Односоставные и неполные предложения. Их роль в языке

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: односоставные предложения


Тип урока: урок рефлексии.

Методическая цель: реализовать технологию учебного исследования с целью формирования знаний об односоставных и неполных предложениях и их роли в языке.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель:

  • совершенствовать умения самостоятельно в комплексе применять знания о способах определения односоставных и неполных предложений, об использовании их как экспрессивных средств художественной изобразительности в художественных произведениях;
  • акцентировать внимание на умении различать виды односоставных предложений, в том числе в составе сложного предложения;
  • развивать умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);
  • развивать способность анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать в группах.
  • воспитывать морально-нравственные качества личности, формировать патриотическое чувство, основанное на гордости за великую русскую культуру.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные: умение различать односоставные и неполные предложения, осознавать их роль в языке, уместно использовать в определённых жизненных ситуациях.
  • метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их объяснить; умение ставить цель и организовать её достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
  • личностные: умение мотивировать свои действия, понимать значение границ собственного знания и незнания, осваивать социальную роль обучающегося, стремление к речевому самосовершенствованию.

Современные образовательные технологии: технология учебного исследования, элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления.

Методические приемы:

  • «Виртуальная экскурсия»,
  • «Верные-неверные утверждения»,
  • «Отсроченная отгадка»,
  • «Таблица Венна»,
  • «Послушать – сговориться – обсудить»,
  • «Мини-исследование»,
  • «Построение алгоритма действия»,
  • «Морфологический ящик»,
  • «Сводная таблица»,
  • «Генераторы-критики»,
  • «Как вы думаете?»,
  • «Пост».

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, планируют учебную деятельность.
  • Познавательные: формулируют цель, проблему, ищут и выделяют информацию, анализирую языковые явления, строят цепь логических размышлений, выдвигают и обосновывают гипотезы.
  • Коммуникативные: определяют цель, функции участников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, принимают решения, полно и точно выражают свои мысли.

Формы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы:

  • словесные, наглядные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные методы (проблемные вопросы, эвристическая беседа, дискуссия);
  • дедуктивные методы (от общего к частному).

Учебно-методическое обеспечение урока: мультимедийная установка; папки с материалами к уроку на партах обучающихся.

Ход урока

Презентация