УМК: Виленкин Н.Я. Математика 5 класс: учебник в 2 ч. Базовый уровень. Ч. 1: / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, и др. — М.: Просвещение, 2023. — 160 с.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: используя свойства основных геометрических фигур, различать куб, прямоугольный параллелепипед и находить их объём.
Планируемые образовательные результаты
- Личностные: готовность к действиям в условиях неопределённости, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции.
- Предметные:
- умение распознавать параллелепипед, куб, понять и уметь применять определения «Прямоугольный параллелепипед», «Куб», «Объём»;
- развивать логическое мышление;
- овладеть основными математическими понятиями;
- научить использовать данные понятия при выполнении учебных задач
Метапредметные:
- Базовые логические действия:
- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие;
- условные;
- выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- Базовые исследовательские действия:
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
- Работа с информацией:
- выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
Формируемые УУД
- Личностные УУД: мотивация учения, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивание новых видов деятельности в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества;
- Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; организация своей учебной деятельности совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. осуществлять самоконтроль; самоуправление познавательной и учебной деятельностью; самостоятельно планировать свои действия; оценивать действия и их результат;
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; уметь слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг друга и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.
- Познавательные УУД: сравнивать и обобщать при работе с таблицей; классифицировать; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- «Прямоугольный параллелепипед»,
- «Куб»,
- «Объём»,
- «Кубический дециметр»,
- «Литр»,
- «Миллилитр».
Технологии, методы, приемы обучения:
- информационно-коммуникативные;
- игровые;
- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, работа с учебником, схемами, презентацией.
Формы работы: форма организации активной познавательной деятельности – проблемный урок;
- форма обучения на уроке – сотрудничества и совместной деятельности, фронтальная, индивидуальная, с учетом индивидуализации и дифференциации;
- проблемно-исследовательские методы;
- наглядно-словесные методы;
- практическо-поисковые методы;
- методы формирования умений и навыков;
- методы развития познавательной активности и творческой деятельности;
- ситуационный метод;
- методы устного контроля, самоконтроля.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, электронная доска, литровая банка, пластиковый кубический дециметр.
Ресурсное обеспечение урока: Виленкин Н.Я. Математика 5 класс: учебник в 2 ч. Базовый уровень. Ч. 1: / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, и др. — М.: Просвещение. 2023.—160 с.