Тип урока: урок рефлексии.
Методическая цель: реализовать технологию учебного исследования с целью формирования знаний об односоставных и неполных предложениях и их роли в языке.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель:
- совершенствовать умения самостоятельно в комплексе применять знания о способах определения односоставных и неполных предложений, об использовании их как экспрессивных средств художественной изобразительности в художественных произведениях;
- акцентировать внимание на умении различать виды односоставных предложений, в том числе в составе сложного предложения;
- развивать умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);
- развивать способность анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать в группах.
- воспитывать морально-нравственные качества личности, формировать патриотическое чувство, основанное на гордости за великую русскую культуру.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные: умение различать односоставные и неполные предложения, осознавать их роль в языке, уместно использовать в определённых жизненных ситуациях.
- метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их объяснить; умение ставить цель и организовать её достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
- личностные: умение мотивировать свои действия, понимать значение границ собственного знания и незнания, осваивать социальную роль обучающегося, стремление к речевому самосовершенствованию.
Современные образовательные технологии: технология учебного исследования, элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления.
Методические приемы:
- «Виртуальная экскурсия»,
- «Верные-неверные утверждения»,
- «Отсроченная отгадка»,
- «Таблица Венна»,
- «Послушать – сговориться – обсудить»,
- «Мини-исследование»,
- «Построение алгоритма действия»,
- «Морфологический ящик»,
- «Сводная таблица»,
- «Генераторы-критики»,
- «Как вы думаете?»,
- «Пост».
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, планируют учебную деятельность.
- Познавательные: формулируют цель, проблему, ищут и выделяют информацию, анализирую языковые явления, строят цепь логических размышлений, выдвигают и обосновывают гипотезы.
- Коммуникативные: определяют цель, функции участников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, принимают решения, полно и точно выражают свои мысли.
Формы: коллективная, индивидуальная, групповая.
Методы:
- словесные, наглядные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные методы (проблемные вопросы, эвристическая беседа, дискуссия);
- дедуктивные методы (от общего к частному).
Учебно-методическое обеспечение урока: мультимедийная установка; папки с материалами к уроку на партах обучающихся.