Повторительно-обобщающий урок математики в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: десятичные дроби


Цель урока: обобщение умений, знаний и навыков при выполнении действий с десятичными дробями.

Развивающие цели урока:

  • развитие интереса к предмету;
  • развитие творческого мышления;
  • способность обучению учащихся умению конструировать модели регистрации результатов выполняемых математических действий;
  • способность обучению учащихся установлению причинно-следственных связей по тексту задачи;
  • способность развитию умения определять черты сходства и различия в применении математических правил;
  • развитие самостоятельности мышления.

Воспитательные цели урока:

  • формирование навыков самостоятельной деятельности на основе использования интеллектуального развития личности;
  • развитие ориентации учащихся на высшие ценности:
    • человек,
    • жизнь и природа,
    • труд и познание;
    • добро, истина, красота.

Ход урока

1. Вводная беседа. Сообщение цели урока

Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова Ф.Тютчева:

Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она,
И ей невольно улыбнулась.

На этом уроке мы продолжим работу с десятичными дробями, кроме того, вы узнаете много интересногоо первом месяце весны - марте. В течение урока за работу вы будете получать капельки, в конце урока я их посчитаю и поставлю вам оценки.

2. Устный счёт

Когда то в старину на Руси отсчёт лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели. Март был «зачинателем» года. Название месяца «март» идет от римлян, они назвали этот месяц в честь одного из своих богов. А чтобы узнать что это за бог, вы решите несколько примеров. А буквы ответов запишите себе в тетрадь. Внимание! Примеров 12, а букв 11, т.е. два ответа соответствуют одной букве.

3,2+1,3

5) 0,6∙6

9) 2,3∙3

1,2∙3

6) 4,8:6

10) 4,5+5,5

0,8+0,2

7) 5,2+3,12

11) 6,2∙100

4 – 0,1

8) 1,4 – 0,9

12) 7,5:10

 

О

Б

Г

Н

В

Ы

М

Й

Р

С

А

3,6

4,5

1

8,32

3,9

0,5

6,9

0,8

620

0,75

10

(Бог войны Марс)

У римлян один месяц года в честь бога войны был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы.

3. Задание на дом

На дворе март, но нынешняя зима порадовала нас снегом, все вдоволь накатались на лыжах, санках, повалялись в снегу. Дома я вас попрошу, используя таблицу, узнать сколько снега выпало этой зимой в нашем любимом городе, результат округлите до целых.

ноябрь

декабрь

январь

февраль

7,28 см

11,3 см

12.56 см

24,31 см

А так же выполните №1443 из учебника.

4. Работа по теме урока

В лесу, на полях в марте отливают ещё синевой сугробы. А вот на одной лесной поляне какие то ребята, гуляя, записали несколько примеров с ответами, но выглянуло шаловливое весеннее солнышко и растопило в них запятые. Какие же примеры были записаны?

32+18 = 5
3+108 = 408
736 – 336 = 4
57 – 4 = 17
5:4 = 125
35:2 = 175

Запишите их себе в тетрадь и поставьте запятые в нужные места.

5. Решение задачи

Весной к нам возвращаются с зимовок птицы, какие же прилетают первыми? Конечно же, грачи. Зимуют они в Белоруссии, Венгрии и даже во Франции. А в последнее время некоторые из них стали зимовать и в Ульяновске, и в Чебоксарах, да и у нас в Алатыре. Гнездятся грачи по нескольку десятков пар, такие гнездовья учёные называют птичьими колониями, существуют такие колонии в течении многих лет.

Задача

В Алатыре, на Прудке живет колония грачей, они поселились в нашем городе в 5 раз раньше, чем грачи в Чебоксарах на территории городской поликлиники. Узнайте возраст этих колоний, если обе вместе они существуют 14,4 года.

Физкультминутка

Все встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть примеры из таблицы умножения, если ответ верный, вы хлопаете в ладоши, если неверный, то топаете ногами.

6. Игра в математическое лото

Зима в марте не один раз наряжает леса в белоснежный, сверкающий на солнце наряд. Особенно холодной бывает первая половина марта. В народе говорят:

  • «Март сродни февралю»
  • «Март неверен: то плачет, то смеётся»

С мартом связано много народных примет. Некоторые его дни имеют свои названия, Эти названия вы сейчас узнаете. У каждого из вас на столе лежит конверт с математическим лото, нужно его собрать, предварительно решив примеры с десятичными дробями.

3 разных набора лото. Приложение 1.

В народном календаре:

  • 6 марта – день весновей,
  • 13 марта –капельник,
  • 17 марта – грачевник .

А вот день 21 марта называется днем весеннего равноденствия, солнце на небе ровно 12 ч, день сравнялся с ночью. Астрономы говорят: «Зима кончается, весна начинается».

7. Итог урока. Рефлексия

Всё дальше и дальше шагает по дорогам март – первая улыбка весны, предвесенье. За мартом будет апрель, потом май. За весной – лето, за летом осень, зима, а потом снова весна. И я надеюсь, что так будет всегда. Берегите природу, ребята, и пору, которую А.С.Пушкин назвал «утром года».

Выставление оценок. Посчитайте, кто сколько получил весенних капелек.

А теперь оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующее солнышко.