Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме "Домашние животные в жизни людей. Кошка"

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5

Ключевые слова: кошки


Урок рассчитан на 2 часа.

Рисование по памяти и по представлению.

Программа Б.М.Неменского.

Цель урока: Нарисовать домашнее животное - кошку.

  • Образовательные: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве.
  • Развивающие: Совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний об анатомическом строении, устном народном творчестве (сказки, загадки), воспитание чувства дружбы, коллективизма, умение работать в группах.
  • Воспитательные: Воспитать в детях чувство прекрасного.

Задачи урока:

  • Обучающая: Познакомить с разнообразием пород кошек, их внешним видом, формировать графические умения и навыки, продолжить знакомство детей с творчеством художников-анималистов
  • Развивающая: Развивать наблюдательность, мышление учеников, умение работать в группе. Развивать зрительную память, умение сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций, особенностей формы животного;
  • Воспитывающая: Воспитывать интерес, бережное отношение к животному миру

Материалы:

  • Видеофрагмент из фильма «Кошка – хозяйка дома» (ин. №768 – I)
  • Энциклопедия «Кирилл и Мифодий» - «Животные»
  • Журнал «Кот и Пёс» - № 5-6, 2000 г., №3- Март 2000 г.
  • книги:
    • Дороти Сикстоун Ричардз. «Ваша кошка».Москва. «Мир», 1994 г. (перевод с англ. Е.Годиной)
    • Гилл, Дебора. Кошки. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001 г.
    • Мини-энциклопедия «Кошки» (библиотека им. Бажова)
    • Робертсон Дж. Давайте нарисуем кошек, собак и других животных». Мн.: ООО «Попурри», 1997 г.
    • Детские книги: «Кошкин дом», «Кот в сапогах», «Кто сказал мяу?», «Приключения кота Леопольда» и др.
  • календарь «Котята» - 2003 год
  • таблица – игра «Найти отличия»
  • конструктор «Части тела и мордочки»:
    • Кошка
    • Туловище
    • Глаза
    • Хвост и т.д
  • Таблица со словами: Анималистический жанр,
  • репродукции с изображением животных,
  • картинки с изображением кошек.

План.

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Беседа. Мои друзья. (О домашних животных) – 15 мин.
  3. Видеофрагмент «Кошка – хозяйка дома»
  4. Кошка. Из истории животного.
  5. Анализ формы. Этапы рисования.
  6. Слайд программа (диск энциклопедии - «Животные» - кошки )
  7. Цвет. Окраска шерсти, глаз.
  8. Самостоятельная работа учащихся. - 20-25 мин.
  9. Итог.
  • Мини-выставка.
  • Анализ выполненных работ.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2. Учитель. Тема нашего урока «Домашние животные»

Ребята, а каких домашних животных вы знаете?

Презентация

Ученик. Собака, хомяк, корова, баран, коза, лошадь, кошка.

Учитель. А каких животных вы можете держать дома.

Ученик. Кошку, собаку, хомяка, белых мышей, и т.д.

Учитель. Что вносят животные в нашу жизнь?

Ученик. Радость, красоту, нежность, заботу.

Учитель. Они беззащитны. Они зависят от нас.

На нас, людях лежит большая ответственность за них.

Учитель. Ребята, а какое животное мы будем рисовать? Чтобы узнать это мы должны разгадать кроссворд.

1

м

о

л

о

к

О

 

ы

ш

е

л

о

в

к

а

3

П

о

д

у

ш

к

А

4

с

о

б

а

к

а

 

5

 

ч

а

с

ы

  1. Жидкое, а не вода, белое, а не снег.
  2. Прибор для ловли мышей.
  3. Два брюшка, четыре ушка.
  4. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
  5. Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте.

Урок можно начать не с разгадывания кроссворда, а с отгадывания загадки или ребуса.

Учитель. Да, сегодня мы будем с вами рисовать кошку.

А, кто из вас знает загадки о кошке?

Пословицы?

Ученик.

1. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается.

2. Четыре четырки,
Две растопырки,
Часто умывается,
С водой не знается.

Пословицы и поговорки.

  1. Кошка на мышей храбра.
  2. Кошка лезет в окошко.
  3. Кошка на порог, а мышка в уголок.
  4. Кошка спит, а мышей видит.

Учитель. А, в каких сказках, рассказах, фильмах главный герой кошка?

Ученик. Русские народные сказки, «Кот Леопольд», «Кот в сапогах», «Кошка гулявшая сама по себе».

Что отличает кошку от других животных.

Учитель. А какого цвета шерсть?

Ученик. Рыжая, пестрая, белая, черная, серая, полосатая и т.д.

Учитель. А какого цвета глаза?

Ученик. Зеленые, коричневые, желтые и т.д.

Учитель. Действительно, кошка загадочное животное.

Просмотр видеофрагмента «Кошка – хозяйка дома» (ин.№768 – I) и просмотр работ художников.

Учитель. Многие художники обращались в своем творчестве к образу кошки.

Немало послужили науке и кошки. Сколько их было, кто считал безвестных кисок, которые помогали учёным решать проблемы анатомии и физиологи? Всем им посвящен памятник, установленный перед Институтом биологии в Старом Петергофе под Санкт-Петербургом. Памятник Кошкам воздвигнут и перед Сорбоннским университетом во Франции по инициативе профессоров и студентов.

А совсем недавно, 25 января 2000 года, опять-таки в нашей северной столице Санкт-Петербург, неподалеку от Невского установлен памятник «Хорошему коту». Поговаривают, что на карниз-постамент взобрался герой популярной некогда песенки «Жил да был черный кот за углом». Но есть и другая, более серьезная, версия. После блокады, когда во время голода съели всех кошек, В Ленинграде расплодились крысы и мыши – разносчики опасных инфекционных болезней. Тогда по специальному распоряжению Советского правительства в город срочно доставили целый вагон усатых охотников. Их выпустили на улицы, и вскоре наступление грызунов было остановлено.

Существует памятник кошкам и в Лондоне. Интересная легенда о памятнике. Стоит он на Хайгейтском холме. В ХV веке бедняк Дик, купил кота на базаре. Когда его хозяин, Купец, отправлялся в дальнее плаванье, он брал у людей предметы, которые они хотели бы продать или обменять. Пришлось Дику отдать кота, больше у него ничего не было. Приехав на один остров, жители которого страдали от крыс, купец показал королю способности кота. На острове кошек не было. Король в обмен на кота дал купцу ларец золота и скупил весь его товар. По возвращении хозяин честно отдал Дику ларец, и тот стал очень богатым человеком, даже трижды избирался мэром Лондона, а своему коту поставил памятник.

Учитель. Физкультминутка. Поиграем - Как кошка ходит, двигается, царапается, играет. Один ученик может делать движения у доски, а ребята повторяют на месте.

Учитель. О кошках можно еще много говорить, но у нас ведь урок рисования. Нарисовать кошку можно разную: (показ.) подстерегающую добычу, игривую.

4. Самостоятельная работа учащихся

Работа начинается с игры: «Закрой глазки и представь свою кошку».

Открыв глаза, ребята видят игрушку - кошку на руке учителя. Учитель предлагает нарисовать кошку на листе, а кукла будет наблюдать за работой.

Учитель. Рисовать животных любят почти все. Рисовать животных трудно. Они ведь не позируют. Первое - это наблюдательность. Прежде чем приступить к рисунку какого-нибудь животного, надо внимательно его рассмотреть. Не всегда рядом с тобой находится живой персонаж, поэтому следует найти открытки, фотографии или картинки с его изображением или представить его.

На листе, который ты взял для рисунка, определи центр, куда ты поместишь нарисованное животное. Помни правило композиции и рисуй достаточно крупно, в центре, чтобы животное красиво и четко выделялось на листе, не забывая при этом оставлять свободное пространство по краям листа.

- Рисовать надо от общего к деталям.

- Увидеть в сложной форме ее конструкцию.

- Представим тело кошки в виде нескольких округлых форм.

Прорисовывая насквозь овалы, легко можно передать любое движение этого необыкновенно пластичного зверя.

Голова зверька широкая, глаза почти круглые, а вот зрачки вытянуты вверх. Нос в общем имеет форму треугольника, а рот можно нарисовать в виде перевернутой «Галочки».

- Рисуй тонкими линиями.

- Наметь, где находятся (если они есть) уши, хвост и так далее.

- Потом приступить к детальной прорисовке контура тела животного.

- Работа в цвете.

На доске можно разобрать приемы рисования кошки или использовать раздаточный материал со схемами – «Как нарисовать кошку».

РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Работа может быть выполнена как красками (акварель, гуашь) так и восковыми мелками.

5. Итог урока

Сегодня на уроке, мы с вами ребята узнали много интересного о кошках.

Выполнили рисунок в карандаше.

На следующем уроке мы будем выполнять работу в цвете - акварельными красками. (можно гуашью, цветными мелками)

В конце урока ребята вывешивают свои работы на доске. (организовывается мини-выставка работ) Все работы на доске.

Виден результат работы ребят.

Один из учеников проговаривает тему урока и отмечает выполнение задач урока.

Ребята могут рассказать о своем замысле, о характере кошки, о ее движении и т.д.

Если позволяет время урока можно провести игру по определению отличий между картинками, на которых изображены кошки. (графическое изображение задания. Если эта игра проводится на следующем уроке, то лучше, если эти изображения были цветными).

Материал к уроку