Урок комплексного применения знаний и умений по теме «Типы речи» для обучающихся 5 классов.
Урок формирует:
1) личностные результаты:
- ценное отношение к боевому подвигу нашего народа, уважение и бережное отношение к историческим памятникам;
- умение оценивать поведение других людей с учётом моральных норм, ориентироваться на поступки героев в ситуации нравственного выбора;
- понимание эмоциональной ценности искусства;
2) метапредметные результаты:
- умение выбирать достоверную информацию из открытых источников;
- умение использовать смысловое чтение для отбора и систематизации информации с целью создания собственного текста;
- умение выражать свои мысли и эмоции в письменной речи;
- умение составлять, корректировать план собственной деятельности; оценивать результат своей работы по заданным критериям;
3) предметные результаты:
- умение характеризовать текст с точки зрения его функционально-смыслового типа;
- умение использовать знания о тексте, его типовых особенностях при создании собственного текста;
- умения информационной переработки прослушанного и прочитанного текстов; извлечение информации из различных источников, в том числе визуального характера;
- умение редактировать собственные тексты.
Содержание урока актуально. Невозможно равнодушно, без боли в сердце слышать и видеть, как в странах Восточной Европы уничтожаются памятники советским воинам, освободившим мир от фашизма. Мы обязаны рассказывать нашим детям и о подвигах солдат и офицеров, и о необходимости сохранения памяти о Великой Отечественной войне.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока
- Что такое памятник? Кому и для чего люди ставят памятники?
- Как можно узнать, о каком памятнике идёт речь, если мы не можем его увидеть?
- Знаете ли вы, какой памятник показан?

https://aif.ru/society/history/voin-osvoboditel_istoriya_cheloveka_chey_podvig_stal_legendoy
- Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке?
Учитель подводит учеников к формулировке задач урока:
- узнать историю памятника советскому Воину-освободителю в Трептов-парке Берлина,
- написать сочинение о памятнике.
2. Актуализация знаний и умений
| повествование | описание |
рассуждение |
вопрос |
||
что делает? |
какой? |
почему? |
приём «фотографирования» |
||
много фотографий |
одна фотография |
нельзя |
говорится |
||
о последовательных событиях |
об одновременных признаках |
о причинах |
- Пригодятся ли знания о типах речи для написания сочинения?
- Письменная работа, посвящённая памятнику Воину-освободителю, должна включать элементы описания, повествования, рассуждения. Эта задача кажется трудной, но все ребята справятся с её выполнением.
3. Поиск путей решения проблемы
- Что бы вы сделали, чтобы написать работу о памятнике?
- Обратимся к ресурсам интернета.
8 мая 1949 года на территории Трептов-парка в Берлине был открыт памятник «Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом», созданный по проекту скульптора Евгения Вучетича и архитектора Якова Белопольского.
Всемирно известный советский мемориальный комплекс в Трептов-парке, где похоронены около пяти тысяч советских воинов, – это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка. В основании памятника расположен мавзолей.
С учетом высоты холма и цоколя основания общая высота монумента равняется примерно 30 метрам.
Приёмы выборочного чтения текста.
- Как называется памятник? Где, когда он был открыт? Кто автор мемориала?
Ученики записывают рабочие материалы к сочинению.
- Какая часть текста – описание? Прочитайте этот отрывок.
- Есть ли в этом отрывке слова, значение которых вы не знаете?
Пояснение учителя.
- Меч символизирует мощь Советской армии, разрубленная свастика у ног солдата - разгромленный фашизм, а девочка на руке воина олицетворяет собой освобождение человечества от угрозы фашистского порабощения.
https://tass.ru/obschestvo/20738121
- Прототипом для памятника стал советский солдат Николай Масалов.
30 апреля 1945 года шли последние, самые яростные бои в Берлине. Наши солдаты видели, как немецкие пулеметчики стреляют в спину гражданским, пытающимся выбраться из зоны боев.
Уроженец Кемеровской области Николай Масалов на фронт попал в 1942 году. Сражался под Сталинградом, участвовал в боях на Мамаевом кургане, чудом выжил, потом дорогами войны добрался до самого Берлина.
На какое-то время бой стих — советские части готовились к атаке. И в этой тишине вдруг раздался детский плач. Ребенок оказался где-то на нейтральной полосе между позициями.
Все бойцы и командиры следили за тем, как Масалов осторожно пробирается к мосту. «Добрался я все-таки туда, откуда плач слышался, — спустя годы вспоминал Масалов. — К убитой матери припала девочка трех лет. Только и запомнилось, что ее белое платьице в горошек. А еще она не могла уняться от плача: „Мутти, мутти!“. Как взял я ее на руки — тут же умолкла...»
Назад он двигался еще более аккуратно, понимая, что ошибиться не имеет права. Тем более что заговорили немецкие пулеметы.
Ответным огнем советские пулеметчики подавили активность противника, и Масалов под их прикрытием благополучно добрался до наших позиций.
Он едва успел передать девочку санитаркам, как полк перешел в атаку.
https://aif.ru/society/history/voin-osvoboditel_istoriya_cheloveka_chey_podvig_stal_legendoy
Приёмы выборочного чтения текста.
- Запишите в тетради «ключевые» слова и словосочетания.
- Определите тип этого текста. Устно кратко перескажите текст.
- Историю подвига Николая Масалова показали художники-мультипликаторы.
Просмотр отрывка мультипликационного фильма Артёма Лукичёва, Михаила Лисового «Война и дети» 2014 года (с 20:46 по 24:35).
https://ru.kinorium.com/2014735/
4. Постановка учебной задачи. Критерии оценки работы
- В вашей письменной работе должны быть элементы описания, повествования, рассуждения. Описание памятника Воину-освободителю, повествование - краткий пересказ истории спасения немецкой девочки советским солдатом, рассуждение - ответ на вопрос: Почему мы должны помнить подвиг наших предков?
Композиция работы может быть любой.
5. Самостоятельная работа над письменной работой
6. Рефлексия учебной деятельности
- «узнал новое» (от 1 до5),
- «активно работал» (от 1 до 5),
- «справился с поставленной задачей» (от 1 до 5).
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению
- Точная копия памятника «Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» в Берлине установлена в городе Кемерово в 2022 году.
Подготовьте короткое сообщение (примерно 5–7 предложений) об этом мемориале.
![]() |
![]() |
| Берлин | Кемерово |
