Цели диспута:
- исследование проблемы наркомании на материале фильма «Игла» режиссёра Рашида Нугманова. (Сценарий Александра Баранова и Бахыта Килибаева);
- анализ особенностей раскрытия темы наркомании в нашем обществе в 80-90-е годы 20 века в видении авторов фильма;
- оценивание поступков героев фильма;
- анализ образа главного героя фильма Моро;
- формирование устойчиво-негативное личностного отношения к наркомании.
Задачи диспута:
- выяснить, как отражается реальная действительность в фильме «Игла»;
- обнаружить причины, подтолкнувшие героев к их поступкам;
- подвести к осознанию сущности наркотической зависимости;
- способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек не может быть свободен от законов общества, от законов совести, что торжество справедливости во многом зависит от жизненных ценностей человека, его силы духа;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к чужому мнению, самокритичности;
- способствовать развитию речи через публичное выступление, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Приёмы и методы: построение кейса с аргументами, стратегия отрицания, сравнительный анализ позиций сторон, «толстые», «тонкие» и «горячие» вопросы.
Навыки и умения:
- развитие критического мышления;
- исследовательские навыки;
- организационные навыки;
- навыки слушания и ведения записей.
В процессе диспута задействованы различные умения:
- умение критически мыслить;
- умение отделить важную информацию от неважной;
- умение определить и вычленить проблему;
- умение оценить причины и возможные последствия;
- умение делать выводы и заключения;
- умение определить факты и мнения;
- умение эффективно решать проблемы;
- умение оценивать доказательства;
- умение оценить собственный мыслительный процесс;
- умение работать в команде.
Предварительное домашнее задание: посмотреть фильм «Игла» в режиме 16+.
Оборудование: гонг, молоточек, таблички «20 век», «21 век», иллюстрационный материал с определениями словарной работы, кадрами из фильма, цитатами из высказываний героев, плакат «Законы диспута», бейсболки и пионерские галстуки для команд, цветные листы с «толстыми», «тонкими» и «горячими» вопросами, презентация, фильм «Игла» в режиме 15+.
Оформление зала:
- зал разделён на две части – «20 век» и «21 век» (обозначить табличками);
- в зале развешены плакаты с определениями слов наркотик, наркомания, наркоман, наркомафия, фотокадрами из фильма «Игла», цитатами из высказываний героев, плакат «Законы диспута».
Участники диспута: команды «20 век» и «21 век», зрители-эксперты, ведущий диспута.
Диспут - публичный спор на определённую тему. Проведение диспута способствует не только воспитанию активности, но и творческому отношению молодежи к важнейшим событиям и явлениям нашей жизни. Свободный обмен мнениями заставляет учащихся глубже, всесторонне осмыслить окружающую действительность, а также подвергнуть анализу свои взгляды и убеждения.
Подготовка к диспуту
- Определить участников диспута: кадет 9 классов и сотрудников училища
- Подготовить вступительное слово
- Приготовить презентацию
- Оформить зал
- Составить вопросы для проведения диспута
- За несколько дней до диспута рекомендуется собрать несколько самых активных кадет для выяснения их мнения по вопросам диспута. Это могут быть члены временной инициативной группы. Не навязывая своего мнения, педагог просит обучающихся подготовить тщательно свои выступления для того, чтобы на диспуте они дали «толчок» для начала общего спора
- Ведущий – преподаватель русского языка и литературы
Команда «21 век»: первый состав – 6 кадет, сменный состав «21 века» - человек 10-11.
Команда «20 век»: первый состав – 6 взрослых (педагогов, родителей, воспитателей), сменный состав «20 века» - человек 10-11.
Члены команды меняются после гонга по желанию.
Ход мероприятия
Видеоролик с песней Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце».
(Слайд № 1)
Слова ведущего. - Это был Виктор Цой с песней «Звезда по имени Солнце». С этой песни начинается фильм «Игла» режиссёра Рашида Нугманова с участием самого Виктора Цоя в главной роли. Думается, что на этом диспуте взгляды Виктора Цоя будут близки многим присутствующим.
Короткая справка о фильме «Игла», о его создателях и артистах
- Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о проблеме наркомании в нашем обществе.
Дискуссия всегда предполагает решение сложных нравственных вопросов: прийти к истине сообща легче, чем в одиночку.
- Здесь сегодня две команды: «20 век» и «21 век». (Слайд № 2) Нам всем будет интересно узнать точку зрения каждой из команд по заявленной теме.
Зрители-эксперты определяют, чьи аргументы были более привлекательными и убедительными.
Определение темы заседания дискуссионного клуба
- Какое проблемы подняты в фильме «Игла»? (Слайд № 3)
- Какая из них является ключевой?
Кадеты выходят на главную проблему фильма: взаимоотношения людей в обществе, в котором правят «ловцы душ», затягивающие в свои наркотические сети слабых духом, доверчивых - жертв.
- Итак, тема нашей дискуссии«Проблема наркомании в фильме «Игла» ИЛИ Моро – герой времени?» (Слайд № 4)
- Заседание дискуссионного клуба «20 ВЕК против 21 ВЕКА» объявляю открытым! (Звучит гонг)
Законы диспута (Слайд № 5)
- Прежде чем мы начнём наш диспут, позвольте напомнить правила ведения спора.
Вопросы диспута (Слайд № 6)
Проблемные – «толстые» вопросы
- Кто он - Моро? Моро – «один в поле воин»?
- Дина – жертва? Или «игла» - это её осознанный выбор?
- Против кого борется главный герой фильма?
«Толстые» вопросы и их «тонкие» вопросы
1. Кто он - Моро? Моро – «один в поле воин»?
«Тонкие» вопросы
- Каким мы, зрители, видим главного героя в начале фильма? Что он делает в фильме?
- Моро – герой времени? И какого времени – 20 века или 21 века?
- Моро – это имя героя? Почему нет у него имени?
- Виктор Цой предлагал назвать фильм «Последний герой». Как вы думаете, почему? Почему его предложение не было принято?
2. Дина – жертва. Вы согласны с этим?
«Тонкие» вопросы
- Почему Дина в сцене с Моро дома в маске? И почему в программе «Время» во время разговора героев диктор «Новостей» рассказывает о наркомании в стране?
- В сцене, где Дина разбивает банку молока, она с топором в руках. Топор – молоко. Что зритель видит в данной сцене?
- Почему в конце фильма Моро не поднял выпавшие из кармана ключи от дома Дины и даже отодвинул ногу от них?
- Дина – жертва? Или «игла» – это её осознанный выбор?
3. Против кого борется главный герой фильма?
«Тонкие» вопросы
- Моро – герой или антигерой? А кто здесь антигерой?
- Как вы думаете, почему у Артура шрам под сердцем? Артур знал, что Моро собираются убить? Или его предложение сотрудничать было искренним?
- В любом произведении должна быть высшая идея – совесть. Удачна ли в этом смысле «Игла»?
- Кто вонзил нож в Моро в финале? Почему именно этот человек?
- Как вы думаете, Моро в конце умирает или нет? А если бы вы были режиссёром, сохранили бы вы жизнь герою? Почему?
- А «последний герой» - рыцарь? Или он последний герой, потому что наркомафия победила?
- Кроме «толстых» и «тонких» вопросов есть «горячие» вопросы, к которым вы все – «20 век» и «21 век», – можете обращаться в процессе обсуждения, но делать вы это будете вслепую. То есть вы не будете знать, какой вопрос вам достался. (Листы с вопросами будут перевёрнуты)
«Горячие» вопросы (Слайд № 7)
- Что означает сокрушающий ветер, который дует на избушку, где жили Моро и Дина, в конце фильма, так, что вихрем поднимается пыль и раскачиваются двери? Символом чего он является?
- Моро лезет на мачту заброшенного корабля в высохшем море. Зачем режиссёр вставляет такой эпизод?
- В фильме присутствует мотив армии (ракета и взрыв в титрах, самолёт, вертолёты, звук сирены). С какой целью режиссёр это сделал?
(Для ведущего диспута! «Горячий» вопрос №3 обсудить надо обязательно. Если команды не поднимут его, то необходимо это сделать самому в конце обсуждения. )
- Обсуждение вопроса заканчивается с ударом гонга. И есть минута, чтобы сделать выводы.
Словарная работа (Слайд № 8)
- Мы должны быть уверены, что понятия, которыми будем оперировать в ходе диспута, всем известны. Хотя сама проблема наркомании, конечно, много раз уже обсуждалась на классных часах, в беседах, на уроках.
Наркотик. Существует два понятия:
- Наркотик - психоактивное вещество, способное вызывать изменения сознания и формировать психическую и физическую зависимость
- Наркотик - психоактивное вещество, запрещённое государством для свободного оборота).
- Наркоман - это человек, употребивший наркотик и у которого сформировалась наркотическая зависимость.
- Наркомания - это заболевание, которое характеризуется нарастанием симптомов, напрямую связанное с употреблением наркотических средств..
- Наркомафия - мафия, занимающаяся торговлей наркотиками, их производством и распространением.
Ход диспута
- Итак, первый «толстый» вопрос. (Звучит гонг)
Эпизод из фильма «Игла» №1 «Моро выходит из поезда на перрон» (Слайд № 9)
1. Кто он, Моро? Моро – «один в поле воин»?
«Тонкие» вопросы
1.1. Каким мы, зрители, видим главного героя в начале фильма? Что он делает в фильме?
1.2. Моро – герой времени? И какого времени – 20 века или 21 века?
1.3. Моро – это имя героя? Почему нет у него имени?
1.4. Виктор Цой предлагал назвать фильм «Последний герой». Почему его предложение не было принято?
Звучит гонг
Вывод по вопросам.
- «20 век» и «21 век» имеют своё мнение, отличное от другого. Однако хорошо то, что есть точки соприкосновения, есть общие выводы …
Смена состава команд
- Итак, второй «толстый» вопрос. (Звучит гонг)
2. Дина – жертва. Вы согласны с этим?
«Тонкие» вопросы
Эпизод из фильма «Игла» №2 «Дина в маске» (Слайд № 10)
2.1. Почему Дина в сцене с Моро дома в маске? И почему в программе «Время» во время разговора героев диктор «Новостей» рассказывает о наркомании в стране?
Эпизод из фильма «Игла» №3 «Дина разбивает банку с молоком» (Слайд № 11)
2.2. В сцене, где Дина разбивает банку молока, она с топором в руках. Топор – молоко. Что зритель видит в данной сцене?
2.3. Почему в конце фильма Моро не поднял выпавшие из кармана ключи от дома Дины и даже отодвинул ногу от них?
Эпизод из фильма «Игла» №4 «Дина с резинкой на руке» (Слайд № 12)
2.4. Дина – жертва? Или «игла» – это её осознанный выбор?
Звучит гонг
Вывод по вопросам.
- Команды видят героиню фильма по-разному. Это понятно: люди разного возраста, разные поколения. Но в основных чертах портрет девушки описан верно, роль её в ходе событий определена точно …
Смена состава команд
- Итак, третий «толстый» вопрос. (Звучит гонг)
3. Против кого борется главный герой фильма?
«Тонкие» вопросы
3.1. Моро – герой или антигерой? А кто здесь антигерой?
Эпизод из фильма «Игла» №5 «Артур хороший …» (Слайд № 13)
3.2. Как вы думаете, почему у Артура шрам под сердцем? Артур знал, что Моро собираются убить? Или его предложение сотрудничать было искренним?
Эпизод из фильма «Игла» №6 «Монолог Артура» (Слайд № 14)
3.3. В любом произведении должна быть высшая идея – совесть. Удачна ли в этом смысле «Игла»?
3.4. Кто вонзил нож в Моро в финале? Почему именно этот человек?
Эпизод из фильма «Игла» №7 «Финальный эпизод» (Слайд № 15)
3.5. Как вы думаете, Моро в конце умирает или нет? А если бы вы были режиссёром, сохранили бы вы жизнь герою? Почему?
3.6. А «последний герой» - рыцарь? Или он последний герой, потому что наркомафия победила?
После данного вопроса обсуждение «горячего вопроса» №3 – обязательно.
Эпизод из фильма «Игла» № 8 «Вертолёты» (Слайд № 16, 17)
Звучит гонг
Вывод по вопросу
- Споры были жаркие. Противоречий много, но в главных вопросах нравственности, в вопросах совести и чести «20 век» и «21 век» были едины. Да, Моро, безусловно, герой. Не последний, конечно. Однако всё же «один в поле не воин», и только всем миром, организованно, плечом к плечу, можно противостоять наркомафии, которая косит тех, кто слаб духом, кто сомневается в себе, что-то пропустил и не понял главного в жизни. Мы смотрим в одну сторону и думаем об одном и том же одинаково – не это ли то единство, которое делает нас сильными и уверенными в себе? …
Вывод по дискуссии
- О чём же мы сегодня поговорили? К каким выводам пришли? В чём различие взглядов «20 века» и «21 века» на поступки героев фильма «Игла», проблему наркомании в целом? А в каких моментах мы едины?
- В 80-х годах 20 века проблема наркомании в нашей стране встала очень остро. Борьба с ней, к сожалению, продолжается по сей день. Герой фильма Моро – собирательный образ борца с наркомафией. Однако эта паутина – криминальная система, и с ней бороться в одиночку не может никто. Только все вместе, только единым фронтом, всей страной – армией мы может противостоять этой организованной преступности, объявившей, по сути, войну людям. Ответственность несёт каждый из нас. И наше оружие - это прежде всего здоровый образ жизни, любовь и забота в семье, чуткое внимание к окружающим людям, сила духа. Не позволяйте другим решать вашу судьбу.
Ротмистр В.М.Кульчицкий в своё время сказал: «Армия – это дуб, защищающий Родину от бурь». (Слайд № 18) А бури бывают разные, и от всех них защитит нас наша армия. Прислушаемся к совету настоящего русского офицера.
- Так кому близки взгляды Виктора Цоя - 20 веку или 21 веку?
Виктор Цой
Тёплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног.
Звездная пыль - на сапогах.
Мягкое кресло, клетчатый плед, не нажатый вовремя курок.
Солнечный день - в ослепительных снах.
Припев:
Группа крови - на рукаве, мой порядковый номер - на рукаве,
Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне:
Не остаться в этой траве, не остаться в этой траве.
Пожелай мне удачи, пожелай мне удачи!
И есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой,
Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь.
Припев:
Группа крови - на рукаве, мой порядковый номер - на рукаве,
Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне:
Не остаться в этой траве, не остаться в этой траве.
Пожелай мне удачи, пожелай мне удачи!
- Пожелаем удачи друг другу не только в бою, но и в мирной жизни, в нашей повседневной жизни, в желании поддержать друг друга, в любви и сочувствии к ближнему! Всем белой дороги!
Рефлексия
- получил ли я удовлетворение после дискуссии;
- могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;
- насколько интересна мне культура проведения дискуссии;
- смог ли я воспользоваться приемами доказательности;
- какие я приобрел новые знания.