Ход занятия
Подготовительная работа с учениками: фотографии, на которых сняты ребята со своими бабушками и дедушками, рисунки учащихся.
Часть 1. Мотивационная (10 минут)
Приветствие участников.
1. Диалог.
Учитель: – Один мудрый психолог придумал необычную карту – карту человеческих отношений. На ней нанесены два больших острова – остров Детства и остров Старости. На острове Детства живут озорные дети. Остров Старости населяют мудрые пожилые люди. «У жизни два слабых, нуждающихся в поддержке отрезка: её начало и её конец». Это детство и старость. Скажите, а какой мост может соединить эти острова? Как вы думаете, легко ли выстраивать отношения между детьми и пожилыми людьми?
Возможные ответы учеников: – Пожалуй, мост человеческих отношений, любовь, общие дела…Не всегда легко из-за возраста…
2. Практическое задание.
Учитель: - Вы принесли фотографии и (или) рисунки, где вы с пожилыми членами своей семьи. Очень приятно на них смотреть! Дедушки и бабушки стольким вещам вас могут научить, столько всего рассказать. Предлагаю чуть больше рассказать о том, как вы проводите время. Перед вами на доске некоторые совместные дела, наверняка, многое вы делаете вместе, подойдите и приклейте стикер там, где предложенное делаете точно или часто (можно отметить несколько дел):
Запись на доске (или на слайде) или прикреплённые карточки на доске:
С бабушкой, дедушкой
- Поёте, рассказываете истории, читаете, играете в настольные игры.
- Учитесь чему-то, мастерите.
- Готовите, убираете.
- Занимаетесь спортом.
- Гуляете на свежем воздухе, ездите вместе отдыхать.
- Ходите в кино, музеи, театры, на концерты.
Учитель: - Отлично получилось!
Часть 2. Основная часть (20 минут)
Учитель: - Надеюсь, достаточно часто вы видитесь со своими дедушками и бабушками. И вы нуждаетесь в них, и они нуждаются в вашем внимании и в вашей помощи. Нужно понимать, что с возрастом они могут слабеть, и наше понимание и поддержка им необходимы. Проанализируем вместе ситуацию, в которой оказались герои рассказа Б. Екимова «Ночь исцеления» - внук и бабушка (* Можно прочитать рассказ на уроке. Можно ограничиться фрагментами из него, размещёнными на слайдах).
Слайды презентации
1 слайд

2 слайд

«Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще… с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. Конечно, все просыпаются …Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» …Водили ее к врачам. Ничего не помогало. И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад. И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету. Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще… Баба Дуня радовалась…разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша…».
3 слайд

Но среди ночи Гриша проснулся от крика: – Люди добрые! Карточки потеряла! Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят… – Бабаня! Бабаня! – позвал он. – Проснись… Она чувствовала себя такой виноватой. …Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка,– это отец… А потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила: – Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: – Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали».
«…Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня…Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть…Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – Вот ваши карточки, бабаня… Это ваши, вы обронили. А я поднял…Не сразу пришли слова. Но пришли: Не надо плакать, – громко сказал он. – Карточки целые. Возьмите хлеба и несите детишкам. Баба Дуня смолкла…Слезы Гриши катились и катились. Они шли от сердца… Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет, лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.»
Беседа по вопросам:
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Почему кричала по ночам баба Дуня?
- Как вы относитесь к средству, которым родители Гриши успокаивали бабу Дуню?
- Почему Грише удалось найти свой способ утешить бабушку?
- Почему можно говорить о том, что исцеление случилась не только с бабой Дуней, но и с Гришей?
Часть 3. Заключение-вывод (10 минут)
Учитель: - Бабушки и дедушки – ваша опора. Они участвуют в вашем воспитании. Они опытные люди, и готовят вас к будущей жизни, учат полезным вещам, помогают избегать ошибок и неудач. Но пожилые люди слабеют, поэтому нуждаются в поддержке детей и внуков, в вашем внимании.
Практическое задание.
Снова вспомните о своих бабушках и дедушках.
Ваша задача на листке записать ответы на вопросы о ваших дедушках и бабушках:
- День, месяц и год их рождения? (Если год рождения определить трудно, напишите, сколько им лет, хотя бы примерно).
- Какое у них любимое блюдо?
- Любимые книга, песня, кино, актер и т.п.? (на выбор)
- Кем они работали (или ещё работают)?
- За какой работой дома вы их видите чаще всего?
- Как они проводят субботу и воскресенье?
- Чаще всего вы приезжаете в гости к бабушке и дедушке (или звоните) или они к вам?
Учитель: - Внимательно посмотрите на свои записи. О чем, как вы думаете, говорит количество ответов? (О нашем внимательном или невнимательном отношении.) Подумайте, ребята, над этими ответами. Сделайте для себя необходимые выводы. Как растение не может жить без корня, так и мы не существовали бы без наших корней – родных. Значит, бабушки и дедушки ‒ это связующее звено между нашим настоящим и прошлым. Именно они рассказывают вам историю семьи и помогают почувствовать неразрывную связь с прошлыми поколениями. А вы ‒ их связь с настоящим и будущим.
* Занятие предполагает постразговор дома и на других занятиях (детей с родителями о бабушках, дедушках, внуков с пожилыми членами семьи, одноклассников друг с другом, учеников с учителем) с целью осмысления поднятых тем, рефлексии и, возможно, коррекции линий поведения для укрепления семейных связей.