Введение
Профессиональная позиция педагога начальной школы как воспитателя — важное условие развития личности ребёнка. В условиях модернизации образовательной системы России педагог начинает занимать значимую роль в формировании ценностей и личностных качеств детей. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), основная задача воспитателя — не просто передача знаний, а воспитание патриотичных и порядочных граждан, способных адаптироваться к высокотехнологичному обществу.
Профессиональная позиция педагога включает в себя различные аспекты работы, такие как создание эмоционального комфорта для учеников и внедрение новых образовательных методик. Также важно развивать личностные качества учащихся, например, сотрудничество, ответственность и патриотизм. Кроме того, необходимо рассматривать коммуникацию между педагогом и родителями, а также стратегии повышения качества образования с учётом профессиональной позиции учителя.
Таким образом, изучение профессиональной позиции педагога начальной школы как воспитателя позволяет раскрыть значимость его роли в образовательном процессе и определить ключевые направления работы, направленные на формирование полноценной личности ребёнка.
1. Теоретические основы профессиональной позиции педагога начальной школы как воспитателя
1.1 Понятие профессиональной позиции педагога
Большие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются системы образования, осуществления обучения и воспитания детей.
Задача воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной для человеческого общества в любую историческую эпоху. Современная образовательная практика, к сожалению, не уделяет достаточного внимания организации воспитательного процесса.
Воспитание личности ребенка воспринимается многими как процесс сам собой разумеющийся, и специально его организовывать не нужно. Но, обострение проблем социализации детей, их самоопределения в жизни заставляют педагогов по-новому взглянуть на организацию воспитательного процесса в широкой образовательной практике. Это, в свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки педагогов, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности, определения своей педагогической позиции в деятельности.
Уникальность педагогической профессии заключается в ее сопричастности миру детства, радости и яркости детских переживаний и познания, возможности видеть и поддерживать развитие ребёнка, становление его личности. Осознание данной уникальности, ценности детства, человеческого взросления и развития определяет позицию педагога, в которой важнейшим фактором является профессиональная позиция педагога в качестве воспитателя.
Позиция педагога – это целостное отражение его как личности, человека и как профессионала. По словам А.С.Макаренко: «Воспитатель в каждый момент своей работы должен стоять перед воспитанниками или перед коллективом детей с обнаженной собственной личностью, и его работа не представляется иначе как растрачивание его личности». Кратко позиция воспитателя характеризуется им так: «Воспитатель должен быть просто человеком».
Позиция всегда предполагает самоопределение педагога, и это довольно сложно, так как он, с одной стороны, является государственным служащим и должен выполнять определенную социальную роль, функциональные обязанности, стандарты и нормы, которые предписаны государством. С другой стороны, педагог – наследник своих учителей, носитель традиций своего народа и своей страны, культурных норм и ценностей, представитель человечества. Кроме этого, педагог является самоопределившейся личностью, со своими жизненными установками, жизненным опытом, выразителем собственных гуманистических смыслов и ценностей. Поэтому личный выбор педагога приобретает особую значимость: предпочитает ли он выполнять предписанные обязательства и транслировать социальные нормы, должностные и административные нормы, или он удерживает нравственные человеческие позиции, ориентируется, в первую очередь, на свои жизненные смыслы и ценности.
Работа с детьми определяется не столько общественно значимыми целями, которые задаются педагогическим коллективом образовательной организации или государством, сколько запросом, который исходит в непосредственном общении от детей. Важно видеть и понимать, что в действительности волнует детей, является для них значимым, служит задачей их саморазвития. Этому способствует личностно-профессиональная позиция педагога, чем и объясняется актуальность данного исследования.
Изучением педагогической позиции как неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности занимались С.Г.Вершловский, И.А.Колесникова, Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Г.С.Сухобская, В.Д.Шадриков и др. С точки зрения этих ученых компетентность педагога проявляется как в целостной педагогической деятельности, так и отдельных ее видах.
Изучением профессиональной позиции педагога как составляющей педагогической культуры занимались Е.В.Бондаревская, Т.Ф.Белоусова, Н.И.Пилюгина и др. В этих исследованиях личностные качества педагога и гуманистическая педагогическая позиция предъявляются как базовые компоненты педагогической культуры.
Позиция педагога как система эмоционально-оценочных, волевых и интеллектуальных отношений к миру, педагогической деятельности и педагогической действительности раскрыта в исследованиях В.А.Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянова и др.
Личностно-профессиональную позицию педагога изучали Н.Г.Алексеев, В.А.Караковский, Н.Н.Никитина, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, И.Ю.Шустова и др.
В последние годы в психолого-педагогической литературе, посвященной вопросам подготовки специалистов, профессиональной компетенции, все чаще появляются указания на необходимость осуществления деятельности с определенных профессиональных позиций. Однако это понятие наполняется разным содержанием.
Б.Д.Парыгин дает определение: «Позиция — это отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его средой».
Социальные психологи рассматривают позицию как место человека в контактной группе.
Г.М.Андреева определяет понятие «статус» или «позиция» как «место индивида в системе групповой жизни», «в структуре деятельностных отношений группы».
В исследованиях Л.В.Петровского и его сотрудников и последователей, разрабатывавших принцип деятельностного опосредствования межличностных отношений в коллективе, показано, что в условиях общественно ценной и личностно значимой совместной деятельности существующие в любой группе позиции — официально закрепленное должностью положение, позиция «старожилы» или «новичка», «социометрической звезды» или «отверженного», приобретают особые черты, обусловленные деятельностью и уровнем развития группы.
Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.
Позиция педагога определяется: требованиями общества и внутренними источниками активности (влечения, переживания, мотивы, цели педагога, мировоззрение, идеалы).
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. Одним из ведущих, стержневых образований личности педагога, определяющих её целостность и готовность к деятельности, является профессионально-ценностная ориентация. Она может быть охарактеризована как избирательное отношение педагога к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, формирующееся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё.
В процессе профессиональной подготовки формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.
Социальная позиция педагога определяет и его профессиональную позицию, которая формируется под влиянием индивидуально-типологических особенностей личности, темперамента и характера.
Однако здесь нет, какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая свои действия, не всегда может подробно объяснить их мотивы, почему он нередко поступает вопреки здравому смыслу и логике.
Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:
- информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений (надо быть…, надо поступать…);
- друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
- диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
- советчика, если он уговаривает воспитанников;
- просителя, если педагог упрашивает воспитанников быть «хорошими»;
- вдохновителя, если он стремится увлечь интересными делами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект, в зависимости от личности воспитателя.
Всегда отрицательные результаты дают:
- несправедливость по отношению к ребенку;
- превращение ребенка в кумира и диктатора;
- унижение достоинства ребенка;
- подавление его инициативы.
Таким образом, позиция определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет педагогу общество; с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы, ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. В целом, позиция личности состоит из социальной и профессиональной позиции.
Теоретическое представление о воспитании – это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат – в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Оно отражено в первую очередь в педагогической позиции воспитателя.
Важную роль в профессиональной деятельности играет профессиональная позиция, которая определяет личностное отношение к той деятельности, которой занимается человек, к себе самому в этой деятельности. «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу», – писал Ш.А.Амонашвили.
Профессиональная позиция – это точка зрения, отношение к назначению своей профессии и действия, поведение, обусловленное ими; это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.
Профессиональная педагогическая позиция, по словам В.И.Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития.
Рассматривая «точку зрения» и отношение к своей профессии, можно выделить следующие характеристики:
При рассмотрении педагогической позиции важным является связь позиции со смысловой стороной деятельности педагога, т.к. именно позиция является определяющей для построения смысла деятельности. Важным также является акцент на ценностное отношение субъекта к своей деятельности. Педагогическая позиция определяет тот тип взаимодействия с ребенком, который будет реализован педагогом в его деятельности.
Таким образом, с точки зрения отношения к назначению своей профессии эталоном можно считать позицию: рядом, наравне, вместе, но чуть впереди.
В воспитательной деятельности педагог выступает как главный субъект. Именно как субъект этой деятельности он проявляется в том, какую позицию – социальную и профессиональную – он занимает.
1.2 Роль педагога-воспитателя в начальной школе
Формирование воспитательно-образовательной среды в организации общего образования состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания будет достигнут в случае, если учащиеся не просто периодически сталкиваются с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями и проявлением моральных устоев, но погружаются в определенное пространство, обеспечивающее комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
В состав этого пространства входят такие компоненты, как нравственные ценности, урочная, внеурочная деятельность обучающихся; качества личностей педагогов и обучающихся; программы духовно-нравственного воспитания; социальный опыт обучающихся. Педагогическое сообщество и обучающиеся могут, как воспринимать воспитательно-образовательную среду, так и формировать ее.
Воспитательная система – это сложная система, процесс создания которой длительный, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов является важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться – один из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят воспитателю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе. Цель его деятельности – содействие саморазвитию и самореализации детей в процессе их образования и социализации. В условиях реализации ФГОС на воспитателя возлагаются следующие функции.
- Аналитико-прогностическая:
-
изучение индивидуальных, психофизических особенностей учащихся;
- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания ребенка;
- изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на учащихся класса;
- прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
- предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений;
- Организационно-координирующая:
- организация взаимодействия деятельности с учителями-предметниками, библиотекарем, медицинским работником, семьей;
- участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаний;
- организация участия класса в общешкольных мероприятиях во вне учебное время;
- забота о физическом и психическом здоровье учащихся;
- ведение документации воспитателя.
- Коммуникативная:
- содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом, для каждого отдельного ребенка;
- оказание помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.
- Контролирующая функция:
-
контроль воспитанности каждого учащегося;
- контроль за посещаемостью;
- контроль за самочувствием детей.
-
координация учебной деятельности каждого учащегося и всего класса в целом; - координация формирования классного коллектива, оказание помощи в значимой деятельности учащихся;
-
оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу;
Воспитатель планирует и осуществляет с учетом общих задач школы воспитательный процесс в классе. Из этого вытекают задачи деятельности воспитателя:
-
формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с учащимися в классе;
- гуманное отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими работниками;
- формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы осуществляется по следующим направлениям:
-
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Современный педагог - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. Он проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды, идет в ногу со временем, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах, регулярно повышает свою квалификацию.
1.3 Функции и обязанности воспитателя в рамках образовательного процесса
Функции воспитателя в рамках образовательного процесса:
-
планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в соответствии с программой;
- охрана и укрепление здоровья воспитанников, сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребёнка;
- взаимодействие с родителями воспитанников, оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Обязанности воспитателя:
-
содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносить необходимые коррективы в систему их воспитания;
- изучать личность воспитанников, их склонности, интересы, содействовать росту их познавательной мотивации и становлению учебной самостоятельности;
- создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника;
- способствовать развитию общения воспитанников;
- помогать воспитанникам решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
- оказывать помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствовать обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
- содействовать получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений;
- проводить наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм;
- разрабатывать план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников;
- совместно с органами самоуправления воспитанников вести активную пропаганду здорового образа жизни;
- работать в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями воспитанников.
Полный перечень функций и обязанностей воспитателя может быть указан в должностной инструкции, которая утверждается в конкретном образовательном учреждении.
2. Практические аспекты формирования профессиональной позиции воспитателя начальной школы
2.1 Современные требования к педагогу-воспитателю
А кто же такой «современный воспитатель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?..
Отметим уникальные стороны профессии:
-
Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию.
- Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.
- Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.
- Перед воспитателем стоит нелёгкая задача — будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии. Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком».
- Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.
Вернёмся немного к истории возникновения профессии «Воспитатель». Профессия воспитатель возникла в 17-18 вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие учреждения первоначально предназначались для детей-сирот. Открывались частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е выполняли воспитательную работу, в разных странах именовались по своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.
В 1837 г. Немецким педагогом Ф.Фребелем в городе Бланкенбурге был открыт первый детский сад. Воспитательниц, работающих во фребелевских детских садах, стали называть садовницами. Современному обществу требуется уже не воспитатель - исполнитель, а воспитатель - исследователь.
В одном из педагогических университетов России было проведено анкетирование для выявления понимания студентами о том, каким должен быть современный педагог-воспитатель. Вот какие результаты показало анкетирование:
-
22% студентов считают, что воспитатель - это вторая мама;
- 18% студентов называют современного воспитателя профессионалом;
- 9% студентов полагают, что это человек, владеющий современными технологиями;
- 5% студентов считают, что это всесторонне развитый человек
- и 46% студентов затруднились ответить;
Затруднения при ответе на поставленный вопрос, скорее всего, связано с тем, что студенты данной группы еще не были на педагогической практике (2 курс).
Этот же вопрос был предложен и студентам 3 курса:
-
60% студентов из них, считают, что это человек, владеющий инновационными и мультимедийными технологиями;
- 40% студентов отмечают, что это высокообразованный человек.
Данный вопрос был предложен и студентам 3 курса очно-заочной формы обучения
-
42% студентов считают, что современный воспитатель должен знать ФГОС школьного образования, заниматься самообразованием, исследовательской деятельностью и принимать участие в различных конкурсах;
- 28% студентов полагают, что это тот, кто идет в ногу со временем;
- 30% студентов отмечают, что это человек, умеющий находить подходы в работе с родителями.
Таким образом, представления студентов о современном воспитателе в зависимости от курса и формы обучения изменяются.
Далее студентам было предложено выделить качества личности, которыми должен обладать современный воспитатель. Анализируя ответы было выявлено, что качествами, которыми должен обладать современный воспитатель это:
-
доброжелательность
- любовь к детям
- коммуникативность
- находчивость
- креативность
- мобильность
- организованность
Современный воспитатель - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться много раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат.
Современный воспитатель - это патриот своей Родины. Страна доверяет нам самое дорогое - своё будущее.
Современный воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьёй решать ответственные задачи воспитания.
Необходимые качества современного воспитателя - терпеливость, доброжелательность, ведь нам приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Воспитатель призван быть авторитетом, вместе с семьёй решать ответственные задачи воспитания. Нужно научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходиться представлениями воспитателя о педагогике.
Главная цель воспитателя - развивать даже самые крошечные задатки ребенка, вовремя заметить «Изюминку», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении развить способности каждого ребёнка и состоит талант педагога.
Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. А воспитатель – тот педагог, с которым ребёнок начинает общение с самого раннего возраста. И от того, что заложит в маленькие головки современный воспитатель, завис. И от того, что заложит в маленькие головки современный воспитатель, зависит будущее всего нашего общества.
Таким образом, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств:
-
четкое видение современных задач образования;
- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;
- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;
- проявлять гуманную педагогическую позицию;
- сохранять физическое и духовное развитие детей;
- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;
- способность к самообразованию и личностному росту.
2.2 Факторы влияющие, на формирование профессиональной позиции педагога-воспитателя
Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии Теоретическое представление о воспитании – это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат – в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Оно отражено в первую очередь в педагогической позиции воспитателя. Важную роль в профессиональной деятельности играет профессиональная позиция, которая определяет личностное отношение к той деятельности, которой занимается человек, к себе самому в этой деятельности. «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу», – писал Ш.А.Амонашвили. Профессиональная позиция – это точка зрения, отношение к назначению своей профессии и действия, поведение, обусловленное ими; это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая позиция, по словам В.И.Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития. Рассматривая «точку зрения» и отношение к своей профессии, можно выделить следующие характеристики:
-
Первая позиция – дистанционная, то есть определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом». Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», – это друг своих учеников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую дистанцию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к учащимся, неформальное отношение к своим профессиональным обязанностям, принятие интересов, чаяний учащихся как своих собственных.
- Вторая позиция – «уровневая» – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, то есть это расположенность субъектов по отношению друг к другу «по вертикали»: «под», «над», «наравне». Для положения «над» характерно административное давление на ученика, так как «он мал, неопытен, неумел». Положение «под» – это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка; чаще всего такой учитель превращается в обслуживающий персонал, потакающий любому капризу ребёнка. Положение «наравне» – это признание Человека и в ребенке, и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над», то есть подчинить себе волю ребёнка в силу ответственности и опыта взрослого.
- Третья позиция – кинетическая («кинетика» – движение), характеристика предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе». Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, то есть он ведет за собой своих учеников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности выбора здесь не может быть. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми идет по жизни учитель, преодолевая с ними все её препятствия.
Таким образом, с точки зрения отношения к назначению своей профессии эталоном можно считать позицию: рядом, наравне, вместе, но чуть впереди. В воспитательной деятельности учитель выступает как главный субъект. Именно как субъект этой деятельности он проявляется в том, какую позицию – социальную и профессиональную – он занимает. Позиция определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет педагогу общество; с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы, ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. В целом позиция личности состоит из социальной и профессиональной позиций.
Социальная позиция формируется из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической действительности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком её понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя. Социальная позиция во многом определяет и его профессиональную позицию. Но здесь нет однозначной прямолинейной зависимости, так как воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко сознавая, что он делает, далеко не всегда может дать четкий ответ, почему он так поступает. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе той или иной позиции в данной ситуации. Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога.
Педагог может выступать в качестве:
-
информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;
- друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка;
- диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
- советчика, если он использует осторожное уговаривание;
- просителя, если упрашивает быть таким «как надо», опускается до лести;
- вдохновителя, если стремится увлечь, зажечь интересными целями, идеями.
Каждая позиция может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя.
Профессиональная позиция предполагает и действия, обусловленные вышеуказанными характеристиками. Педагогическая позиция – продукт педагогического мышления, следствие осознания природы воспитательного процесса и одновременно показатель уровня профессиональной готовности к работе с детьми. Это то положение, которое педагог предварительно занимает по отношению к ученикам во взаимодействии с ними и которое определяет все последующее профессиональное поведение воспитателя.
Та позиция, которую занял педагог, станет диктовать ему реакцию на складывающиеся во взаимодействии с детьми обстоятельства. Если он идет к детям, чтобы их «приструнить», «победить», «усмирить», то ничтожная оплошность ребенка вызывает его негативное поведение: окрик, сентенцию, жесткую оценку, ущемление его интересов. Если же педагог входит в группу, чтобы «работать», «познавать мир», «общаться», «достигать общей цели», то мелкие проступки учеников корректируются мягко и незаметно, не останавливая общего движения к совместной цели.
Разница профессиональных позиций очевидна и, как правило, фиксируется довольно легко путем наблюдения за работой педагога, от действий до его мимики, пластики, интонаций. При всем богатстве палитры индивидуальных проявлений позиция обозначается явно и отчетливо. С точки зрения трансактного анализа, человек строит общение, выбрав одну из трех внутренних позиций: родительская (инструктирует, заботится опекает, контролирует); детская (ждет заботы, помощи, не берет на себя ответственность); взрослая (предлагает разделить ответственность, демонстрирует стремление к диалогу на равных). С.Д.Поляков комментирует эту точку зрения с позиции педагогической деятельности.
-
Во-первых, вряд ли детская позиция может быть устойчивой педагогической позицией: исчезает суть педагогики – целенаправленное влияние.
- Во-вторых, воспитатель, как правило, будет стремиться к согласованным позициям. Таких позиций две: родитель-дитя и взрослый-взрослый. Каждая из них имеет свой диапазон воспитательной эффективности. В экстремальных ситуациях и в младшем школьном возрасте – родитель-дитя, в подростковом и юношеском – взрослый-взрослый.
- В-третьих, одна и та же педагогическая позиция может по-разному проявляться.
Гуманистическая позиция в образовании заключается в том, что педагог не работает в отдельности «ни для детей», «ни для родителей», «ни для общества», «ни для государства». Он видит себя «в каждой этой отдельности», а потому пытается создать общность, понимая, что общность создается на основе добровольности всех людей. Гуманистическая позиция (как мировоззрения) – основа (смысл, порождающий цели) социально-педагогического проектирования. Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от уровня развития педагогических способностей Становление педагогической позиции современного воспитателя во многом зависит от развития у него педагогических способностей. Педагог – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие педагога нового типа. К наиболее значимым профессиональным качествам педагога можно отнести: высокую гражданскую ответственность, социальную активность, любовь к детям, интеллигентность, духовную культуру, высокий профессионализм, потребность в постоянном самообразовании, физическое и психическое здоровье, профессиональную работоспособность. В профессиональной деятельности немаловажную роль играют способности человека.
Теплов Б.М. определяет способности следующим образом: Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Способности не наследуются человеком, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, способности же развиваются. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям и умениям, они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности. Различают способности общие и специальные. Специальные способности определяют высокие результаты в специфических видах деятельности: музыке, изобразительном искусстве, математике и т.д., то есть в профессиональной деятельности. Н.Д.Левитов под педагогическими способностями понимает ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности:
- способности к передаче знаний детям в краткой и интересной форме;
- способность понимать учеников,базирующаяся на наблюдательности;
- самостоятельность и творческий склад мышления;
- находчивость или быстрая и точная ориентировка;
- организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
Ф.Н.Гоноболин делит способности на собственно педагогические и на сопутствующие.
К собственно педагогическим он относит следующие:
- способность делать учебный материал доступным учащимся;
- понимание учителем ученика; творчество в работе;
- педагогически волевое влияние на детей;
- способность организовать детский коллектив;
- интерес к детям;
- содержательность и яркость речи, её образность и убедительность;
- педагогический такт;
- способность связывать учебный материал с жизнью;
- наблюдательность;
- педагогическая требовательность.
Не всякий педагог обладает педагогическими способностями. Об этом свидетельствуют два факта.
-
Во-первых, далеко не все профессиональные педагоги успешно справляются с педагогическим трудом по показателям деятельности учащихся: глубина и разносторонность знаний, интерес к предмету, интерес учащихся к сложным разделам предмета, умение самостоятельно работать над предметом, обобщение и перенос знаний, полученных на одном предмете, на другие.
- Во-вторых, встречаются профессиональные педагоги, которые, несмотря на ответственное отношение к делу, не достигают высоких результатов в педагогическом труде.
Таким образом, способности – это индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувственности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней. В педагогических способностях выделяют два взаимосвязанных уровня:
-
рефлексивный – перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обуславливают интенсивность формирования чувственного опыта личности педагога. Данный уровень включает три вида чувственности: «чувство объекта» – особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащихся совпадают с требованиями педагогической системы; «чувство меры или такта» – чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия; «чувство причастности» – чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной личности и других личностей.
- проективный – проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект-субъект – учащегося, на его потребность в развитии, самоутверждении, граждан стенном и профессиональном становлении. Проективные способности проявляются в особой чувствительности к созданию продуктивных моделей формирования у учащихся гностических, проектировочных, коммуникативных и организаторских способностей.
На основе способностей формируются профессиональные качества. Формироваться они могут и у тех людей, которые не обладают специальными способностями, но в этом случае их формирование будет затруднено, более продолжительно по времени и может не привести к успешной деятельности. На формирование профессиональных качеств оказывают влияние и личностные особенности человека, то, как сама личность понимает профессиональную направленность, каковы её профессиональные притязания, то есть какую карьеру человек думает сложить.
Заключение
Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:
-
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что только чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам детей, открытые ко всему новому педагоги – ключевая особенность современного образования.
Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди педагогов и воспитателей оказывались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с детьми.
Список литературы
-
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – С. 76-77.
- Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. – М., 1985. - С. 22.
- Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности//Воспитание школьников. - 2004.- №5.
- Большой энциклопедический словарь. – М., 1981. – С. 1070.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – С. 76-77.