Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя совершенствование всех сторон речи: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте, овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества.
Эффективнее всего развивать речь, конечно же, в игровой форме.
Данная методическая разработка представляет собой серию игр с кубиком, которые будут способствовать всестороннему развитию речи детей дошкольного возраста.
Изображения на кубике подобраны таким образом, что позволяют системно охватить широкий диапазон задач по развитию речи: расширение, обогащение и закрепление словаря (существительных, прилагательных, глаголов); развитие умения составлять словосочетания, предложения, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, согласования слов в предложении, составление описательных рассказов, развитие фонематических процессов, памяти, внимания, мышления, воображения, коммуникативных навыков.
Такие кубики многофункциональны, вариативны, просты в изготовлении, удобны в использовании. Каждый кубик может быть использован как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога. А самое главное, они интересны детям.
В них можно играть за столом, на ковре, в кругу.
Правила игры просты - бросай кубик и выполняй задания. Каждую лексическую тему можно раскрыть, играя в кубики. В зависимости от речевых задач можно менять количество кубиков их содержание (картинки).
Игры доступны для детей любого возраста и разного уровня развития речи.
Цель: развитие всех сторон речи детей дошкольного возраста с помощью игровых кубиков.
Задачи:
- Формирование связной речи.
- Обогащение и активизация словаря детей.
- Развитие фонематических процессов.
- Развитие грамматической компетенции.
- Формирование активной коммуникативной позиции.
Оборудование и материалы: Кубики с разными картинками на гранях, пластмассовые кубики и наборы картинок, по разным лексическим темам, липучки.
Форма организации работы с играми:
- совместная деятельность педагога и ребенка;
- парами, бросая кубики по очереди или одновременно.
- индивидуально, бросают каждый кубик по очереди, выполняют задания на выпавших гранях.
Варианты изготовления кубиков
1 вариант
Для игры можно использовать готовые пластмассовые кубики размером 6×6см или 8×8см. На каждую грань приклеить липучки (они гарантируют многоразовое использование). Подобрать картинки по различным темам (овощи и фрукты, животные, одежда, семья и т.д.). Распечатать их на плотной бумаге или картоне, вырезать. Аккуратно соединить все элементы (липучки к кубикам и вырезанным картинкам), проверяем, надежно ли держатся липучки. Соединяем кубик с картинкой и начинаем играть.

2 вариант
Нарисовать развёртку кубика в документе Microsoft Word, подобрать и вставить картинки, распечатать на принтере в нужном размере, вырезать и склеить.

Варианты игр с кубиком
1. Игра «Назови и опиши» (Приложение 4)
Цель: Учить составлять описательные рассказы о фруктах, овощах.
Ход игры: Картинки на кубике: лимон, помидор, яблоко, морковка, огурец, груша.
По выпавшим картинкам играющий придумывает описательный рассказ о фрукте или овоще.
Образец:
- Лимон - жёлтый, овальный, кислый, растёт на дереве, кладут в чай.
- Яблоко - зелёное, круглое, сладкое; растёт на дереве; из него варят варенье, готовят сок; пекут пироги.
- Помидор - красный, круглый, кисло-сладкий, растет на грядке, из него готовят салат, сок, суп, кетчуп.
2. Игра «Расскажи» (Приложение 6, Приложение 3)
Цель: развитие умения составлять словосочетание из 2-х кубиков.
Ход игры: Одновременно бросаются 2 кубика.По выпавшим картинкам играющий придумывает словосочетание или короткое предложение.
- 1 кубик – персонаж (мальчик, девочка, мама, папа, бабушка, дедушка).
- 2 кубик – действие (рисует, едет, ест, спит, читает, плавает)
3. Игра «Волшебный кубик» (Приложение 2)
Развитие связной речи, мышления, воображения.
Ход игры: На гранях куба изображены:лиса, корова, кошка, собака, заяц, медведь (картинки можно менять по желанию).
Ребенок подбрасывает кубик, называет картинку, которая оказалась сверху, и придумывает с ней предложение.
4. «Подбери признак» (Приложение 1)
Цель: образование прилагательных и согласование их с именами существительными. Обогащать словарь детей существительными, прилагательными.
На гранях куба изображения предметов одежды: куртка, шарф, платье, шуба, сапоги, кофта.
Ход игры: Ведущий бросает кубик, приговаривая:
«Кубик в руки я возьму,
Покручу, как захочу.
Куб картинку покажи,
А Серёжа (Маша…) расскажи.
Ребёнок, имя которого назвал ведущий, называет предмет одежды, выпавший на картинке, и подбирает к нему признак, опираясь на вопросы:
Какой? Какая? Какие? Какое?
- Платье (какое?) - жёлтое, красивое, нарядное.
- Куртка (какая?) - красная, тёплая, зимняя.
- Шарф (какой?) - длинный, пушистый, вязанный.
- Шуба (какая?) - коричневая, тёплая, меховая.
- Сапоги (какие?) - резиновые, голубые, удобные.
- Кофта (какая?) - серая, мягкая, красивая.
5. Игра «Звуковая песенка» (Приложение 5)
Цель: уточнение правильного произношения гласных звуков, закрепление понятия «гласный звук».
Ход игры: на гранях куба гласные буквы. Какая буква выпала, тот звук ребёнок должен пропеть.
6. Игра «Назови звук» (Приложение 8)
Цель: упражнять в умении определять первый звук вслове, составлять слова из выделенных звуков. Развивать фонематический слух, память, внимание.
Ход игры:
Вариант 1. Ребенок бросает кубик, рассматривает картинку, называет предмет, и определяют первый звук в его названии (или все звуки).
Вариант 2 (усложнённый). Придумать слово, которое будет начинаться с первого звука на картинке, выпавшей на грани кубика.
7. Игра «Рифмы» (Приложение 7)
Цель: развитие речи, памяти, слухового внимания, умения правильно употреблять слова в речи. Расширение словаря.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик и придумывает рифму к выпавшей картинке.
- Машинка - картинка,снежинка,слезинка,тропинка,свинка,калинка,спинка,калинка, корзинка.
- Лягушка - ватрушка, подружка, болтушка,хохотушка,толстушка,веснушка,кукушка,подушка,старушка,петрушка, избушка, кружка, пушка, мушка, сушка.
- Кошка- ладошка, гармошка, картошка, дорожка, ложка, лепёшка, сороконожка, Антошка, обложка.
- Шишка - мышка, пышка, книжка, крышка, манишка, сынишка, покрышка, малышка, кочерыжка.
- Белка – стрелка – поделка – тарелка – побелка – грелка.
- Жук – стук, паук, лук,каблук, ноутбук, физрук, бамбук, люк.
8. Игра «Назови ласково» (Приложение 9)
Цель: образование слов в уменьшительно ласкательной форме в единственном и множественном числе.
Ход игры: Предложить ребенку бросить кубик и попросить произнести вслух, то что он видит на картинке ласково в единственном числе, а затем во множественном.
- Стул – стульчик - стульчики
- Жук - жучок - жучки
- Лист – листок - листочек
- Яблоко – яблочко - яблочки
- Зайчик – зайчонок - зайчата
- Самолет - самолетики - самолетики