Биология занимает одно из существенных мест среди учебных предметов в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разностороннее развитие личности ребёнка, формирование у него творческой и познавательной активности, самостоятельности и инициативности [1]. На уроках биологии игровые задания могут довольно широко применяться в процессе обучения. Элементы игровой деятельности дают возможность поддержать умственную активность учащихся, повысить их заинтересованность, сформировать мотивацию на обучение. Например, игры по типу кроссвордов можно применять на уроках не только для их разгадывания, но и поручить ребятам самостоятельно составлять такие задания и даже устроить соревнование, продумав определенные правила и требования. Такой приём развивает внимание, память, мышление, формирует у школьников способность искать оригинальные решения и мыслить креативно. Это способ активного вовлечения школьников в учебный процесс, сочетающий обучение и удовольствие от творческой активности.
В основу используемой нами игры была взята разработка из книги «Русский язык в играх» под названием «Расчёска (гребёнка)» и «Конкурс кроссвордов» [2-4]. Наша модифицированная под нужды биологии игра позволяет школьникам потренироваться в составлении заданий для кроссворда-гребёнки, при этом слова могут относиться только к определённым темам – то есть являться терминами и определениями в рамках осваиваемого раздела биологии. Ребятам правила игры объясняются с помощью информационного листа или выносятся на слайд презентации (см. приложение 1).
- Применяется исходное слово-основа (его определяет учитель). За заданное время (в нашем случае это 35-40 минут урока) участники придумывают слова на каждую из букв слова-основы. Буквы в слове-основе могут повторяться, поэтому сколько раз встретится буква – столько и слов-терминов к ней нужно придумать.
- Как было отмечено ранее, при подборе слов нужно ограничиться определённым кругом тем (например - школьным курсом по биологии за предыдущий и текущий года обучения).
- Записать нужно не только слово в игровое поле – но и дать ему определение. За верное определение (загадывание) термина ученик получает 2 балла.
- Чем длиннее слова – тем ближе ученик к победе: в конце игры учитель считает количество букв на игровом поле: их сумма учитывается израсчёта 1 буква = 1 балл. Вне игрового поля записанные слова по буквам не учитываются – то есть определения, которыми мы загадываем слово в кроссворде, не считаем по буквам (см. предыдущий пункт).
- Какие могут использоваться слова? Биологические термины, относящиеся к заданному кругу тем. Фамилии учёных-биологов загадывать также можно. Слово не обязательно должно быть существительным – можно загадать и прилагательное, и глагол: главное правильно и, по возможности, оригинально, загадать его для кроссворда.
- Разрешается пользоваться собственной рабочей тетрадью, а вот списывать у соседа, использовать телефон/гаджет нельзя – результат такой работы аннулируется.
- Для игры, рассчитанной на учеников среднего звена, оптимально загадать исходные слова по вариантам: выбрав слова для первого и для второго из одинакового количества букв. Как показала практика, лучше, если букв в слове 11-12. Например, для 8 класса мы использовали слова «орнитология» и «систематика».
- Далее учитель использует следующий способ перевода заработанных баллов в оценки:
- за 100 баллов и более – оценка «отлично»,
- за 80-99 баллов – оценка «хорошо»,
- за 60-79 баллов – оценка «удовлетворительно».
- менее 60 баллов – оценка не выставляется.
Поясним, на примере – для слова «орнитология» 22 балла можно заработать за составленные задания к каждой букве слова (по 2 балла за определение, которым загадано слово в кроссворде к каждой из 11 букв), и прибавим баллы за количество букв в словах (по 1 баллу за каждую букву в слове). При проверке вычитаем баллы за неверно загаданные слова и использование слов, которые не имеют отношения к биологии. Пример заполненного кроссворда размещён в приложении 2.
У ребят, кто справился с заданием быстрее других, есть возможность перенести свой кроссворд на отдельный лист, создав «пустографку» - его можно будет дать для разгадывания другому ученику на этом же или на последующих уроках (приложение 3).
Применение элементов игровых технологий на уроке биологии имеет большой потенциал для обогащения учебного процесса и стимулирования интереса школьников к обучению. Учитывая конкретные образовательные цели и потребности класса, можно достигать не только повышения мотивации и вовлечённости, индивидуализации обучения, но и создания позитивной образовательной атмосферы, привить любовь к предмету и заставить ребёнка поверить в собственные силы при изучении этой непростой дисциплины.
Список использованной литературы
- Стрельцова А.Д. Системно-деятельностный подход как основа реализации фгос // Форум молодых ученых. 2019. №5 (33).
- Хасанова Д.Ф. Игра как эффективное средство формирования мотивации к изучению биологии // StudNet. 2020. №10.
- Русский язык в играх: учебно-методическое пособие / сост.: Т.В.Губанова, Е.А.Нивина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007 – 80 с.
- Твердохлеб О.Г. Кроссвордные задания как прием развивающего обучения // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. №2.