Памятник советскому Воину-освободителю в Трептов-парке Берлина. Урок комплексного применения знаний и умений по теме «Типы речи» для обучающихся 5-х классов

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Урок комплексного применения знаний и умений по теме «Типы речи» для обучающихся 5 классов.

Урок формирует:

1) личностные результаты:

  • ценное отношение к боевому подвигу нашего народа, уважение и бережное отношение к историческим памятникам;
  • умение оценивать поведение других людей с учётом моральных норм, ориентироваться на поступки героев в ситуации нравственного выбора;
  • понимание эмоциональной ценности искусства;

2) метапредметные результаты:

  • умение выбирать достоверную информацию из открытых источников;
  • умение использовать смысловое чтение для отбора и систематизации информации с целью создания собственного текста;
  • умение выражать свои мысли и эмоции в письменной речи;
  • умение составлять, корректировать план собственной деятельности; оценивать результат своей работы по заданным критериям;

3) предметные результаты:

  • умение характеризовать текст с точки зрения его функционально-смыслового типа;
  • умение использовать знания о тексте, его типовых особенностях при создании собственного текста;
  • умения информационной переработки прослушанного и прочитанного текстов; извлечение информации из различных источников, в том числе визуального характера;
  • умение редактировать собственные тексты.

Содержание урока актуально. Невозможно равнодушно, без боли в сердце слышать и видеть, как в странах Восточной Европы уничтожаются памятники советским воинам, освободившим мир от фашизма. Мы обязаны рассказывать нашим детям и о подвигах солдат и офицеров, и о необходимости сохранения памяти о Великой Отечественной войне.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока

- Что такое памятник? Кому и для чего люди ставят памятники?

- Как можно узнать, о каком памятнике идёт речь, если мы не можем его увидеть?

- Знаете ли вы, какой памятник показан?

https://aif.ru/society/history/voin-osvoboditel_istoriya_cheloveka_chey_podvig_stal_legendoy

- Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке?

Учитель подводит учеников к формулировке задач урока:

  1. узнать историю памятника советскому Воину-освободителю в Трептов-парке Берлина,
  2. написать сочинение о памятнике.

2. Актуализация знаний и умений

повествование

описание

рассуждение

вопрос

что делает?

какой?

почему?

приём «фотографирования»

много фотографий

одна фотография

нельзя

говорится

о последовательных событиях

об одновременных признаках

о причинах

- Пригодятся ли знания о типах речи для написания сочинения?

- Письменная работа, посвящённая памятнику Воину-освободителю, должна включать элементы описания, повествования, рассуждения. Эта задача кажется трудной, но все ребята справятся с её выполнением.

3. Поиск путей решения проблемы

- Что бы вы сделали, чтобы написать работу о памятнике?

- Обратимся к ресурсам интернета.

8 мая 1949 года на территории Трептов-парка в Берлине был открыт памятник «Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом», созданный по проекту скульптора Евгения Вучетича и архитектора Якова Белопольского.

Всемирно известный советский мемориальный комплекс в Трептов-парке, где похоронены около пяти тысяч советских воинов, – это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка. В основании памятника расположен мавзолей.

С учетом высоты холма и цоколя основания общая высота монумента равняется примерно 30 метрам.

https://avangardrcpv174.ru/news/meropriyatiya/8-maya-1949-goda-na-territorii-treptov-parka-v-berline-byl-otkryt-pamyatnik-voinam-sovetskoy-armii-p/

Приёмы выборочного чтения текста.

- Как называется памятник? Где, когда он был открыт? Кто автор мемориала?

Ученики записывают рабочие материалы к сочинению.

- Какая часть текста – описание? Прочитайте этот отрывок.

- Есть ли в этом отрывке слова, значение которых вы не знаете?

Пояснение учителя.

- Меч символизирует мощь Советской армии, разрубленная свастика у ног солдата - разгромленный фашизм, а девочка на руке воина олицетворяет собой освобождение человечества от угрозы фашистского порабощения.

https://tass.ru/obschestvo/20738121

- Прототипом для памятника стал советский солдат Николай Масалов.

30 апреля 1945 года шли последние, самые яростные бои в Берлине. Наши солдаты видели, как немецкие пулеметчики стреляют в спину гражданским, пытающимся выбраться из зоны боев.

Уроженец Кемеровской области Николай Масалов на фронт попал в 1942 году. Сражался под Сталинградом, участвовал в боях на Мамаевом кургане, чудом выжил, потом дорогами войны добрался до самого Берлина.

На какое-то время бой стих — советские части готовились к атаке. И в этой тишине вдруг раздался детский плач. Ребенок оказался где-то на нейтральной полосе между позициями.

Все бойцы и командиры следили за тем, как Масалов осторожно пробирается к мосту. «Добрался я все-таки туда, откуда плач слышался, — спустя годы вспоминал Масалов. — К убитой матери припала девочка трех лет. Только и запомнилось, что ее белое платьице в горошек. А еще она не могла уняться от плача: „Мутти, мутти!“. Как взял я ее на руки — тут же умолкла...»

Назад он двигался еще более аккуратно, понимая, что ошибиться не имеет права. Тем более что заговорили немецкие пулеметы.

Ответным огнем советские пулеметчики подавили активность противника, и Масалов под их прикрытием благополучно добрался до наших позиций.

Он едва успел передать девочку санитаркам, как полк перешел в атаку.

https://aif.ru/society/history/voin-osvoboditel_istoriya_cheloveka_chey_podvig_stal_legendoy

Приёмы выборочного чтения текста.

- Запишите в тетради «ключевые» слова и словосочетания.

- Определите тип этого текста. Устно кратко перескажите текст.

- Историю подвига Николая Масалова показали художники-мультипликаторы.

Просмотр отрывка мультипликационного фильма Артёма Лукичёва, Михаила Лисового «Война и дети» 2014 года (с 20:46 по 24:35).

https://ru.kinorium.com/2014735/

4. Постановка учебной задачи. Критерии оценки работы

- В вашей письменной работе должны быть элементы описания, повествования, рассуждения. Описание памятника Воину-освободителю, повествование - краткий пересказ истории спасения немецкой девочки советским солдатом, рассуждение - ответ на вопрос: Почему мы должны помнить подвиг наших предков?

Композиция работы может быть любой.

5. Самостоятельная работа над письменной работой

6. Рефлексия учебной деятельности

  • «узнал новое» (от 1 до5),
  • «активно работал» (от 1 до 5),
  • «справился с поставленной задачей» (от 1 до 5).

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению

- Точная копия памятника «Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» в Берлине установлена в городе Кемерово в 2022 году.

Подготовьте короткое сообщение (примерно 5–7 предложений) об этом мемориале.

Берлин Кемерово