Приёмы эффективного общения с учениками

Разделы: Школьная психологическая служба


Вступление

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы разберем конкретные примеры эффективного общения с учениками. Правильная коммуникация помогает не только передавать знания, но и мотивировать, поддерживать и создавать атмосферу доверия в классе.

1. Принципы эффективной коммуникации

  1. Активное слушание: Уделять внимание не только словам, но и эмоциям.
  2. Я-высказывания: Говорить о своих чувствах, а не обвинять.
  3. Открытые вопросы: Стимулировать диалог, а не требовать односложных ответов.
  4. Эмпатия: Показывать, что вы понимаете переживания ученика.

2. Конкретные примеры эффективных фраз и техник

Пример 1: Вместо критики — поддержка

  • Неэффективно: «Ты опять не сделал домашнее задание! Тебе всё равно?»
  • Эффективно: «Я заметил, что домашнее задание не сделано. Давай разберемся, что помешало? Может, нужно помочь?»
  • Почему работает: Ученик не чувствует нападения, а видит вашу готовность помочь.

Пример 2: Поощрение инициативы

  • Неэффективно: «Нет, это неправильно. Сядь».
  • Эффективно: «Интересная мысль! Как ты к этому пришел? Давай обсудим».
  • Почему работает: Ученик чувствует, что его идеи ценят, даже если они не совсем верны.

Пример 3: Разрешение конфликтов

  • Неэффективно: «Вы оба виноваты! Извинитесь друг перед другом».
  • Эффективно: «Давайте каждый расскажет, что произошло со своей точки зрения. Как можно решить эту ситуацию?»
  • Почему работает: Ученики учатся выражать свои чувства и находить компромисс.

Пример 4: Мотивация к учебе

  • Неэффективно: «Если не сдашь работу, получишь двойку».
  • Эффективно: «Я вижу, что эта тема сложная. Давай разберем ее вместе. У тебя точно получится!»
  • Почему работает: Страх заменяется уверенностью в поддержке.

3. Практические упражнения для педагогов

Упражнение 1: «Перефразирование»

Цель упражнения: Научиться трансформировать критикующие, осуждающие или манипулятивные фразы в поддерживающие, конструктивные и мотивирующие высказывания.

Инструкция для ведущего (психолога):

  1. Разделите участников на малые группы (по 2-4 человека).
  2. Раздайте каждой группе по 2-3 карточки.
  3. Дайте 5-7 минут на обсуждение и формулировку нового высказывания.
  4. Попросите каждую группу зачитать свою исходную фразу и вариант перефразирования.
  5. Обсудите в общем кругу, почему новый вариант эффективнее.

Пример: «Ты постоянно мешаешь на уроке!» → «Я вижу, что тебе сложно сосредоточиться. Давай найдем способ помочь».

Набор карточек с заданиями

Карточка 1

Исходная фраза: «Ты опять не сделал домашнее задание! Тебе ничего не интересно?»

Задание: Перефразируйте эту фразу, проявив интерес к причине и предложив помощь.

Карточка 2

Исходная фраза: «Сколько можно объяснять? Я же уже сто раз это говорила!»

Задание: Перефразируйте эту фразу, признавая сложность темы и предлагая новый способ ее изучения.

Карточка 3

Исходная фраза: «Ну-ка быстро перестал вертеться и отвлекать весь класс!»

Задание: Перефразируйте эту фразу, признавая потребность ученика в движении и перенаправляя его энергию в конструктивное русло.

Карточка 4

Исходная фраза: «Почему ты такой неусидчивый? Посмотри, как все тихо работают».

Задание: Перефразируйте эту фразу, избегая сравнения с другими и переходя на «Я-высказывание».

Карточка 5

Исходная фраза: «Опять ты один тянешь руку, дай другим подумать!»

Задание: Перефразируйте эту фразу, чтобы поблагодарить активного ученика, но дать возможность высказаться и другим.

Карточка 6

Исходная фраза: «Какая же ты неряха! Посмотри, как ты написал в тетради!»

Задание: Перефразируйте эту фразу, конкретно указав на ошибку и предложив способ ее исправить.

Карточка 7

Исходная фраза: «Ты что, один меня не слышишь? Все уже давно начали работать».

Задание: Перефразируйте эту фразу, используя мягкое привлечение внимания и четкое инструктирование.

Карточка 8

Исходная фраза: «Если будешь так себя вести, я позвоню твоим родителям!»

Задание: Перефразируйте эту фразу, описав проблемное поведение и его последствия для самого ученика и класса.

Карточка 9

Исходная фраза: «Нет, это неправильный ответ. Кто еще знает?»

Задание: Перефразируйте эту фразу, чтобы найти ценность в любом ответе ученика и мягко подвести к верному решению.

Карточка 10

Исходная фраза: «Весь урок смотришь в окно. Будешь потом двойки исправлять!»

Задание: Перефразируйте эту фразу, проявив эмпатию и вернув ученика к работе через вовлечение.

Упражнение 2: «Ситуация-ответ»

Задача: Отработать реакцию на сложные ситуации.

  • Как провести:

Разберите кейсы:

  • Ученик плачет из-за плохой оценки.
  • Ученик отказывается работать в группе.

Предложите варианты ответов, основанных на эмпатии и поддержке.

4. Ошибки, которых стоит избегать

  1. Сравнение с другими учениками: «Вот, Маша, молодец, а ты...».
  2. Публичная критика: Указывать на ошибки при всем классе.
  3. Игнорирование эмоций: «Не расстраивайся из-за ерунды».
  4. Угрозы: «Если не сдашь, я позвоню родителям».

5. Рекомендации для ежедневной практики

  1. Начинайте урок с приветствия и улыбки.
  2. Используйте имя ученика в разговоре.
  3. Хвалите за усилия, а не только за результат.
  4. Спрашивайте: «Как ты себя чувствуешь?»
  5. Будьте последовательны в своих реакциях.

Заключение

Коллеги! Эффективная коммуникация — это навык, который можно развивать. Она помогает снизить тревожность учеников, повысить их мотивацию и создать атмосферу сотрудничества. Предлагаю в течение месяца практиковать приведенные примеры, а на следующем совещании поделимся результатами.

Спасибо за внимание!

Примеры возможных ответов (для ведущего)

К карточке 1: «Я вижу, что домашнее задание не сделано. Давай разберемся, что было сложным? Может, нужно что-то объяснить еще раз?»

К карточке 2: «Эта тема действительно непростая, возможно, нам стоит попробовать взглянуть на нее под другим углом или выбрать иной метод объяснения — вдруг именно он окажется наиболее эффективным?»

К карточке 3: «Я понимаю, что сложно долго сидеть неподвижно. Давай мы с тобой встанем и пройдемся к доске, чтобы решить пример».

К карточке 4: «Я вижу, что тебе сложно сидеть на месте. Когда ты встаешь, я беспокоюсь, что ты можешь пропустить важное объяснение. Давай попробуем найти способ, как тебе удобнее работать? Может, сделать короткую паузу?»

К карточке 5: «Спасибо, что всегда так активен! Я очень ценю твою готовность отвечать. Давай сделаем так: я сначала спрошу тех, кто еще не отвечал сегодня, а ты будешь моим главным помощником — проверишь их ответы. Договорились?»

К карточке 6: «В этой строчке буквы получились разного размера, поэтому трудно разобрать слово. Давай попробуем написать ее еще раз вместе».

К карточке 7: «Саша, я вижу, ты ещё не начал. Посмотри на меня, пожалуйста. Сейчас нужно открыть учебник на странице 25 и выполнить задание под номером 3. Если есть вопросы, подойди ко мне»

К карточке 8: «Когда ты встаешь с места и ходишь по классу во время самостоятельной работы, ты отвлекаешь других ребят и сам не успеваешь выполнить задание. В итоге тебе придется делать его на перемене или дома. Пожалуйста, вернись на место. Если тебе сложно усидеть, мы можем придумать, как помочь тебе сосредоточиться. Но если это повторится, мне придется обратиться за помощью к твоим родителям».

К карточке 9: «Спасибо за смелость высказать свою мысль! Ты движешься в правильном направлении, но давай посмотрим на этот вопрос под другим углом...»

К карточке 10: «Я вижу, что тебе интереснее то, что происходит за окном. Но давай вернемся к нашей теме, она тоже может быть увлекательной. Поможешь мне с этим опытом?»

Эта тема действительно непростая, возможно, нам стоит попробовать взглянуть на нее под другим углом или выбрать иной метод объяснения — вдруг именно он окажется наиболее эффективным?