Актуальной проблемой современной педагогики является поиск таких средств, форм и методов обучения, которые бы способствовали формированию и сохранению положительной внутренней мотивации на уроках. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности.
Одним из эффективных способов повышения внутренней мотивации, условием обучения с удовольствием может стать игрофикация образования – процесс и результат применения игровых подходов в неигровых ситуациях с целью повышения мотивации обучающихся, их вовлеченности в обучение, в решение различных образовательных задач, и как результат повышение вероятности достижения поставленной цели.
Ключевое условие реализации ФГОС – это системно-деятельностный подход в образовании. Поэтому одной из основных задач современного учителя является предоставление возможности творческого практического применения приобретенных знаний и навыков. В арсенале учителя много технологий, помогающих в реализации этой задачи. Одной из них является технология образовательных квестов. Почему я выбираю именно эту технологию?
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими.
Квест как современная педагогическая технология решает следующие задачи:
- Образовательные (организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме).
- Развивающие (развитие интереса к предмету деятельности, расширение кругозора, эрудиции, мотивации).
- Воспитательные (воспитание личной ответственности за выполнение задания, умения слушать и прислушиваться к мнению других участников).
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
- Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для учащихся.
- Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
- Эмоциональная окрашенность заданий.
- Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
- Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Учащиеся в процессе прохождения квеста постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению вглубь явлений.
Также при разработке квеста я применяю элементы геймофикации. Что такое геймофикация? Геймофикация – введение дополнительных игровых правил в существующий контекст.
Один из простейших уровней геймофикации – это программы лояльности: коллекционирование баллов, наклеек, переход между уровнями, использование других игровых элементов.
Таким образом, этот подход позволяет превратить рутину в игру, а сложные или неприятные процессы – в увлекательные приключения.
Проведённые мною квесты были созданы по мотивам известных мультфильмов («Цифрополис» по мультфильму «Зверополис», «Семейка бесконечных периодических дробей» по мультфильму «Семейка Крудс», «В поисках дроби от числа» по мультфильму «В поисках Дори» и многие другие) и телеперадач («Форт Боярд»; «Поле десятичных дробей» по мотивам «Поле Чудес»).
Вместе с учащимися мы:
- помогали самому быстрому ленивцу Цифрополиса Флэшу сделать годовой отчёт;
- пробирались через непроходимые джунгли, чтобы отыскать новый дом для доисторической семьи Крудс;
- собирали жемчужины вместе с рыбкой Дори;
- разгадывали загадки старца Фура и решали логические задачи от мастеров Теней.
Применяя на своих уроках технологию квестов, могу сказать, что ребята научились договариваться, учитывать мнения друг друга и согласовывать свои действия при решении учебной задачи. Все это приносит положительные метапредметные результаты и в конечном итоге успешно формирует личностные и коммуникативные УУД.
Как организовать урок так, чтобы всем детям на уроке было интересно? Для этого я активно использую смарт-технологии. QR-коды сегодня стали обыденным делом. Откройте каталог, посмотрите, например, на упаковку чая или взгляните на доску объявлений, и вы наверняка увидите QR-код. Для того чтобы декодировать информацию, надо лишь на несколько секунд поднести камеру смартфона с установленной программой к его изображению. Программа произведёт дешифровку, а затем предложит выполнить определенное действие, предусмотренное в содержимом кода.
Или представьте себе ситуацию: начало урока. На экран выводится вопрос. 30 участников теста поднимают карточки, а автор опросника при помощи телефона моментально получает ответы учащихся одним нажатием кнопки и выводит их на экран. Фантастика? Я думаю - Да!
Для реализации опроса на уроке вам понадобится приложение Plickers в телефоне. Ученики видят вопрос и варианты ответа. Для того чтобы дать ответ, им необходимо поднять свою карточку с QR-кодом так, чтобы верный, по их мнению, ответ оказался вверху карточки. Ваша задача – навести камеру телефона на карточки учеников. Приложение моментально выводит результаты.
Бесспорными плюсами приложения являются простота в использовании, скорость обработки, а также тот факт, что глядя на qr-код соседа, невозможно понять, какой ответ он дал.
Как можно использовать QR-код на уроках?
- Кодирование заданий для групповой или индивидуальной работы.
- Ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме.
- Коллекции комментариев, информационных блоков и активных ссылок для работы над проектом.
Предлагаю Вам попробовать на себе применение данной технологии (приложение Plickers).
Ответьте на следующий вопрос: Найдите значение выражения: 12 + 8=?
- А : 4;
- С : 21;
- B : 20;
- D : 96.
Недавно я познакомилась с еще одним не менее интересным смарт-приложением – ZipGrade.
Zip Grade – приложение, которое помогает за считанные минуты проверить большой объём текстовых заданий. 100 тестов за перемену? Легко!
Как пользоваться Zip Grade?
- Скачать приложение на гаджет с камерой;
- Загрузить ответы на вопросы теста;
- Распечатать специальные бланки;
- После того, как дети подписали лист и выбрали варианты ответов, сканируем с помощью камеры каждый бланк. В приложении сохраняется общая статистика по классу.
Бесспорным помощником в создании интерактивных квестов, как в очном, так и в дистанционном обучении, является приложение Learnis. Learnis - платформа, позволяющая создавать веб-квесты в жанре «выход из комнаты». Перед игроками ставится задача выбраться из комнаты, используя различные предметы, находя подсказки и решая логические задачи. Добавляя содержание своей дисциплины, педагог делает квест образовательным и увлекательным.
Я считаю, что квест-технология и смарт-технологии - это инструменты, которые, повышают мотивацию к учению, и способны улучшить качество образования, и развить универсальные учебные действия, и сформировать творческий потенциал личности ребенка. Данные технологии можно применять как на уроках, так и на внеурочных занятиях. И это у меня хорошо получается!