
Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.
Задачи.
- Обучающие: учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;
- Развивающие: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;
- Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам, слушать друзей не перебивать друг друга.
Материал. Картинки с изображением лисы.
Интеграция познавательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Ход занятия
- Мы все за руки возьмемся:
и друг другу улыбнемся!
- Мы готовы поиграть!
Можно встречу начинать!
Воспитатель побуждает детей к просмотру выставки:
- Дети, какие знакомые книги вы здесь увидели?
- Что больше всего вам нравится – чтение или рассказывание?
- А что можно рассказывать? (где были, что видели, фильмы, телепередачи, мультфильмы, содержание книг, сказок) молодцы.
- Как вы думаете, во что мы с вами поиграем?
- Cегодня мы с вами будем пересказывать сказку по ролям.
- Чтобы узнать, как она называется, вам помогут загадки, которые вы сами должны отгадать. Слушайте первую загадку
Что за зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает (лиса)
- Слушайте вторую загадку.
Он рогат и бородат
Строго смотрит на ребят.
Если кто озорничает
То того он забодает (козёл)
- А сейчас я вам предлагаю всем сесть на стульчики и послушать сказку.
Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы.
— О чем рассказывается в этой сказке?
— Как она начинается? Как она заканчивается?
— Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?
— А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой?
— Какие слова и выражения вам больше всего понравились?
— Послушайте сказку еще раз, — предлагает воспитатель, — потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте.
Заслушиваются 3–4 пересказа или предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой — «командой»).
Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций в диалоге, использование образных слов и выражений из текста.
Воспитатель обращается к детям:
— Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т.п.)
— Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)
— Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке?
— Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.)
Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шепотом.
Можно дать детям задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шепотом.
У меня в руках осталась серединка от цветка, на котором написано большими буквами «Игра» - «Скажи по-другому».
Я вам называю слова из сказки, а вы называете слова по-другому, как вы их понимаете. Готовы?
Воспитатель с помощью мяча выбирает отвечающего.
- Как можно сказать по- другому:
- на ворон зазевалась; (загляделась по сторонам)
- на силу отыскали; (с трудом, еле нашли)
- коли хочешь; (если есть желание)
- лиса горюет; (печалится)
- вон из колодца; (выпрыгнуть)
- Молодцы, ребята, вы правильно подобрали слова.