Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей. А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
Ошибочно полагать, что инновации в образовании – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования.
Модификации стандартных педагогических технологий и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями.
Целью педагогических инноваций в образовании является подготовка ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире.
Педагогические инновации в дошкольном образовании - это требование времени. От того насколько эффективно осваиваются инновации в ДОУ зависит качество воспитательной и образовательной деятельности.
Различные инновации в детском саду в своей основе имеют личностно-ориентированный подход, при котором ребенку выделяется главная роль в процессе воспитания и обучения.
Любая инновация представляет собой не что иное, как внедрение современного компонента, отражающего качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, педагогические инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- развивающие технологии;
- коррекционные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
2. Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Проекты различаются:
- по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
- по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
- по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:
- «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
- «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
- «Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т.д.
- «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.
Одной из примеров инновационной технологии проектной деятельности является Лэпбук - универсальное пособие, являться итогом проектной деятельности, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием
- взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми,
- добровольное присоединение детей к деятельности,
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Разновидности тематических папок:
В зависимости от назначения:
- учебные;
- игровые;
- поздравительные,
- праздничные;
- автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
- стандартная книжка с двумя разворотами;
- папка с 3-5 разворотами;
- книжка-гармошка;
- фигурная папка.
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:
- активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
- позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
- развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
- помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
- помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);
- позволяет сохранить собранный материал;
- объединяет педагогов, детей и родителей;
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- способствует творческой самореализации педагога.
3. Технологии исследовательской деятельности
Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.
Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности: наблюдения, беседы, опыты, дидактические игры, моделирование ситуаций, трудовые поручения, действия.
Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение.
4. Развивающие технологии
В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
Робототехника. Робототехнику в ДС можно рассматривать как инновационную развивающую технологию.
В последние годы робототехника становится всё более популярным методом обучения в детском саду. Это связано с широкими возможностями, которые открываются перед педагогами при использовании различных конструкторов.
Основным из достоинств робототехники является успешная и быстрая адаптация ребят от игровой к учебной деятельности.
Помимо прочего, при использовании конструкторов у ребят заметно улучшается речевая деятельность, стабилизируется эмоциональное состояние. Воспитанники активно изучают материал, что позволяет сохранять заинтересованность.
Занятие робототехническим творчеством решает следующие задачи:
Когнитивные:
- Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях.
- Знакомить со свойствами деталей конструктора и овладение техникой их соединения.
- Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать навыки самостоятельной конструктивной деятельности.
- Развивать речь (обогащение словарного запаса детей, лексическая сторона речи, умение вступать и вести диалог, коммуникативные умения).
- Развивать психические процессы: память- создание моделей предполагает опору на жизненный опыт ребенка, на знакомые образы предметов и объектов, кроме того, ребенок запоминает название деталей, способы их соединения, основные действия с ними; внимание-использование конструктора требует от ребенка умения сосредоточить внимание на создаваемой модели, чтобы достичь результата, умения распределять внимание, концентрировать его; развивается воображение детей, в частности творческие способности при совмещении конструктора; мышление - овладение обобщенными способами конструирования (комбинаторика, «опредмечивание», убирание лишнего и др.) и самостоятельному их использованию.
Мотивационно-ценностные:
- Развивать коммуникативные умения, навыки сотрудничества при организации совместной деятельности (обсуждение, планирование, совместный поиск решения проблемы, аргументация точки зрения, работа в парах, группах).
- Поддержка детской инициативы, развитие способности аргументировано высказывать свою точку зрения.
- Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Деятельностные:
- Научить технологиям и приемам обработки конструкционного материала, сформировать навыки самообслуживания и самоорганизации.
- Сформировать навыки самостоятельной деятельности, творческого конструирования и экспериментирования с деталями конструктора UARO
- Развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта.
Современное общество предъявляет к будущим специалистам всё более широкие требования. Одним из них является наличие творческих способностей, умение мыслить креативно и нестандартно. В этом аспекте пригодится навык разбираться в программном обеспечении.
На занятиях по робототехнике ребята учатся на простом и понятном интерфейсе, что позволяет постепенно освоить программирование на начальном уровне.
Для того чтобы быть успешным во взрослой жизни, необходимо двигаться в ногу с прогрессом. Всевозможных роботов, заменяющих труд человека, становится всё больше в современном мире, и живым людям всё сложнее найти область применения собственных талантов и возможностей.
Робототехника учит не просто конструировать и настраивать механизмы от простого к сложному, а ещё и понимать устройство изнутри, видеть причинно-следственные связи, варьировать возможности программного обеспечения, мыслить нестандартно. Поэтому внедрение этой инновационной технологии в дошкольном учреждении будет чрезвычайно полезным в будущем.
5. Коррекционные технологии
Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей.
6. Информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.
Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
Данная инновационная технология это один из способов представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания.
Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
7. Личностно-ориентированные технологии
Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.
Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
8. Игровые технологии
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. Дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать; которые помогают обобщать предметы по определенным признакам; которые учат ребенка отделять вымысел от реального; которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Игры В.Воскобовича - это как раз путь от практики к теории, в основу ,которых положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.
Следовательно, цель игры В.Воскобовича - развитие интеллектуальных способностей детей.
Задачи игр В.Воскобовича:
- Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
- Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
- Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
- Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
- Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
- Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
К игровым инновациям можно отнести квесттехнологии.
Данный вид технологий способствует формированию у детей самостоятельного мышления, развитию фантазии, творческой активности, созданию собственных творений.
Квест – это игра-приключение, в которой участники должны решать определенные задачи для продвижения по сюжету и для достижения конкретной цели.
Эти задачи могут быть самыми разнообразными: активными, креативными, интеллектуальными. В игре участники обязательно взаимодействуют, каждая игра обязательно несет в себе соревновательный момент.
Работа над квестами в группе компенсирующей направленности имеет свои особенности, непосредственно связанные с особенностями развития детей с ОВЗ (низкая познавательная активность, нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы, бедность представлений об окружающих предметах и явлениях, различные речевые нарушения и т.д.). В процессе работы над квест-играми необходимо учитывать данные особенности детей, необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в квест-игру, при этом стараться не переусердствовать с опекой и помощью.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
- доступность заданий – все задания не должны быть чересчур сложны для ребенка;
- системность – задания должны быть логически связаны друг с другом;
- эмоциональная окрашенность заданий – методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приемами;
- разумность по времени – необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы дети не устали и сохраняли интерес к игре;
- использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста;
- наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников с ОВЗ нужно помнить четыре основных условия:
- игры должны быть безопасными;
- вопросы и задания должны соответствовать возрасту и пройденному материалу;
- споры и конфликты надо решать только мирным путем.
В результате проектирования квест-игры каждый педагог имеет возможность осуществлять педагогическую деятельность в формах, специфических для детей с ОВЗ, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, способствовать созданию благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого воспитанника.
Квест – очень привлекательная для детей деятельность, позволяющая им самореализоваться. В такой игре, действуя в условной ситуации, ребенок чувствует себя свободным, самостоятельным, умным и умелым, что расширяет круг его представлений о мире и обеспечивает внутренний эмоциональный комфорт.
Заключение
Итак, все вышеизложенные технологии в первую очередь направлены на повышение качества образования. Однако само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:
- Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
- Для родителей – это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:
- обучение без утомления;
- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
- успешность обучения;
- поддержание желания учиться;
- обеспечение возможности поступления в престижную школу;
- обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография).
Для воспитателей – это прежде всего положительная оценка их успешности руководителями ДОУ и родителями:
- успешное выполнение ими всех учебных программ;
- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
- поддержание интереса детей к учебному процессу;
- успешное развитие детей в процессе их обучения;
- сохранение психического и физического здоровья детей;
- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Современные педагогические технологии помогают педагогу реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Список использованной литературы
- Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б.Андерсен, В.Д.Бриик. – М.: Дрофа, 2007. – 213 с.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И.Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 225 с.
- Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65.
- Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177.
- Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14.
- Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49.
- Чермокина Р.Ш. «Проблемы интеграции театральной и традиционной педагогики в решении общих задач обучения».
- Интернет ресурсы http://biblioteka.teatr-obraz.ru, http://www.openlesson.ru/, http://dovosp.ru/.
- Ершова А.П., Букатов В.М. “Театральные подмостки школьной дидактики”, «История социоигровой педагогики, драмогерменевтика».
- В.М.Букатов «Основные составляющие драмогерменевтики».