Конспект урока по теме "Имя прилагательное" (повторение)

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: Имя прилагательное, имя прилагательное как часть речи


Цель урока:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся о морфологических признаках имени прилагательного; повторение орфографических правил, связанных с написанием имен прилагательных;
  • закрепление знаний о синтаксической роли прилагательного в предложении.

Ход урока

Оргмомент. Учитель приветствует обучающихся.

Откроем тетради, запишем: число, классная работа.

Разминка – 5 мин.

Я буду записывать на доске слова, а вы говорите, где в каждом слове следует поставить ударение: документ, торты, звонит, свёкла, цепочка, сливовый, фарфор.

Запишите эти слова, расставьте ударение.

Определение темы – 5 мин.

Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам обратиться к поэтическому тексту. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кто может прочитать эти строчки?

Слайд 1.

Лес, точно терем ______
_____________________
_______________ стеной
Стоит над _____ поляной.
И.А. Бунин

- Все ли понятно в этом стихотворении? Можем ли мы точно представить, о чем идет речь?

- Нет

- А почему? Как вы думаете, слов какой части речи нам не хватает?

- Прилагательных / эпитетов.

- Правильно! Давайте посмотрим, как будет звучать стихотворение, если дополнить его эпитетами/прилагательными.

Слайд 2.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.А. Бунин

- Стало лучше?

- Да!

- Как будет звучать тема нашего урока?

Тема: «Имя прилагательное как часть речи».

- Ребята, какая орфограмма встречается в слове «прилагательное»? От чего зависит написание гласной в этом корне? (корень -лаг- чередование гласных в корне).

- Верно! Что же именно нам предстоит сегодня вспомнить.

Сформулируем задачи урока:

  1. Вспомнить морфологические признаки имени прилагательного.
  2. Закрепить изученные орфограммы имени прилагательного.
  3. Вспомнить синтаксическую роль имен прилагательных.

Слова, выделенные курсивом, на доске пропущены. Ученики формулируют задачи урока сами.

Актуализация знаний по теме.

- Что же такое имя прилагательное? Кто может дать определение?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Слайд 3

- Запишем предложение. Каким членом предложения являются имена прилагательные.

По зеркальной поверхности озера плавали белые лебеди.

- Определением.

- Верно. А каким еще чп может быть имя прилагательное? Запишите свой пример (Поверхность озера зеркальна. Лебеди были белые).

Рабочий лист.

Обратимся к рабочему листу.

(Возможна работа по группам. Трое работают у доски).

Задание 1

- Как определяется падежное окончание имён прилагательных?

(по вопросу, кроме формы им. и вн. п, ед. ч. м.р). Что вам помогло? От чего к чему мы задаём вопрос? (от сущ. к прил).

Задание 2

- В каких текстах чаще всего встречаются имена прилагательные? Для чего они служат?

Слайд 6

- Давайте немного поиграем. Вспомним литературных героев.

Как бы охарактеризовали этих литературных героев только с помощью прилагательных? Что можно о них сказать?

- А кто скажет, как называются слова одной части речи, имеющие противоположное значение? Очень хорошо – антонимы. Попробуйте узнать следующих литературных героев.

- Поиграли, а теперь продолжим работу. Обратимся к заданию №3 на рабочем листе. Внимательно прочитайте задание. Как вы думаете, какая орфограмма нам встретиться в этом задание? (о, е после шипящих и ц).

О, Е после шипящих.

- Кто может рассказать правило написание о, е в прилагательных?

Проверяем на слайде с правилом.

- Сделаем упражнение на рабочем листе.

Краткие прилагательные.

- Что вам известно о кратких прилагательных?

Изменяются по родам (в ед. ч), по числам. В предложении является сказуемым. После шипящих не пишется ь (могуч). Ударение падает на тот же слог, что и в полной форме, кроме ж.р.

Что мы повторили сегодня на уроке? Что вам понравилось на уроке, а что не очень?

Домашнее задание

Морфологический разбор прилагательных:

Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой.