Цели:
- Активизация и расширение словарного запаса по теме «Дикие животные».
- Совершенствование общей и мелкой моторики.
- Развитие тактильных и вкусовых ощущений.
- Выработка чётких и координированных движений во взаимосвязи с речью.
- Развитие длительного плавного выдоха.
- Формирование устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности.
- Воспитание эмоционального восприятия музыкальных произведений.
- Совершенствование движений в соответствии с музыкальными образами.
- Развитие чувства ритма.
Оборудование: осенние листья по два на каждого ребёнка, силуэтные изображения диких животных, лесные орехи по два на каждого ребёнка, корзиночка, шапочки белочек и зайчиков на каждого ребёнка, соль, сахарный песок, одноразовые пластиковые палочки, поднос, коврики на каждого ребёнка, аудиокассеты, компакт-диск.
Дети заходят в зал.
1. Динамическое упражнение
Педагог:
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями под музыку (см. компакт-диск «Музыкальный календарь природы» муз. А.Климова «Пробуждение»).
2. Развитие общей моторики
Педагог:
Листья осенние тихо кружатся (кружатся)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо, влево)
Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся)
3. «Танец осенних листочков»
(Муз. Филиппенко) (после танца дети садятся на стулья)
Педагог: На деревьях листья какого цвета? (ответы детей)
- Как называется явление природы, когда листья падают с деревьев? (ответы детей)
- В какое время года можно наблюдать листопад? (ответы детей)
4. Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
После вдоха носом дети задерживают дыхание и, наклоняясь, производят длительный выдох, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной сильной струёй на разложенные перед ними листья.
5. Дидактическая игра «Посмотри и назови»
Под сдутыми листьями дети обнаруживают силуэтные изображения животных.
Педагог: Ребята, кого вы здесь видите? (ответы детей)
- Как назвать их одним словом? (ответы детей)
- Почему этих животных называют дикими? (ответы детей с опорой на символы).
6. Комплекс общеразвивающих упражнений
Педагог:
По-лосиному красиво
Ходит лось в лесу глухом (ходьба с высоким подъёмом ноги)
По-мышиному пугливо
Семенит мышонок в дом (бег на носках)
И по-заячьи зайчишка
Всё спешит запутать след (прыжки на двух ногах вправо – влево)
По-медвежьи ходит мишка
Косолап он с детских лет (ходьба на внешнем своде стопы)
7. Пальчиковая гимнастика
Дети садятся на стульчики.
Педагог:
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному на каждое двустишие. На последнее двустишие – хлопают в ладоши. Во время выполнения пальчиковой гимнастики дети следят за лазерной указкой, которая указывает на символы, развешанные перед детьми на расстоянии и в разных местах, изображающие жилище животных, о которых говорится в стихотворении.
Педагог: Сейчас в лесу горячая пора, животные готовятся к зиме.
- Как они это делают? (ответы детей)
- А как лось будет зимовать? (ответы детей)
- Лесники насыпают для лосей в кормушки соль, а вы знаете зачем? (ответы детей).
- Для того чтобы восполнять нехватку микроэлементов у этих травоядных животных.
- Я принесла сегодня сахарный песок и соль, а в какой баночке соль, нужная лосям, не могу определить. Поможете мне? (Дети пробуют на вкус соль и сахар одноразовыми палочками и определяют, где соль).
8. Массаж кистей рук
(Педагог показывает корзиночку с лесными орехами)
Педагог: А это чьи запасы? (Ответы детей). Давайте мы помассируем орехами ладошки и поаккомпанируем белочкам, простучав орешками ритмический рисунок, а в это время белочки нам покажут свой танец.
Педагог:
Ну-ка, белочки-подружки!
Выходите друг за дружкой.
Свою ловкость покажите,
Дружно, весело спляшите!
9. «Танец Белочек»
(См. Ритмическая мозаика кассета №1).
Дети, которые не танцуют во время танца катают орехи в ладонях и выстукивают орехами ритмический рисунок по показу педагога.
Педагог: А теперь пусть наши Белочки помассируют свои лапки орешками, а на прыжки зайцев вокруг себя простучат орехами ритмический рисунок этой музыки, а мальчики-зайчики для нас потанцуют.
10. «Танец Зайцев»
(См. кассету «На зарядку становись!» мелодия «Побегунчики»).
Педагог: Мы знаем, что зайцы и белки зимой не спят, а как будет зимовать медведь? (ответы детей)
11. Упражнение на релаксацию «Звери спят»
Педагог:
Обошёл медведь весь лес
И в берлогу спать залез
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон. (дети ложатся на коврики на спину, закрыв глаза)
Дети на спину легли
И как мишка видят сны. (звучит фонограмма колыбельной песни по выбору педагога)
Тише-тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Колыбельная постепенно стихает.
Педагог:
Будем глазки открывать
Просыпаться и вставать. (дети встают)
Педагог: Потянулись, улыбнулись.
- Где это мы? Снова в детском саду.
- А где сейчас мы с вами побывали? (ответы детей)
- Кого мы повстречали в лесу? (ответы детей)
- Чем занимаются дикие звери? (ответы детей)
На этом наше занятие закончено. До свидания.
Литература
- М.Ю.Картушина Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003.
- Н.В.Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб 2003 год.
- О.Е.Громова Инновации в логопедическую практику. Сборник статей. М., 2008.
- Метод. Пособие под ред. Ю.Ф.Гаркуши. Дети с нарушениями речи технологии воспитания и обучения. М., 2008.