Образование СССР. Национальная политика в 1920-е годы XIX века

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок исследование, урок открытия новых знаний.

Цель урока:

  • раскрыть альтернативные варианты создания национального государства;
  • создать условия для формирования у учащихся понимания значимости выбора федеративной формы устройства при образовании СССР как для нашей страны, так и для мирового исторического процесса в целом;
  • сформировать представление о политике коренизации;
  • продолжить формирование навыков работы с текстом исторического источника, картой, выполнения логических операций анализа, сравнения, обобщения, оперирования понятиями, монологической устной формы речи.

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о ситуации на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции;
  • иметь представление о причинах объединения советских республик;
  • иметь представление о проектах объединения советских республик В.И.Ленина и И.В.Сталина, а также выделять различия между проектами образования СССР;
  • иметь представления о первоначальном составе СССР и его изменениях.

Метапредметные

  • контролировать и корректировать свою деятельность, проводить рефлексию;
  • выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения; оперировать понятиями;
  • организовать свою учебную деятельность, направленную на изучения нового материала, совершенствование навыка постановки проблемы;
  • владеть языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументами и фактами.

Личностные:

  • определять границы собственного знания и «незнания»;
  • создать условия для продолжения формирования чувства интернационализма и толерантности у учащихся на примере образования СССР;
  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, ответственности перед Родиной;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур.

Оборудование:

  • учебник «История России» для учащихся 10 класса под редакцией В.Р.Мединского, А.В.Торкунова;
  • карта, компьютер;
  • мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Проверка и актуализация знаний

Учитель:

  1. Назовите последствия гражданской войны для экономического развития России.
  2. Охарактеризуйте цели проведения новой экономической политики.
  3. Ответьте на вопрос чем политика военного коммунизма и НЭПа принципиально различались, а что в них было общего?

Учитель: На политической карте мира в течение 70 лет существовало государство СССР. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, какое значение для истории страны и мира в целом играло образование СССР и были ли другие варианты образования этого союза? Мы узнаем, какая ситуация сложилась на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции, почему большевикам было выгодно объединение страны, какие существовали проекты создания СССР, что происходило в союзных республиках после объединения.

II. Изучение новой темы

План:

  1. Предпосылки образования СССР
  2. Принципы построения единого союзного государства
  3. Образование СССР
  4. Национальная политика

1. Предпосылки образования СССР

Учитель: Во время революции государственной власти в Российской империи фактически не было. Поэтому территории, которые считались национальными окраинами, не находились под контролем центра и получили шанс стать независимыми. В 1917–1918 гг., появилось несколько независимых государств: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша и другие. В результате Советско-польской войны в составе Польши оказались Западная Белоруссия и Западная Украина.

В некоторых новообразованных государствах к концу Гражданской войны установилась советская власть: в РСФСР, Украине, Белоруссии, Армении, Грузии, Азербайджане, ДВР, Хорезмской и Бухарской республиках.

Задание: найти на карте на с. 174-175 Бухарскую республику и назовите ее столицу. Вспомните, чем известны Хива и Бухара в истории России? При каком императоре Хивинское ханство и Бухарский эмират были присоединены к Российской империи?

Теперь запишем причины образования СССР:

А) Хозяйственно-экономические.

Вопрос: как вы думаете, какие экономические связи могли существовать между разными частями Российской империи?

Б) Внешнеполитические.

У республик не было своих армий. Уже в годы Гражданской войны Украинская и Белорусская республики имели с РСФСР договоры о военно-политическом союзе и совместной дипломатической деятельности. Таким образом, потребность в обороне, безопасности, необходимость поддерживать дипломатические отношения с иностранными государствами, подталкивали эти республики к объединению.

В) Внутриполитические.

В этих республиках были свои органы государственной власти, действовали свои конституции, но фактически власть принадлежала коммунистическим партиям, входившим в состав единой Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)) и поэтому однотипность государственного устройства также подталкивала республики к объединению

2. Принципы построения единого союзного государства

Учитель: Главным вопросом национальных отношений стал план создания СССР и его конкретной реализации. Была создана комиссия по подготовке проекта по национально – государственному строительству. Председателем комиссии назначали В.В.Куйбышева, членами комиссии были Сталин, Оржоникидзе, Сокольников, Раковский, Мдивани и др.

Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным.

На рассмотрение было представлено два основных варианта государственного устройства.

Задание: на с.169 прочтите план автономизации, предложенный И.В.Сталиным. На каких условиях создавалось новое государство?

Задание: на с.170 посмотрите план, предложенный В.И.Лениным и скажите, что изменилось в этом проекте.

План В.И.Ленина предполагал создание федерации независимых государств. ЦК РКП(б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза...».

3. Образование СССР

Учитель: 30 декабря 1922 года в Москве на I съезде Советов были подписаны Договор и Декларация об образовании СССР.

Первоначально в состав СССР вошли 4 республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (включала в себя Армянскую, Грузинскую и Азербайджанскую республики).

Затем состав СССР постепенно расширялся:

Работа с картой атласа:

  • 1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью);
  • 1929 г. Таджикистан вошел в состав СССР как союзная республика;
  • 1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики – Грузию, Армению, Азербайджан;
  • 1936г. Казахстан и Киргизия (11 союзных республик закрепила Конституция «победившего социализма» 1936 г.);
  • 1940 г. Литва, Латвия, Эстония, Молдавия.

На II Всесоюзном съезде Советов 31 января 1924 года была принята первая Конституция СССР.

Конституция СССР установила Государственный герб, который воплотил идею братства рабочих и крестьян. Государственным флагом СССР стал алый стяг. Столицей государства была избрана Москва.

Конституция определяла и государственное устройство.

Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, а между съездами – Центральный исполнительный комитет (ЦИК). ЦИК являлся законодательным и распорядительным органом и состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Первым председателем ЦИК стал М.И.Калинин.

Высшим исполнительным органом власти стал Совет народных комиссаров (СНК), первым председателем которого был назначен Владимир Ильич Ленин, а после смерти Ленина, А.И.Рыков.

В 1924-1925 годах были приняты конституции союзных республик, повторявшие основные положения конституции общесоюзной.

Республики, вошедшие в союз, имели право выхода из него. Однако это было формальное право. Никто не предполагал, что на практике кто-то захочет отделиться. Государство было централизованным, но существовало распределение полномочий:

  • вопросы дипломатического представительства, обороны и безопасности, внешней торговли, бюджетной политики и финансовой системы находились в руках центра;
  • в ведении союзных республик были вопросы образования, здравоохранения, социального обеспечения.

4. Национальная политика

Учитель: Особое внимание большевики уделяли национальному вопросу.

Задание: на с.172 посмотрите, в каких сферах жизни большевики поддерживали национальную специфику?

Одним из проявлений национальной политики была коренизация.

Коренизация – кадровая политика, заключавшаяся в подготовке, выдвижении и использовании в республиках национальных кадров для работы в государственных и общественных органах, в хозяйственных и культурных учреждениях.

Это объяснялось тем, что советская власть стремилась привлечь на свою сторону местную интеллигенцию.

Однако политика «коренизации» имела и отрицательные моменты и нередко вела к ущемлению прав других народов, прежде всего русского.

III. Итог и рефлексия

Учитель: Что большевики обещали народам Российской империи до революции? Почему?

Почему большевики снова присоединили отпавшие от Российской империи государства?

Был ли реализован проект Ленина, согласно которому СССР должен быть федерацией, а не унитарным государством?

Образование СССР способствовало развитию экономики. Из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.

Создание союзного государства способствовало развитие культуры, образования, системы здравоохранения в республиках, создавались национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые языки впервые получили письменность.

Однако, суверенитет на деле оставался номинальным. Ключевые политические, хозяйственные решения, принимаемые центральными партийными органами, были обязательны для республиканских. Это создавало почву для будущих конфликтов с русскими, а впоследствии произошли сталинские репрессии в республиках и депортации народов, что еще более осложнило ситуацию.

IV. Домашнее задание

  1. Прочитать в учебнике параграф 15.
  2. Работа с источником на стр. 176.
  3. Ответить на вопросы 5,6 на стр. 176.