Звуко-буквенный разбор слова

Разделы: Логопедия, Инклюзивное образование


Ход занятия

1. Начало урока

Приветствие.

Э.Ю.: «Здравствуйте. Ребята, давайте мы с вами подготовимся к выполнению наших сегодняшних заданий. Напоминаю вам: наши глаза смотрят и видят. Наши уши слушают и слышат.

Чтобы чётко говорить, нужно с пальчиками дружить.

Нейрогимнастика для синхронизации работы полушарий, развитие межполушарного взаимодействия.

(выполняется стоя)

2. Вот и подготовились мы с вами к занятию

У каждого их вас мешочки разного цвета. Я называю слово. Определите первый звук в слове. Выберите мешочек соответствующего цвета и назовите звук.

СЛАЙД картинка на каждое слово

Аист – облако – улитка – игла – экскаватор

Скажите, какие звуки были в начале слова? Что вы можете о них сказать? (это гласные звуки)

Гласные звуки поются при помощи голоса. При произнесении гласных звуков воздух не встречает преград. Пропеть звуки

А-О-У-И-Э-Ы

СЛАЙД картинки-подсказки и карточка соответствующего цвета (красный квадрат)

Следующее задание: назови последний звук в слове.

СЛАЙД картинка на каждое слово

Дом - торт – мак – колос – забор

А какие сейчас мы называли звуки? Это согласные звуки.

СЛАЙД картинки-подсказки и карточка соответствующего цвета (синий квадрат)

Чем же отличаются гласные звуки от согласных?

(Учащиеся)

  • При произнесении гласных звуков воздух не встречает преград.
  • При произнесении согласного звука воздух встречает преграду.

Э.Ю.: Какую преграду встречает воздух? (Губы, зубы, язычок)

Правильно.

3. Садимся за парты

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.

Что вы видите? (Недописанные буквы)

Возьмите карточку № 1.

- Допишите недописанные буквы.

- Посмотрите на верхнюю строчку. Как одним словом можно назвать эти буквы? (печатные)

- На какие две группы можно разделить эти буквы? (согласные и гласные)

- Какие буквы написаны внизу? (прописные)

- Среди прописных букв какие можно выделить ещё? (Заглавные и строчные)

Правильно, эти буквы можно разделить на заглавные и строчные. Мы сейчас с вами называли буквы и выделяли звуки. И сегодня мы будем работать с буквами и звуками. Тема нашего занятия: «Звуко-буквенный анализ слова».

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Задание. По первым звукам каждой картинки сложи и запиши получившееся слово.

(Поочерёдно называют картинки, выделяют первый звук в слове.)

Э.Ю.: проговаривает еще раз название каждой картинки. Выделяет первый звук!

Открываем тетради и записываем буквы соответствующие этим звукам. Варежка – первый звук В и записываем букву В… Прочитать получившееся слово.

Варежка – обруч – лошадь – кот (волк)

Запишите получившееся слово в тетрадь.

  • Лодка – осы – сирень (лось)
  • Рыба – остров– зонт – арбуз (роза)
  • Конфета-носорог-иголка-глобус-аист (книга)
  • Робот-автобус-дыня-удочка-гусь-ананас (радуга)

Прочитайте записанные слова.

Ну, а сейчас нам необходимо подобрать к данным словам схему слова.

СЛАЙД

Возьмите карточку № 2. Выполняем самостоятельно, а потом вместе проверим.

Работа у доски

Волк. Сколько звуков в слове волк. (4) Сколько букв в слове. (4) Сколько гласных.(1) Сколько согласных. (3) Согласные твёрдые или мягкие?

Лось. Сколько звуков в слове лось? (3) Сколько гласных звуков? (1) Сколько согласных? (2) Сколько твёрдых согласных (1) сколько мягких согласных (1). Почему последний согласный звучит мягко? (потому что его смягчает Ь знак). Сколько букв в слове лось? (4). А звуков три. Почему? Потому что Ь знак смягчает впереди стоящий согласный и не даёт звук.

Роза. Сколько звуков в слове роза. (4) Сколько букв в слове. (4) Сколько гласных.(2) Сколько согласных. (2) Согласные твёрдые или мягкие?

Книга. Сколько звуков в слове книга. (5) Сколько букв в слове.(5) Сколько гласных.(2) Сколько согласных.(3) Сколько твёрдых согласных (2) сколько мягких согласных(1).Какой гласный помогает согласному звучать мягко? (И). Что мы с вами помним: если после согласных стоят гласные второго ряда, согласные звучат мягко. Гласные второго ряда друзья Тима. Гласные первого ряда друзья Тома.

Радуга. Сколько звуков в слове радуга. (6)Сколько букв в слове.(6) Сколько гласных.(3) Сколько согласных.(3) Сколько твёрдых (3) сколько мягких (0).

Зрительная гимнастика

Посмотрите на экран. Что это? Это посуда. Назовём все предметы. На каждом предмете написаны буквы. Из которых мы можем составить слова.

Тарелка, чашка…

  1. Запишите получившееся слова в три столбика. В первый столбик слова, состоящие из одного слова. Во второй столбик слова, состоящие из двух слогов. В третий столбик слова, состоящие из трех слогов.
  2. Прочитайте слова, состоящие из одного слова. Слова, состоящие из двух слогов. Слова, состоящие из трёх слогов.
  3. Выделите гласные красным карандашом. Зажгите красные огоньки.

- Какое правило мы знаем? (сколько в слове гласных столько и слогов.)

Все справились с заданием. Что больше всего вам понравилось на занятии?

Съёмка занятия осуществляется полностью, но будет осуществлён монтаж в связи с особенностями детей данной нозологиии и с сохранением структуры занятия.