

Самостоятельно читают задание.

 

- Выбрать имена существительные, обозначающие предметы и явления природы.

 

Ситуация выбора
- Я приглашаю к доске 2 учащихся, а они выберут себе помощников.

Ученики выбирают себе пару для работы у доски.

 

- 1 пара выписывает имена существительные, обозначающие предметы, а 2 пара - явления природы.

Класс работает в тетрадях, пары – на доске.

 

- Если у вас возникают вопросы, обращайтесь за помощью.

 

 

- Проверим работу на доске. Что скажете?
Самопроверка в тетрадях.

Класс комментирует выполнение работы. Дополняет. Исправляет.

16

Проблемная ситуация
- Смогли ли вы до конца выполнить задание? Почему?

- Нет. Оставшиеся слова обозначают не предметы и не явления природы.

17

- Прочитайте эти слова. Что заметили?

- Сделайте вывод.
Добавляю к схеме «действие»

Читают хором. Варианты ответов.

– Эти слова обозначают действие.

 

- Дополнили понятие об имени существительном? Расскажите!

Хором: Имена существительные обозначают действие.

 

- Запишите в тетради новое понятие. Запомните его.

 

 

- Какая проблема у вас возникает?

- Имена существительные, которые  обозначают действие, похожи на глаголы.

 

Самостоятельный поиск решения проблемы.
- Хотите научиться различать имена существительные, которые  обозначают действие, и  глаголы?
- Сейчас вы будете работать в группе и искать ответ на вопрос: КАК различить имена существительные, которые  обозначают действие, и  глаголы?
Стр. 53 упр. 5. Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно?

 

- Да.

Готовятся к работе в группах.

Устное обсуждение.

 

Вариативность
- Кто может ответить на поставленный вопрос?

Варианты

 

- Сделаем вывод: КАК различить имена существительные, которые  обозначают действие, и  глаголы?
- Молодцы! Вы сами назвали способ различения частей речи!

- По вопросам!

18

ФИЗМИНУТКА
- Читаем хором и выполняем:
Ходьба,
Плавание,
Приседания,
Бег.
- Что заметили?
- Как доказать, что эти слова – имена существительные, которые обозначают действия?

 

Дети выполняют движения.

 

 

- Все существительные обозначают действия! Это наше новое понятие!

- По вопросам: ЧТО? – имена существительные, которые обозначают действия.

 

Применения нового знания на практике
- Вы познакомились с новыми понятиями. Вы теперь можете их применить? И другим сможете помочь?

 

19

- Почему вы засмеялись?

 

 

- Из сказочного леса сегодня к вам на урок пришёл один из Смешариков. Угадаете, кто это?
- В начале урока вы назвали мне число. А какой наступил год?

 

- 2011. Год кролика! Крош!

 

Крош: - Ребята! Мне в лесной школе задали секретное домашнее задание. Поможете мне его выполнить?

- Поможем!
- Какое?

20

21

Стр. 53 упр. 6.
- Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно? Что необходимо сделать?

 

 

Крош: - Ребята! В нашей лесной школе тетради тоже необычные. Командиры групп, подойдите, получите по листу. Если есть вопросы, обращайтесь за помощью.

По 1 человеку от каждой группы получают лист на группу для письменного выполнения работы.
Работа в группе.

 

- Проверка.

Командиры выходят к доске и читают, как распределили слова по группам.

 

- Почему возникли сложности?

- Мы еще этого не знаем.

 

- Давайте вместе узнаем! Прочитайте оставшиеся слова.
- Как можно назвать эту группу имен существительных?
- Как выяснить, кто из вас прав?
- А где это?

Читают хором.

Варианты ответов. (Признак)

- Посмотреть в научной книге.
- В учебнике.

22

- Откройте учебник стр.55.  Здесь – научное определение понятия имени существительного. Прочитайте его.
- Кто сможет красиво, выразительно прочитать определение?

Хором читают

1 ученик выразительно читает.

23

- Что нового вы узнали?
- Расширилось определение понятия имени существительного?
- Подчеркните карандашом НОВОЕ, что вы узнали на уроке.
- Какую тему мы сегодня изучали? Давайте еще раз со слайда прочитаем научное определение понятия имя существительное.

- Имя существительное обозначает действия и признаки.

Подчеркивают карандашом и ставят ! Имя существительное… обозначает … действия и признаки.

 Читают

 

 

24

 

 

25

- Вы достаточно хорошо усвоили новую тему?
- Дома у вас будет возможность самостоятельно это проверить. Стр. 54 упр. 7. Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно? Что необходимо сделать? Выучите новое научное определение.
- Крош приготовил для каждого из вас тетради «Лесной школы». Пока я вам их раздаю, в парах попробуйте выучить новое научное определение.
Работа в паре
- Задайте друг другу вопросы. Расскажите новое.

- Надо еще потренироваться.

 

 

Отвечают.

 

Учат.

 

В паре рассказывают.

26

Итог урока. Рефлексия.

Дети говорят главное, что необходимо запомнить. Высказывают свое мнение об уроке.

27

Спасибо. Урок окончен.

 

Приложение