О кейсе: Обучающийся познакомится с основами языка Scratch, разработает графику и анимации для робота, запрограммирует функции робота помощника.
Категория кейса: «Вводный», для прохождения кейса нет начальных требований.
Примерный возраст обучающихся - 10-12 лет.
Место в структуре программы: Кейс должен идти после кейса: «Введение в робототехнику».
Количество академических часов, на которые рассчитан кейс: От 6 до 8 часов.
Учебно-тематическое планирование
| Блок 1. Изучение теории | |
Предполагаемая продолжительность |
Цель блока |
20 минут |
Обсудить области применения роботов-помощников. |
Что делаем: Обсуждаем области применения роботов-помощников для дома. Например: Уборщик: Робот с метлой или пылесосом. Обсуждаем их возможные функции, дизайн. |
|
Блок 2. Изучение программы Scratch |
|
Предполагаемая продолжительность |
Цель блока |
70 минут |
Познакомить с интерфейсом Scratch |
Что делаем: Показываю интерфейс программы. Ввожу понятия спрайт, фон, изучаем блоки через создание игр. (видео) |
|
Блок 3. Работа со спрайтами и анимацией |
|
Предполагаемая продолжительность |
Цель блока |
45 минут |
Создать спрайт "робот", продумать анимацию движений. |
Что делаем: Создаем фон помещения, спрайты «робот», «мусор», «посуда», «игрушки» и др. Добавляем анимацию движений - ходьба, повороты. захваты |
|
Блок 4. Программирование базовых команд |
|
Предполагаемая продолжительность |
Цель блока |
90 минут |
Написать программу для управление роботом с клавиатуры |
Что делаем: Пишем программу для управление роботом с клавиатуры.Добавляем звуки и реакции, например, робот говорит "Привет!" при запуске. |
|
Блок 5. Реализация полезных функций |
|
Предполагаемая продолжительность |
Цель блока |
90 минут |
Познакомить с дополнительными полезными функциями |
Что делаем: Добавляем в программу полезные функции, например робот "убирает мусор" (при касании спрайта "мусор" — он исчезает), робот реагирует на препятствия (использование условных операторов). |
|
Блок 6. Подведение итогов |
|
Предполагаемая продолжительность |
Цель блока |
45 минут |
Обсудить полученные результаты |
Что делаем: Демонстрация работ.Обмен мнениями, самооценка, взаимная оценка. |
|
Предполагаемые результаты обучающихся:
Артефакты: запрограммированный робот-помощник.
Soft skills: работа в команде, выявление проблем и поиск рациональных путей их решения, умение раскладывать задачи на составные части и продумывать шаги для их решения.
Hard skills: интерфейс программы Scratch, программирование робота помощника.
Дополнительно (вариативная часть)
Руководство наставника
Текст-легенда кейса
Провожу беседу на тему «Что не так с обычной уборкой?». Обсуждаем, что:- Тратится время и силы
- Трудно убирать в труднодоступных местах
- Регулярность уборки требует дисциплины
Подвожу к тому, что робот-уборщик — это:
- Автономность: работает без участия человека
- Умные датчики: объезжает препятствия, не падает с лестниц
- График уборки: можно настроить по расписанию
Материалы в помощь:
- ссылки на Scratch - https://scratch.kulibin.app/, https://scratch.mit.edu/,
- видеоуроки - https://dzen.ru/video/watch/60a249c7cc73450565ce58de?f=video, уроки по созданию игр.
Обратить внимание: В практическом блоке учащиеся должны пройти по следующим этапам: конструирование, программирование, учитывать особенности каждого обучающегося, его сильные стороны и зоны роста. При рассмотрении и выборе алгоритмов необходимо обратить внимание обучающихся на вариативность решений. Нет одного правильного варианта, важно выполнение роботом поставленной задачи.
Руководство для обучающегося
Текст-легенда кейса
Мы и сами не заметили, как роботы быстро ворвались в нашу жизнь. Их используют в абсолютно различных сферах жизни, о которых многие могут даже не догадываться. Роботы выполняют множество самых различных операций. В основном – это действия, требующие многократного повторения и высокой точности, и вот, у нас дома уже хозяйничают роботы-пылесосы, роботы-мойщики окон. Но ведь кто-то их создает для нас? Цель нашего занятия понять, что придумать и сконструировать робота – далеко не такая сложность, как заставить робота делать то, что мы задумали. Мы создадим свою компьютерную игру, в которой запрограммируем виртуального робота выполнять те действия, которые нам необходимы.
Жизненный цикл
- Проблематизация - Люди тратят значительное время и силы на уборку дома, что может быть обременительным, особенно для занятых людей, пожилых людей или людей с ограниченными возможностями. Традиционные пылесосы могут быть громоздкими, тяжелыми и требующими много усилий для перемещения.
- Целеполагание – разработка и создание робота, который автономно выполняет уборку дома, освобождая людей от рутинной задачи и поддерживая чистоту в помещении.
- Поиск решения - анализ существующих решений: оценка их преимуществ и недостатков, функциональности, эффективности уборки, времени работы и определение необходимых технологий для реализации цели.
- Планирование – знакомство с языком программирования, программирование робота. Детальное описание функций, которые должен выполнять робот.
- Реализация замысла – программирование робота с применением изученных технологий. Тестирование программы. Внесение изменений и улучшений в робота на основе результатов тестирования.
- Финализация – Ответы на вопросы: Какие технологии изучили? В каких сферах можно применить полученные навыки?
Для наставника: представить примерный путь обучающегося по жизненному циклу и дать указания и советы по прохождению: что посмотреть, почитать дополнительно, какие вопросы надо задать самим себе на каждом из этапов жизненного цикла.