Некоторые аспекты взаимодействия с семьями с нарушением детско-родительских отношений в условиях ДОУ

Разделы: Работа с родителями


Роль семьи в развитии ребёнка, его социализации первостепенна, именно в семье закладываются основы всех сторон развития дошкольников: физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, в семье ребёнок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту, чувство самоценности своего существования.

Однако существуют определённые проблемы в области детско-родительских отношений, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребёнка, на его психологическое благополучие. В частности, недостаточное и неполноценное общение взрослых и детей, рассогласованность воспитательных подходов у членов семьи, некоторые родители испытывают потребность в психолого-педагогических знаниях и практических умениях при налаживании контакта с ребёнком. Разнообразные проблемы семейных отношений, семейного воспитания обнаруживаются в большинстве современных семей вне зависимости от материального положения, возраста, образования родителей.

Детско-родительские отношения представляют собой семейные отношения, в которые вовлечен ребенок; подструктуру неравнозначных семейных отношений, процесс активного взаимодействия, взаимовлияния родителей и ребенка; избирательную в оценочном и эмоциональном плане психологическую связь ребенка с родителем, которая выражается в эмоциях, действиях, реакциях, связанных с возрастно-психологическими, индивидуальными особенностями ребенка.

Изучением детско-родительских отношений занимались многие отечественные и зарубежные авторы. Среди них Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Н.Дружинин, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, М.Хоментаускас, М.Буянов, А.Фромм, К.Леонгард и др. В настоящее время в психологической литературе накоплен довольно обширный материал, подтверждающий наличие весьма сильных и значимых влияний родительского отношения на развитие и формирование личности ребёнка.

Проблемы, касающиеся детско-родительских отношений, затронуты в трудах А.Болдуина, В.И.Гарбузова, А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллера, А.Я.Варга, А.И.Захаровец, А.С.Спиваковской и других. Специалисты достаточно полно отражают в своих исследованиях вопросы, касающиеся типов воспитания детей, типов неправильного воспитания детей, вариантов семьи, детско-родительских позиций, функции семьи, влияющие на личностное и психическое развитие детей и в свою очередь на процесс их социализации и адаптации в социуме.

Результаты опросов, наблюдений, анализ запросов, консультаций, позволили выделить проблемы, которые актуальны для большинства родителей. Наряду с проблемами адаптации к условиям детского сада и готовности ребёнка к школьному обучению, отмечены:

  • проблемы детско-родительских отношений (поиск эффективных средств воспитания).
  • проблемы поведения и развития детей (упрямство, капризы, агрессивность детей, взаимоотношения с сиблингами);
  • проблемы эмоционально-личностной сферы детей (преодоление тревожности, застенчивости).

Практический опыт показал, что современные родители в наибольшей степени заинтересованы в активных формах взаимодействия, ориентированных не только на сообщение родителям определенной информации, но и на формирование у них определенных навыков (общения с детьми, организации совместной деятельности и др.).

Одной из форм взаимодействия детского сада и семьи для решения поставленных задач стал родительский клуб «СемьЯ».

Целью деятельности клуба является повышение компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей, приобретение положительного опыта общения и взаимодействия родителей с ребёнком.

Цель конкретизируется в задачах:

  • Способствовать осознанию значимости родительской функции;
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей воспитанников в вопросах развития и воспитания детей посредством накопления положительного опыта общения родителей с детьми;
  • Способствовать установлению доверительных отношений в системе «педагоги-дети-родители»;
  • Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

Организация родительского клуба создаёт условия для более тесного взаимодействия детского сада и семьи и даёт возможность родителям включиться в этот процесс, обсудить проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей. При этом приобретают ценный опыт для своей семьи, где большое влияние на взаимоотношения ребёнка и взрослого оказывает формирование новых, положительных установок детско-родительских отношений. Работа клуба организована с участием родителей воспитанников, психолога и других специалистов. Встречи проводятся один раз в 2 месяца. Тематика встреч родительского клуба «Семья» разработана с учётом актуальных проблем воспитания и развития ребёнка в семье (анкетирование), запросов родителей, консультаций, организована для родителей воспитанников старших групп:

  • «Эмоциональное благополучие ребёнка в семье. Права детей и обязанности родителей».
  • «Искусство быть родителем «Школа общения».
  • «Когда ребёнок сводит взрослого с ума…»
  • «Капризы и упрямство. Секреты общения»

Одним из принципов работы родительского клуба является добровольность, поэтому все желающие родители имели возможность участвовать во встречах клуба. Нами были выявлены наиболее проблемные семьи, которые мы старались тоже привлечь. Сложным оказалось привлечение таких родителей к активному взаимодействию, поэтому мы использовали именные пригласительные билеты (для каждой встречи), буклеты, информационные листы, выступления на родительских собраниях с разъяснением целей и задач клубной работы. Во время организации встреч мы демонстрировали видеоматериалы с детьми, чьи родители посещают клуб (фрагменты занятий с детьми, интервью детей, видеофрагменты режимных моментов в детском саду), организовывали детско-родительские практикумы.

Оптимальное количество участников родительского клуба 10 детско-родительских пар, состав участников клуба – постоянный. Продолжительность тематических встреч не более 60-80 минут. На первой части тематических встреч присутствуют только родители с целью их педагогического просвещения и повышения компетентности в вопросах воспитания и развития детей, а вторая часть встречи предполагает совместную деятельность детей и родителей, направленную на решение практических заданий и накоплению их положительного опыта общения.

Структура каждой встречи родительского клуба состоит из нескольких частей:

  1. Вводная часть «Приветствие». На данном этапе проводятся упражнения с целью создания положительной психологической атмосферы, стимуляции активности родителей.
  2. Основная часть. В этой части решаются цели и теоретические и практические задачи тематической встречи. В неё входят мини-лекции, беседы, просмотр видеоматериалов и т.д., а также детско-родительские практикумы (психологические упражнения и игры, совместная продуктивная деятельность родителей и детей и др.)
  3. Заключительная часть. Подведение итогов встречи. Эмоциональное сплочение участников группы с помощью ритуала прощания.

Таким образом, тщательная подготовка к каждой встрече в клубе, чёткий отбор материала, неразделимость теории от практики, ненавязчивость обучения разным приёмам взаимодействия с детьми, способствовало заинтересованности родителей в посещении родительского клуба «СемьЯ». Об этом свидетельствуют положительные отзывы по итогам встреч и результаты анкетирования родителей. Родительский клуб оказался востребованным в детском саду: были затронуты актуальные вопросы воспитания детей, предложены такие формы работы, которые помогают родителям стать активными участниками воспитательного и образовательного процесса, способствуют сближению взрослых и детей, развитию у них общих интересов и накоплению положительного опыта общения.

Детский сад не может заменить семью, но имеет возможность оказать психолого-педагогическую поддержку семье, повысить компетентность родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей.