Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью игровых кубиков"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, речевое развитие


Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя совершенствование всех сторон речи: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте, овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества.

Эффективнее всего развивать речь, конечно же, в игровой форме.

Данная методическая разработка представляет собой серию игр с кубиком, которые будут способствовать всестороннему развитию речи детей дошкольного возраста.

Изображения на кубике подобраны таким образом, что позволяют системно охватить широкий диапазон задач по развитию речи: расширение, обогащение и закрепление словаря (существительных, прилагательных, глаголов); развитие умения составлять словосочетания, предложения, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, согласования слов в предложении, составление описательных рассказов, развитие фонематических процессов, памяти, внимания, мышления, воображения, коммуникативных навыков.

Такие кубики многофункциональны, вариативны, просты в изготовлении, удобны в использовании. Каждый кубик может быть использован как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога. А самое главное, они интересны детям.

В них можно играть за столом, на ковре, в кругу.

Правила игры просты - бросай кубик и выполняй задания. Каждую лексическую тему можно раскрыть, играя в кубики. В зависимости от речевых задач можно менять количество кубиков их содержание (картинки).

Игры доступны для детей любого возраста и разного уровня развития речи.

Цель: развитие всех сторон речи детей дошкольного возраста с помощью игровых кубиков.

Задачи:

  • Формирование связной речи.
  • Обогащение и активизация словаря детей.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие грамматической компетенции.
  • Формирование активной коммуникативной позиции.

Оборудование и материалы: Кубики с разными картинками на гранях, пластмассовые кубики и наборы картинок, по разным лексическим темам, липучки.

Форма организации работы с играми:

  • совместная деятельность педагога и ребенка;
  • парами, бросая кубики по очереди или одновременно.
  • индивидуально, бросают каждый кубик по очереди, выполняют задания на выпавших гранях.

Варианты изготовления кубиков

1 вариант

Для игры можно использовать готовые пластмассовые кубики размером 6×6см или 8×8см. На каждую грань приклеить липучки (они гарантируют многоразовое использование). Подобрать картинки по различным темам (овощи и фрукты, животные, одежда, семья и т.д.). Распечатать их на плотной бумаге или картоне, вырезать. Аккуратно соединить все элементы (липучки к кубикам и вырезанным картинкам), проверяем, надежно ли держатся липучки. Соединяем кубик с картинкой и начинаем играть.

2 вариант

Нарисовать развёртку кубика в документе Microsoft Word, подобрать и вставить картинки, распечатать на принтере в нужном размере, вырезать и склеить.

Варианты игр с кубиком

Приложения 1–9

1. Игра «Назови и опиши» (Приложение 4)

Цель: Учить составлять описательные рассказы о фруктах, овощах.

Ход игры: Картинки на кубике: лимон, помидор, яблоко, морковка, огурец, груша.

По выпавшим картинкам играющий придумывает описательный рассказ о фрукте или овоще.

Образец:

  • Лимон - жёлтый, овальный, кислый, растёт на дереве, кладут в чай.
  • Яблоко - зелёное, круглое, сладкое; растёт на дереве; из него варят варенье, готовят сок; пекут пироги.
  • Помидор - красный, круглый, кисло-сладкий, растет на грядке, из него готовят салат, сок, суп, кетчуп.

2. Игра «Расскажи» (Приложение 6, Приложение 3)

Цель: развитие умения составлять словосочетание из 2-х кубиков.

Ход игры: Одновременно бросаются 2 кубика.По выпавшим картинкам играющий придумывает словосочетание или короткое предложение.

  • 1 кубик – персонаж (мальчик, девочка, мама, папа, бабушка, дедушка).
  • 2 кубик – действие (рисует, едет, ест, спит, читает, плавает)

3. Игра «Волшебный кубик» (Приложение 2)

Развитие связной речи, мышления, воображения.

Ход игры: На гранях куба изображены:лиса, корова, кошка, собака, заяц, медведь (картинки можно менять по желанию).

Ребенок подбрасывает кубик, называет картинку, которая оказалась сверху, и придумывает с ней предложение.

4. «Подбери признак» (Приложение 1)

Цель: образование прилагательных и согласование их с именами существительными. Обогащать словарь детей существительными, прилагательными.

На гранях куба изображения предметов одежды: куртка, шарф, платье, шуба, сапоги, кофта.

Ход игры: Ведущий бросает кубик, приговаривая:

«Кубик в руки я возьму,
Покручу, как захочу.
Куб картинку покажи,
А Серёжа (Маша…) расскажи.

Ребёнок, имя которого назвал ведущий, называет предмет одежды, выпавший на картинке, и подбирает к нему признак, опираясь на вопросы:

Какой? Какая? Какие? Какое?

  • Платье (какое?) - жёлтое, красивое, нарядное.
  • Куртка (какая?) - красная, тёплая, зимняя.
  • Шарф (какой?) - длинный, пушистый, вязанный.
  • Шуба (какая?) - коричневая, тёплая, меховая.
  • Сапоги (какие?) - резиновые, голубые, удобные.
  • Кофта (какая?) - серая, мягкая, красивая.

5. Игра «Звуковая песенка» (Приложение 5)

Цель: уточнение правильного произношения гласных звуков, закрепление понятия «гласный звук».

Ход игры: на гранях куба гласные буквы. Какая буква выпала, тот звук ребёнок должен пропеть.

6. Игра «Назови звук» (Приложение 8)

Цель: упражнять в умении определять первый звук вслове, составлять слова из выделенных звуков. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок бросает кубик, рассматривает картинку, называет предмет, и определяют первый звук в его названии (или все звуки).

Вариант 2 (усложнённый). Придумать слово, которое будет начинаться с первого звука на картинке, выпавшей на грани кубика.

7. Игра «Рифмы» (Приложение 7)

Цель: развитие речи, памяти, слухового внимания, умения правильно употреблять слова в речи. Расширение словаря.

Ход игры: Ребёнок бросает кубик и придумывает рифму к выпавшей картинке.

  • Машинка - картинка,снежинка,слезинка,тропинка,свинка,калинка,спинка,калинка, корзинка.
  • Лягушка - ватрушка, подружка, болтушка,хохотушка,толстушка,веснушка,кукушка,подушка,старушка,петрушка, избушка, кружка, пушка, мушка, сушка.
  • Кошка- ладошка, гармошка, картошка, дорожка, ложка, лепёшка, сороконожка, Антошка, обложка.
  • Шишка - мышка, пышка, книжка, крышка, манишка, сынишка, покрышка, малышка, кочерыжка.
  • Белка – стрелка – поделка – тарелка – побелка – грелка.
  • Жук – стук, паук, лук,каблук, ноутбук, физрук, бамбук, люк.

8. Игра «Назови ласково» (Приложение 9)

Цель: образование слов в уменьшительно ласкательной форме в единственном и множественном числе.

Ход игры: Предложить ребенку бросить кубик и попросить произнести вслух, то что он видит на картинке ласково в единственном числе, а затем во множественном.

  • Стул – стульчик - стульчики
  • Жук - жучок - жучки
  • Лист – листок - листочек
  • Яблоко – яблочко - яблочки
  • Зайчик – зайчонок - зайчата
  • Самолет - самолетики - самолетики