Креативное мышление как один из компонентов функциональной грамотности

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Функциональная грамотность, креативное мышление


Добрый день, уважаемые коллеги, я очень рада видеть вас. Располагайтесь поудобнее. Чтобы создать комфортную для всех атмосферу, я решила пригласить вас на чашечку чая.

По этому поводу я приготовила вкуснейший торт. Предлагаю вам тремя разрезами ножа разделить его на 8 равных кусочков. Уважаемые коллеги какие будут предложения?

  • Можно разрезать пополам, положить половинку сверху, потом еще раз разрезать, потом еще раз проделать это действие.
  • Второй вариант заключается в том, что мы разрезаем торт не как обычно, а в горизонтальной плоскости, т.е. поперёк.

Не случайно я выбрала такое задание. На примере такого задания вы показали, как здорово и полезно искать нестандартные решения задач.

Скажите, пожалуйста, какие мы сейчас использовали с вами собственные качества для выполнения этого задания? (Смекалка, фантазия, креативность - это всё составляющие креативного мышления.)

Существуют множество определений понятий креативности:

  • Креативность - это способность человека генерировать идеи, создавать что-то новое и нестандартное.
  • Креативность - это способность к неординарному мышлению и применению этого мышления на практике.
  • Креативность – это смекалка, то есть способность человека в определенных критических ситуациях и, казалось бы безвыходных, находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата.

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

  1. быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени);
  2. гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей);
  3. оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи);
  4. точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).

Креативное мышление можно развить с помощью инновационной педагогической технологии ТРИЗ.

Одним из эффективных приемов развития креативного мышления является метод «Мышления противоречиями». На уроках «Окружающего мира»  придумываем с учащимися  такие противоречия по программному материалу. Вот некоторые из них:

  • если не будет ветра все лето, то будет тепло и уютно, но не будут распространяться семена растений, не будет дождей;
  • если уничтожить всех комаров, то будет хорошо в походе, но стрекозам и рыбкам будет меньше корма;
  • если вдеть в иголку длинную нитку, то не надо часто заменять, но неудобно шить;
  • зонтик должен быть большим, чтобы защитить от дождя меня и маму, но при этом должен быть маленьким, чтобы не занимать много места;
  • ножницы должны быть острыми, чтобы резать бумагу, но при этом тупыми, чтобы не пораниться.

К пониманию противоречий можно подвести при помощи игры «Хорошо - плохо». При этом дети должны усвоить, что во всем хорошем можно найти плохое, но во всем плохом, есть хорошее. Например, 100 дней идет снег – хорошо, будет много снега и хороший урожай, плохо – проломит крыши домов, ветки деревьев.

Мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому что может заболеть горло.

Заболеть хорошо – можно не ходить в школу, плохо – дома одному будет скучно.

Ставить оценки хорошо – можно контролировать ученика, плохо – потому что трудно быть добрым и справедливым оценщиком знаний ученика.

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации).

Широко применяю прием ассоциативного запоминания.

Этот прием основан на образности мышления. Например, на уроках русского языка, данный прием используется для запоминания правильности написания словарных слов. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти (это основы психологии).

В своей работе при изучении словарных слов использую фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Например, пассажир – пассажир берет билет в кассе, улица – на улице встречаю знакомые лица, запад – на западе солнце падает.

Интересным является упражнение «В слове спряталось другое слово». Например, посмотрите, дети, рак летит в ракете. Детям предлагается нарисовать свой фантастический сюжет.

На практике, при обучении грамотному письму, я прошу детей привлечь аудиальную подсказку. Это значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например, лИмон –  кИслый, гАзета – бумАга, Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.

Часто использую на своих уроках графические ассоциации – мнемотехнику (по схожести изображения). Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

Читать, разговаривать и придумывать

Большой ресурс для развития креативного мышления дают уроки литературного чтения.

Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки. Собрав истории всех детей класса, можно сверстать целую книгу. Во время знакомства с произведением спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.

Решать головоломки и ребусы

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.

Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника и Учи.ру

Перевоплощения и театр жестов и мимики

«Перевоплощения в вещь». Один из участников получает указание от ведущего перевоплотиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее характер. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, как она живет, что чувствует.

«Перевоплощения в животное». Ведущий задает вопрос, с каким животным участники могут сравнить себя и свою жизнь. Например, один из ответов — «Я как лошадь, все время пашу, чтобы другим было хорошо».

Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того чтобы визуализировать понятие, нужно прибегнуть к иллюстрациям. Предложите детям создать картинки к литературному тексту или по мотивам абстрактного понятия: например, объёма. Другие идеи: проиллюстрировать пословицу с помощью фигур или сделать скульптуру из многогранников. Интересные пословицы можно «изображать» даже с помощью эмоджи, не забывая про их переносный смысл.

Таким образом, в результате целенаправленной работы у учащихся развивается:

  • умение разрешать противоречия;
  • умение создавать творческие задания;
  • умение анализировать различные проблемные ситуации;
  • оригинальное, творческое, нешаблонное мышление.