Обучение иностранному языку в настоящее время осложнено тем, что все большему количеству учащихся присущ языковый минимализм и речевая бедность, рассеянность и гиперактивность, дефицит внимания. У них конкретное мышление преобладает над абстрактным. Ученые стали называть новое поколение «людьми экрана», которые обладают визуальным, быстрым, но поверхностным мышлением, получившим название «клиповое мышление». Итак, в современном мире появляется новый тип человека. «Человека читающего» все больше заменяет «Человек смотрящий и воспринимающий образы». [17] Что же такое клиповое мышление? Это особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Клиповое сознание заставляет человека воспринимать жизнь не целостно, а как некий видеоклип – последовательность различных, не связанных друг с другом событий. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий анализ (логический) и не могут решать достаточно сложные задачи. На сегодняшний день темп информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен общий рисунок. Вместо того, чтобы принимать знания в идеальной форме, новое поколение погружается в знания рассеянные, децентрованные – в «общение» и в «поток»; сидит в социальных сетях. Человек, обладающий клиповым мышлением, может эффективно работать только с короткими отрывками информации и ему трудно воспринимать большие и сложные объемы. Этому феномену, в той или иной степени, подвержены практически все современные дети и молодые люди. Их мышление становится осколочным, фрагментарным. Такой человек начинает воспринимать окружающий мир, как своеобразный калейдоскоп разрозненных фактов и образов, у него появляется потребность все время получать новые порции информации, но при этом он не вникает в ее суть. Не осмыслив одной темы, человек переходит к другой, затем к третьей, быстро забывая увиденное и услышанное. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый.
Первым термин «клиповая культура» ввел в обиход американский футуролог Элвин Тоффлер, который описывал этот феномен как явление, характерное для эпохи информационного общества. Тоффлер использовал его, описывая, как меняются медиа, средства коммуникации и, как следствие, культура. Затем отечественный философ Федор Гиренок, известный по работам «Русский космизм», «Метафизика пата» и «Картография дословности. Патология русского ума», перенес клиповую культуру в область сознания и мышления. В своей колонке «Клиповое мышление» от 2014 года он писал, что для подобного типа сознания характерны «языковой минимализм» и «обращение не к опыту, а к воображению». [17]
Ученые выделяют возможные опасности клипового мышления:
- Сложно концентрироваться. Обладатели клипового мышления могут часами делать простую домашнюю работу по предмету, потому что всё время отвлекаются.
- Неспособность анализировать. С трудом даётся построение логических цепочек, выделение главного и выводы по теме.
- Низкая успеваемость. Школьники с клиповым мышлением не понимают смысла прочитанного и быстро забывают, что им говорят педагоги. Отсюда плохие оценки и провалы на экзаменах.
- Повышенная внушаемость. Носителями клипового мышления легко манипулировать, достаточно прокрутить перед глазами несколько эмоциональных образов.
- Безразличие к людям. Клиповое мышление сиюминутно — его обладатели не способны долго и искренне сопереживать кому-то. Они могут забыть о трагедии через пять минут, потому что в интернете уже разгорелся новый скандал.[15]
Как обучать юное поколение с клиповым осознанием? Перед учителем возникает задача формирования мышления ребенка, которое способствовало бы эффективному приобретению полученных знаний с помощью современных образовательных технологий, построенных по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, тогда как для учеников с дифференциальным стилем обучение строится, наоборот, от частного к общему, направлено на обобщенное освоение материала.
В контексте клипового мышления необходимо:
- пересмотреть содержание учебного материала;
- организовать информацию в виде клипов;
- изменить формат представления информации;
- применять яркие, четкие и визуальные презентации с четкими, оригинальными и броскими формулировками.
Применение техники сторителлинга вместе с технологиями электронного обучения повышает эффективность учебного процесса, а также значительно улучшает изучение иностранного языка. Техника позволяет учащемуся запоминать необходимую информацию, интересоваться уроком. В целом, необходимо интегрировать основные функции клипового мышления в учебную среду, включая образовательную и вне образовательную деятельности обучаемых.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ НОВИЗНА
Решение вышеуказанной задачи становится возможным, благодаря технике сторителлинга. Сторителлинг (Storytelling) – термин, употребляемый журналистами, психологами, преподавателями и понимаемый как коммуникативная техника, позволяющая посредством пересказа сделать информацию интересной и запоминающейся для адресата. Story(с англ. история), tell (с англ. рассказать). Техника сторителлинга, или рассказывания историй, за последние несколько лет приобрела заметную популярность; она используется в различных профессиональных средах. Изначально сторителлинг был успешно внедрен и апробирован Дэвидом Армстронгом как инструмент управления персоналом. Затем этот метод начал активно использоваться в маркетинге, PR, журналистике, образовании. С.В. Мозжегоров утверждает, что сторителлинг представляется новой методикой исследования. Он получил распространение в методологических и эмпирических работах таких зарубежных исследователей, как К.Броуд, С.Кроули, Ф.Поллетта, К.Риссман, П.Райан и др. Однако само понимание сторителлинга, а также его методическая реализация различны. Данное обстоятельство побуждает нас выстраивать представление о методике сторителлинга в фокусе исследования личностных рассказов (personal narrative) с учетом рассмотрения теоретических и эмпирических работ зарубежных социологов» [8]Личностный рассказ – личный опыт человека, спорная ситуация, из которой пришлось находить решение, итог и выводы должны носить поучительный характер, расположить слушателя или зрителя к рассказчику. Появление сторителлинга используется в качестве способа подачи учебного материала. Это своеобразный способ донесения необходимой информации в эмоционально окрашенной форме, через определённый канал, для воздействия на аудиторию учащихся, по итогам которого слушатели делают вывод, необходимый учителю. «Согласно основателю сторителлинга Д.Армстронгу, такая история выстраивается по линейной схеме «эмоции – вывод – действие», которая диктует последовательную эмотивно-ориентированную модель поведения аудитории» [7]. Придуманные или подобранные истории позволяют использовать аутентичный материал естественно-научной направленности, помогают отработать сложную грамматику и профильную лексику, способствуют развитию воображения, говорения, аудирования, письма. Атмосфера на таких занятиях самая непринужденная.
Следует заметить, что получение старшеклассниками естественнонаучного профиля лицея углубленных и специальных знаний английского языка необходимо для дальнейшего успешного обучения в ВУЗе, карьерного профессионального роста и работы в клиниках, медицинских центрах, технических лабораториях и т.п. Иностранный язык рассматривается как часть профессии, а владение им – как допуск к современному труду, который в существенной степени является международным. Владение навыком чтения в оригинале специальной медицинской или технической литературы необходимо для того, чтобы быть в курсе инноваций и открытий, о которых можно прочитать в зарубежных изданиях или на зарубежных сайтах. Овладение в совершенстве с помощью техники сторителлинка английским разговорным языком, богатым спецификой естественнонаучного направления, позволит свободно общаться с зарубежными студентами, а в будущем и коллегами, что также крайне позитивно отразится на уровне конкурентоспособного специалиста данного профиля. Но при клиповом мышлении понимание контекста, особенно специализированного и на иностранном языке, затруднено и в результате клип не оставляет следов в связанной семантике явлений. Проблемы возникают при интерпретации. Но есть и позитивные моменты. Если ученик увлечен политикой и понимает, что на самом деле происходит в политическом мире, совершенно спокойно может объединить новостные клипы в единую картину благодаря имеющемуся у него контексту. Для человека же незаинтересованного, информация, поданная в таком виде, скорее всего, будет набором разрозненных положений, он не способен понять причины и следствия явлений, потому что не видит между ними связей, а связей он не видит в силу того, что сам формат подачи информации не дает шансов образоваться им самопроизвольно, то есть у него недостаточно опыта для их образования.
Таким образом, нашей первичной целью является формирование у лицеиста понимания, что на сегодняшний день терминология естественнонаучного направления английского языка чрезвычайно востребована и актуальна. Диагностика и способы лечения самых разных заболеваний становятся все совершеннее год от года, появляются новые приборы и лекарственные средства, многочисленные исследования частично, а, иногда, и кардинально меняют мнения специалистов. Именно поэтому владение английским языком, как инструментом общения — это обязательный навык, без которого обучающийся не получит доступ к самым разным материалам от ведущих мировых научных журналов и сообществ, да и общение со студентами из других стран будет весьма затруднительным, ведь английский - язык международного общения. Далее клиповое мышление в обучении позволяет учащемуся запоминать большие объемы информации без восприятия ее содержательности, то есть быстрое и простое запоминание набора слов, фраз или чисел в определенной последовательности на основе некоторых образов, которые соответствуют запоминаемой информации. Подобные методы удобны при их использовании, например, в изучении иностранных языков, где какому-то образу слова из родного языка может соответствовать иностранное название. Опыт работы в данном направлении показывает, что лучшему формированию вышеуказанных умений способствует образовательная среда урока, основанная на технике сторителлинга.
Существует два основных вида педагогического сторителлинга:
- Классический сторителлинг. Реальная жизненная ситуация (или придуманная история) рассказывается учителем. Обучающиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ служит для трансляции имеющихся знаний. [8]. Явное знание выражается вербально или существует в виде текста. При использовании классического сторителлинга учитель передает ученику конкретную учебную информацию: правила, теории, экспериментальные законы и прочее, облеченное в яркую форму запоминающейся истории.
- Активный сторителлинг. Учитель предлагает канву истории, определяет ее цели и задачи. Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания истории. В этом случае обучающиеся могут:
- создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям учителя;
- моделировать различные ситуации и искать пути выхода;
- анализировать истории самостоятельно или с учителем.
В зависимости от целей и задач урока можно комбинировать классический и активный сторителлинг. Но очень важно следовать выделенными видами сюжетов, в основу которых положен труд В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки»:
- Элементарный сюжет. Описание: классический сюжет, который является основой для всех остальных сюжетов. Встречается в большинстве знакомых нам сказок в той или иной вариации.
- Сюжет «Преодоление монстра (чудовища)» Описание: для построения такой истории используется элементарный сюжет, в котором применяется популярный прием – изобразить проблему в виде монстра, а потом с ним справиться. Этот сюжет часто используется в литературе, кино, бизнес-историях и рекламе.
- Сюжет «Из грязи в князи/Синдром Золушки/История успеха» Описание: данный сюжет распространен в литературе, мировом кинематографе и бизнесе. Примеры: сказка «Золушка», фильм «Красотка». Основное в этом сюжете – перемещение героя или героини в новые условия или на новый жизненный уровень. Был бедным – стал богатым, была страшной – стала красавицей. И ответ на вопрос: «Как ему/ей это удалось?»
- Сюжет «Квест»/Детектив. Описание: герой отправляется в путешествие, по пути решая различные задачи. Этот сюжет можно проследить в художественных произведениях : «Снежная королева», «12 подвигов Геракла», «Волшебник из страны ОЗ» , «Приключения Шерлока Холмса», «Доктор Кто» и др. [4]
Таким образом, при использовании сторителлинга в обучении нужно всегда помнить о конечной цели. Главная задача – не поразить учащихся, а научить их чему-либо. Поэтому в образовательном сторителлинге собственно история играет «подчинительную» роль. Истории хорошо показывают, как теория работает в жизни. Они связывают все компоненты воедино (теорию грамматики, примеры лексики, объяснение правил), обеспечивают контекст. Таким образом, четко придерживаться структуры представленных сюжетов необязательно и не всегда представляется возможным, но учителю важно импровизировать, исходя из собственных задач: смешивать сюжеты, использовать только часть элементов или же предложить что-то свое, совершенно новое.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., Щепилова А.В. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 9.
- Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. - Oxford University Press. - 2013. - 48 c
- Джонсон Д., Джонсон Р.Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. - СПб.: Экономическая школа, 2010. - 256с.
- Ермолаева Ж.Е. Лапухова О.В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 6 (июнь). – 0,7 п.л. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16132.htm
- Зигварт Х. Логика. Том 1. Учение о суждении, понятии и выводе - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008.- 38 с.
- Значимость владения иностранным языком для будущих специалистов технических вузов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 11(17) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf
- Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе.- М.: Просвещение, 2011.-190с.- (Работаем по новым стандартам)
- Мозжегоров С.В. Методологические основания сторителлинга // Cоциология: 4М. 2013. № 37. С. 104].
- Парамонова Т.Н. Маркетинг: активные методы обучения: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011. – 412с.
- Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации.- СПб.: Издательство «Речь», 2005.- 80с.
- Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». -Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования».- 2017.-89с
- Развитие исследовательских умений младших школьников/ под ред. Н.Б.Шумковой. – М.: Просвещение, 2011. - 157с.- (Работаем по новым стандартам)
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов педвузов и учителей – 2-е изд.-М.: Астрель, 2010 – 238 с.
- Философский энциклопедический словарь.- М., 2004.-815с.
- Шеншина А.П. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1060-1062.
- Клиповое мышление: противоядие: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/klipovoe-myshlenie-protivoyadie
- Купчинская М.А., Юдалевич Н.В Клиповое мышление как феномен современного общества,2019,Иркутский государственный университет: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshlenie-kak-fenomen-sovremennogo-obschestva/viewer
- Логинов Н.В. Клиповое мышление: психический процесс: https://postnauka.ru/longreads/156614
- Спектакль-семинар "Профессиональные секреты интерактивного обучения": http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/lists/
- Сторителлинг в образовании: просто модная фишка или действительно полезная штука? https://skillbox.ru/media/education/storitelling_v_obrazovanii_prosto_modnaya_fishka_ili_deystvitelno_poleznaya_shtuka/
- Теоретические предпосылки: http://www.znanie.org/AEdocs/Netmet/theor.html
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru
- Феномен клипового мышления у школьников https://infourok.ru/statya-na-temu-fenomen-klipovogo-mishleniya-u-shkolnikov-2062833.html