Положение о Форуме-фестивале научно-популярных публичных выступлений школьников «Чилингаровские чтения»

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Форум-Фестиваль научно-популярных публичных выступлений школьников «ЧИЛИНГАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» посвящен памяти известного российского ученого-океанолога, знаменитого исследователя Арктики и Антарктики, Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации Артура Николаевича Чилингарова (1939-2024) (Приложение 1)

1.1. Положение о Форуме-Фестивале научно-популярных публичных выступлений школьников «ЧИЛИНГАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» (далее – Форум) определяет цели и задачи Форума, категории участников, организационно-методическое обеспечение, порядок проведения, примерный перечень тематических направлений, по которым проводится Форум, регламент участия, критерии оценивания выступлений участников, порядок определения победителей и лауреатов Форума

1.2. Положение о Форуме разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом «Морской школы»

1.3. Организатор Форума Администрация ГБОУ «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга, координатор – школьная кафедра естественнонаучных дисциплин

1.4. Форум объединяет выступления в рамках единой темы. Тема Форума 2025-26 учебного года «Арктика – белый магнит планеты».

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРУМА

2.1. Распространение знаний о современных достижениях отечественной науки для обеспечения технологического суверенитета страны (на примере исследования Арктики) и воспитание гордости за успехи российской науки и ученых нашей страны

2.2. Поиск и поддержка талантливых школьников, увлеченных наукой и научно-исследовательской работой

2.3. Развитие навыков публичных выступлений школьников

2.4. Популяризация чтения научно-популярной литературы как вида деятельности, в этом году об Арктике, истории арктических исследований, проблемах и перспективах освоения Арктики

2.5. Совершенствование форм дополнительного образования в части просвещения молодого поколения в области технологических знаний, необходимых в морских исследованиях, для их личностного роста и содействия их профессиональному самоопределению

2.6. Расширение научно-методического кругозора преподавателей

3. КАТЕГОРИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА

3.1. Для участия в Форуме приглашаются обучающиеся 5-10 классов, учителя и офицеры Морской школы

3.2. К участию допускаются только индивидуальные работы

3.3. Один участник может представить на Форуме только одну работу

3.4. Количество работ в секции не ограничено

3.4. При подготовке к Форуму допускается помощь научных руководителей (учителей, родителей и других взрослых помощников), защита происходит полностью самостоятельно

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРУМА

4.1. Для организации и проведения Форума создается координационный совет и экспертные советы по тематическим направлениям Форума

4.2. Координационный совет

4.2.1. Председателем координационного совета Форума является директор Морской школы

4.2.2. В координационный совет входят преподаватели школьной кафедры естественнонаучных дисциплин

4.2.3. Задачи координационного совета:

4.2.3.1. определение сроков и условий проведения Форума

4.2.3.2. утверждение перечня тематических направлений, по которым проводится Форум

4.2.3.3. осуществление приема, регистрации и предварительной экспертизы поступивших заявок на участие в Форуме

4.2.3.4. организация консультационной поддержки участников Форума

4.2.3.5. определение состава экспертных советов секций и осуществление координации их работы

4.2.3.6. награждение победителей и лауреатов Форума

4.3. Экспертные советы:

4.3.1. Состав экспертных советов по каждому тематическому направлению формируется из преподавателей, офицеров и учащихся 11 класса Морской школы в количестве не более 5 экспертов (допускается привлечение внешних специалистов, с лицензированным допуском к работе с детьми)

4.3.2. Задачи экспертных советов:

4.3.2.1. оценка выступлений участников в рамках работы секции по критериям, указанным в Положении Форума

4.3.2.2. определение участников-лауреатов в номинациях

4.3.2.3. определение участников-победителей в секции

4.4. Основными принципами деятельности координационного совета и экспертных советов Форума на всех этапах являются доброжелательность, коммуникативность, объективность (четкое следование критериям оценки выступления), гласность, а также соблюдение норм этики

5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ФОРУМА

5.1. Форум проводится 1 раз в год во время осенних каникул в течение 2 дней.

5.2. Программа Форума включает работу тематических секций для школьников и методической секции для педагогов и доводится до сведения всех участников не позднее 1 недели до начала Форума

5.3. Тематические направления работы секций для школьников формируются на основе анализа зарегистрированных заявок участников, и утверждаются координационным советом не позднее 1 недели до начала Форума

5.4. Рабочим языком Форума является русский

5.5. Первый день Форума – работа по секциям.

5.6. Второй день Форума – подведение итогов в формате «круглого стола» по секциям, общие внеконкурсные научно-популярные лекции внешних участников, интеллектуальные игры и мероприятия культурной программы

5.7. Каждый участник Форума получает Диплом лауреата за успешные результаты в определенной номинации, участники, получившие максимальное количество баллов в каждой секции, отмечаются Дипломом победителя Форума

5.8. Лучшие выступления рекомендуются экспертными советами секций к дальнейшей доработке в ученический проект и защите на школьной научно-практической конференции

5.9. По итогам Форума выпускается школьный электронный Сборник текстов самых интересных выступлений

5.10. Информация об итогах проведения Форума размещается в группе Морской школы ВКонтакте https://vk.com/morskayaschkola

6. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕКЦИЙ

6.1. «Из жизни замечательных людей: Артур Николаевич Чилингаров» (жизнь и исследовательская деятельность ученого)

6.2. «Хождение к «белым» полюсам» (история открытия Арктики, географические особенности, уникальность природных (климатических, биологических, в том числе) условий)

6.3. «Белая-белая сказка для детей и взрослых» (Арктика в литературе и искусстве)

6.4. «Сражение с «ледяным великаном» (освоение природных ресурсов Арктики, экологические проблемы материка)

6.5. «Арктика – это круто, детка!» (как заинтересовать детей научными исследованиями: методические приемы из опыта работы педагогов), секция для учителей

7. РЕГЛАМЕНТ УЧАСТИЯ В ФОРУМЕ

7.1. Для участия в Форуме необходимо:

7.1.1. оформить текст выступления (для Сборника по итогам Форума) в соответствии с требованиями, указанными в п.10 настоящего Положения

7.1.2. оформить заявку-презентацию по предложенному шаблону (Приложение 2), в соответствии с требованиями, указанными в п.11 настоящего Положения

7.1.3. заявку-презентацию и текст выступления передать в электронном виде в координационный совет не позднее 2-х недель до даты Форума

7.2. Время выступления одного участника до 10 минут. Вопросы по выступлению не предусмотрены.

7.3. Обратная связь участникам дается экспертными советами в формате «круглого стола» на каждой секции во второй день Форума, там же происходит награждение участников-лауреатов по номинациям.

7.4. Подведение итогов Форума, публичное чествование лучших выступлений и награждение участников-победителей происходит торжественно на общем сборе кадет Морской школы в первые дни после окончания осенних каникул.

8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

критерии оценки

балл одного эксперта

сумма учитывается для номинации

1

Оценка спикера

0-10

1.1.

Внешний вид

0-1

«Самый стильный спикер»

1.2.

Этика поведения

0-1

1.3.

Культура речи, отсутствие речевых ошибок

0-2

«Самый выразительный спикер»

1.4.

Интонация и выразительность речи

0-2

1.5.

Мимика и жесты

0-2

«Самый оригинальный спикер»

1.6.

Зрительный контакт

0-2

2.

Оценка выступления

2.1.

Интересное «затягивающее» начало выступления

0-1

«Самый убедительный спикер»

2.2.

Речь стилистически доступна и понятна

0-1

2.3.

Изложение последовательно и логически взаимосвязано

0-2

2.4.

Иллюстративный материал полностью прокомментирован

0-2

2.5.

Факты соответствуют раскрытию темы

0-2

«Самый корректный спикер»

2.6.

Достоверность источника информации

0-1

2.7.

Регламент времени не нарушен

0-1

Всего баллов одного эксперта

0-20

«Самый эффективный спикер»

9. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЛАУРЕАТОВ ФОРУМА

9.1. Участник становится лауреатом Форума только в одной номинации

9.2. Участник может быть лауреатом только в той номинации, в которой у него максимальное количество баллов по критериям оценки

Номинация

Учитывается
сумма баллов по критериям

Максимальная
сумма

«Самый стильный спикер»

1.1.
1.2.

2

«Самый выразительный спикер»

1.3.
1.4.

4

«Самый оригинальный спикер»

1.5.
1.6.

4

«Самый убедительный спикер»

2.1. – 2.4.

6

«Самый корректный спикер»

2.5. – 2.7.

4

«Самый эффективный спикер»

1.1. – 2.7.

20

9.3. Если у участника максимальное количество баллов в нескольких номинациях, решение принимает экспертный совет открытым голосованием

9.4. Победителем Форума становится участник с максимальной суммой баллов по всем критериям оценки

9.10. Если в секции несколько участников с максимальной суммой баллов по всем критериям оценки, значит, в секции несколько победителей

9.11. Если в секции нет участника с максимальной суммой баллов, значит, в секции нет победителя

9.12. Участнику в секции с наибольшей (но не максимальной) суммой баллов по всем критериям оценки присваивается звание лауреата в номинации «Самый эффективный спикер»

10. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Текст выступления должен быть тщательно отредактирован, орфографические, пунктуационные и речевые ошибки недопустимы. Компьютерный набор должен строго соответствовать следующим требованиям:

  1. не более 1 страницы текста формата А4
  2. поля – все по 2 см
  3. гарнитура Times New Roman
  4. кегль 12
  5. межстрочный интервал 1,0
  6. название статьи и фамилия и имя автора форматировать по центру
  7. основной текст форматировать по ширине
  8. рисунки, фото, графики, схемы и т.п. не использовать
  9. указать один главный источник информации, оформленный в соответствии с ГОСТ, например, Симмонс Д.Террор. – М.: Изд-во: ЭКСМО, 2007, – 880 с.
  10. электронный файл в текстовом редакторе Microsoft Word, сохранить с расширением .doc, подписать: фамилия и имя автора, например, Иванов Иван.doc

11. ТЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЗАЯВКИ-ПРЕЗЕНТАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

  1. Шаблон смотреть в отдельном файле Zayavka. Допускается изменение темы оформления шаблона презентации, цвета фона, цвета, размера и кегля шрифта.
  2. Не допускается изменение количества слайдов и требуемой информации на слайдах.
  3. Рекомендуется применение фото, картинок, схем, диаграмм и т.п.
  4. Образец оформления презентации приведен в Приложении 3.