Методическая разработка новогоднего праздника "Щелкунчик на новый лад"

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: новогодний праздник


Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для организации и проведении новогоднего мероприятия на примере хореографического коллектива «Аура-DANCE».

Разработка содержит методические рекомендации по организации и проведению новогоднего праздника в старшей группе танцевального коллектива (9-11 классы).

Новый год – это самый радостный и любимый праздник детей и взрослых, время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки. Для того, чтобы Новый год проходил интересно педагог-хореограф должен находить новые формы и методы обучения, при которых у ребят вырастал бы уровень мотивации и интереса к проведению новогоднего мероприятия.

Одной из таких форм является метод проектов. Он дает возможность обеспечивать нравственное, интеллектуальное и физическое развитие обучающихся, их самостоятельность и активность. Позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает, развивает коммуникабельность.

В проектной деятельности у педагога особая роль. Он должен выполнять роль консультанта и помощника, его основная функция наблюдать за работой и регулировать деятельность воспитанников.

Метод проектов, по мнению многих специалистов, является крайне эффективным, так как стимулирует обучающихся к поисковой деятельности, развивает интеллектуальную инициативу, творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников, помогает находить эффективные методы решения проблемы с помощью взрослых и самостоятельно, дает возможность развить физические данные, ритм, динамику своего «тела», помогает выражать свое видения современного мира, ощущения своего «Я» в этом мире.

Сценарий может быть применен для проведения праздников, мероприятий в творческом детском коллективе, объединяющем обучающихся различного возраста.

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного мероприятия обусловлена тем, что новогодние праздники прочно вошли в практику воспитательной работы хореографического коллектива «Аура-DANCE» и на протяжении 20 лет стали традиционными. Кроме того, все номера готовятся ребятами самостоятельно, в форме проектной деятельности, что продиктовано изменениями ценностей современного дополнительного образования, которые предъявляют определенные требования к личности ребенка и педагога.

Участие ребят в проектной деятельности помогает развивать творческие и исследовательские способности; коммуникативные умения и навыки; умение планировать свою работу и представлять результаты.

Цель: организация творческого досуга обучающихся посредством активного участия в подготовке и проведении праздника.

Задачи:

Воспитательные:

  • создание у обучащихся навыков умения работать в ансамбле, быть ответственными и целеустремлёнными;
  • создание атмосферы яркого праздника;
  • формирование и развитие личностной оценки основополагающих понятий о добре и зле;
  • воспитание стремления к получению положительных эмоций, культурному отдыху и здоровому образу жизни;
  • освоение новых духовных и культурных ценностей.

Образовательные:

  • расширение круга познаний в других областях творческого искусства.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей и мотиваций к самосовершенствованию навыков в других областях искусства: музыки, театра и художественного слова;
  • развитие эмоциональных качеств личности через сопереживание;
  • развитие навыка культуры поведения на сцене и в обществе.

Практическая значимость

Новогоднее мероприятие, которое строится на совместном проекте обучающихся и педагогов направлено на формирование межличностных отношений в процессе подготовки к празднику. Проектная деятельность мотивирует ребят на достижение конечной цели, активизирует индивидуальную работу и в группах, дисциплинирует, развивает самостоятельность, воспитывает ответственность за результаты своей подготовки. Развивает кругозор и способствует формированию нравственных ценностей.

Новизна: применение проектной деятельности в хореографическом коллективе - это средство, которое помогает обеспечивать эффективность эстетического воспитания, ведь особенность этой деятельности в том, что изначально не определены готовые решения, а это пробуждает творческую и познавательную активность, фантазию и интерес к поиску новых форм и идей как танцевальных, так и вокальных, и театральных.

Предполагаемые результаты:

  • развитие у обучающихся метапредметных результатов, умение осуществлять различные виды деятельности: ценностно-ориентационную, познавательную, исследовательскую, проектную, преобразовательную, самопознавательную; умение обобщать, презентовать и применять результаты своей деятельности;
  • развитие у обучающихся личностных результатов: умение общаться, работать в команде, умение быть лидером, активность, приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности), умение понимать других и себя, определять личностные и общественные цели;
  • развитие у обучающихся предметных результатов: умение применять на практике знания, умения, навыки по хореографическому искусству.

II. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Место проведения

Актовый зал «РЖД лицея № 14», г.Иркутск, ул. Профсоюзная, 3

Название проекта

«Щелкунчик на новый лад»

Автор проекта

Георгиева Ксения Сергеевна

Форма проведения

Новогодний праздник

Направление проекта

Творческий

Тип проекта

Социальный

Участники проекта

- участники хореографического коллектива
- приглашенные гости (родители, друзья, знакомые)
- администрация и педагоги образовательного учреждения
- звукорежиссер
- видеооператор

Цель

Создание атмосферы праздника и хорошего настроения

Задачи

- развитие творческих способностей детей с учетом их возрастных особенностей;
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях;
- формирование чувства коллективизма и ответственности;
- воспитание культуры общения;
- создание радостной творческой атмосферы праздника.

Продолжительность проекта

Среднесрочный

Срок реализации проекта

Ноябрь 2024 - январь 2024

Этапы работы над проектом

-организационный
-основной (практический)
-заключительный

Результат проектной деятельности

Праздничная новогодняя программа хореографического коллектива «Аура-DANCE»

Материально-техническое обеспечение

-актовый зал
-микрофоны
-мультимедиа установка
-компьютер
-проекционный экран
-фотоаппарат
-проектор
-световое оборудование
-USB диск с записями фонограмм
-реквизит и концертные костюмы

3. Методические рекомендации для проведения новогоднего праздника:

  • Праздник, в котором участвуют дети не должно начинаться позднее шести часов вечера.
  • Обычно, новогодний праздник проходит в течение 1 часа, чтобы держать во внимании зрителей и выступающих.
  • Перед выступлением руководитель коллектива, настраивает ребят эмоционально.
  • Ребята после того, как отработали номер (если они дальше не задействованы) садятся в зрительном зале, а не находятся за кулисами. Это позволяет обучающимся проникнуться атмосферой праздника и перенять опыт выступлений у своих старших товарищей. Для этого перед началом мероприятия оставляются места для выступающих.

Работая над новогодним праздником, в форме проектной деятельности понимаешь, как это важно для гармонического и всестороннего развития личности обучающегося. За подготовкой к празднику скрывается очень много переживаний и волнений как ребят и педагогов. Выступая на сцене обучающиеся, получают возможность показать свои достижения и таланты, в соответствии со своим возрастом.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА

2.1. Организационный этап (ноябрь-декабрь 2024 года)

Цель: изучение методических материалов, разработка проекта и сценария новогоднего номера.

  • Выбор идеи и анализ (ребятам было предложено определиться с идеей новогодней постановки, сделать выбор музыкальных композиций, решить с костюмами и реквизитом. После чего, индивидуально с каждой возрастной группой прошло обсуждение номера).
  • Просмотр номеров для новогоднего мероприятия (каждая возрастная группа хореографического коллектива представила свой номер, согласно той идеи и концепции, которая обсуждалась ранее).
  • Репетиционный процесс по возрастным группам на сцене актового зала.
  • Разработка сценария (создание сценария в соответствии с концертной программой, с учётом тематики концертных номеров и индивидуальных достижений обучающихся).
  • Создание заставок и футажей для оформления номеров.
  • Проведение инструктажа с выступающими по поведению во время мероприятия.
  • Сводная генеральная репетиция отчетного мероприятия.
  • Дата проведения (мероприятие состоялось 26 декабря 2024 года)

2.2 Основной этап.

Цель: совместная деятельность педагогических работников с детьми, музыкально-театрализованное представление старшей группы ребят хореографического коллектива «Аура-DANCE».

При подготовке к новогоднему празднику, важным моментом работы, является написание сценария. Где особое внимание уделяется композиционному построению.

Сценарий новогоднего праздника хореографического коллектива «Аура-DANCE» «Щелкунчик на новый лад»

Действующие лица:

  • Клара
  • Щелкунчик
  • Фея
  • Мышиный Король
  • Мышь №1
  • Мышь №2
  • Король Боярышник (Королевство цветов)
  • Королева Слива №1 (Королевство сладостей)
  • Королева Слива №2 (Королевство сладостей)
  • Король Озноб (Королевство снежинок)
  • Снежинки (подопечные Короля Озноба)
  • Матушка Имбирь

Реквизит:

  • Большая коробка лекарств, подушка, одеяло
  • Две больших палочки “Твикс”
  • Шпаги
  • Стол, стулья, скатерть
  • Поднос со сладостями, эскимо

Занавес открыт

Действие первое. «Дворцовый зал»

(на экране футаж бального зала дворца)

С разных кулис на сцене появляются гости новогоднего бала. Они прогуливаются, общаются создавая атмосферу дворцового праздника. Выходит, распорядитель бала с указом и громко читает.

Распорядитель: Дамы и Господа, новогодний бал объявляется открытым!

Гости, заслушав приказ начинают исполнять вальс «Аллеманд» изображая дворцовый бал.

Вальс «Аллеманд» (музыка «Вальс Аллеманд», трек 1).

Действие второе. «Появление Мышиного Короля»

(на экране футаж бального зала дворца)

В самый разгар бала из актового зала, где сидят зрители, появляются Мыши, а из кулисы на сцену выходит Мышиный Король (звучит фоновая музыка «Танец Рыцарей» С.Прокопьев, трек 2).

Клара, Щелкунчик и гости пугаются. Мыши поднимаются с разных сторон от сцены по лестнице, встречаются на сцене и ехидно машут друг другу, переглядываясь. Гости в ужасе убегают за кулисы, Клара и Щелкунчик остаются на сцене, не успев спрятаться.

Мышиный Король все ближе и ближе подходит к Щелкунчику и Кларе, желая забрать с собой Клару. Щелкунчик вступает в поединок на шпагах с Мышиным Королем, защищая Клару. Но, Мышиный Король и Мыши побеждают Щелкунчика, скручивают его верёвками и утаскивают за кулисы. Клара испуганная, пытается их догнать, но упускает. На сцене остается лежать головной убор Щелкунчика, Клара поднимает его, прижимает к себе, и грустная садится на сцене.

Действие третье. «Появление феи»

(на экране футаж сказочного волшебного леса)

В этот момент Клара видит виденье, что на сцене появляется прекрасная Фея.

Исполняется танец Клары и Феи (музыка «Основной заголовок» Джон Уильямс из к/ф «Один дома», трек 3)

Во время исполнения танца, из правой кулисы выглядывает Мышь № 1 и прячется, затем из левой кулисы выглядывает Мышь № 2 и тоже прячется.
После того как Фея и Клара исполнили вместе танец они уходят за кулисы в поисках Щелкунчика, а на сцену с разных кулис выпрыгивают мыши дразня зрителей.

Действие четвертое. «Королевство цветов. Появление Короля Боярышника»

(на экране футаж «Королевство цветов»)

Фоном звучит фонограмма песни «Спят усталые игрушки», трек 4

На сцену из кулисы сонно выходит Боярышник, держа в одной руке подушку, а в другой одеяло, он лениво тащит все по полу, изредка зевая. Дойдя до елки, Боярышник готовит себе место для сна. Хорошенько потянувшись, Боярышник ложится спать.

Фоном звучит музыка «Основной заголовок» Джон Уильямс из к/ф «Один дома», трек 3

Из правых кулис выглядывают Фея и Клара. Фея показывает на Боярышника и жестами говорит вести себя тихо. Боярышник слегка привстает, что-то непонятно бормоча. Фея не хочет здесь оставаться и убегает за кулисы, так как понимает, что Король Боярышник скоро проснется. Клара на носочках с опаской подходит к нему.

Клара: Король Боярышник, проснитесь!

Клара начинает слегка тормошить Боярышника, но он не реагирует. Клара толкает его сильнее, он слегка привстает, что-то бормочет и вновь засыпает. Тогда Клара начинает его тормошить ещё сильнее.

Король Боярышник: Что угодно? (сонно отвечает)

Клара: Вы не видели здесь Мышей?

Мыши начинают по очереди выглядывать из-за кулис под фразы героев.

Король Боярышник: -Такие маленькие? (выглядывает Мышь №1 и Боярышник на нее смотрит)

-Черненькие? (выглядывает Мышь № 2, Боярышник переводит взгляд на нее)

-С хвостиком? (выглядывает Мышиный Король и Боярышник его замечает)

Клара замечает интерес Боярышника и поворачивается в сторону мышей, но они тут же исчезают.

Клара: Да!

Король Боярышник: Нет, не видел. Я знаю только (достает большую коробку Боярышника и бодро отвечает) Боярышник Фортэ Эвалар – надежный защитник вашего сна! (зевает и вновь засыпает) Клара расстроенная убегает вслед за Феей.

Звучит музыка «Танец Рыцарей» С.Прокопьев, трек 2

Мыши и Мышиный Король выходят из кулисы, осматриваются и тихо идут к Боярышнику. Они берут его за ноги и утаскивают за кулису. После всего содеянного Мышь № 2 выглядывает из-за кулисы и злобно смеется.

Действие пятое. «Королевство сладостей. Появление Королев Слив»

(на экране футаж «Королевство сладостей»)

Фоном звучит музыка «Полет шмеля» Н.Римский-Корсаков, трек 5

Из кулис выходят Королева Слива №1 и Королева Слива №2 у каждой в руках по одной большой палочки “Твикс”, громко споря о том, какая палочка лучше. К ним навстречу, быстро и неожиданно выбегают Фея и Клара. Королева Слива №1 и Королева Слива №2 смотрят на Клару и в один голос кричат, наступая на Фею и Клару:

Королева Слива №1 и Королева Слива №2: Две палочки “Твикс”! Выбери, на чьей стороне ты?!

Испуганная Фея толкает Клару к Королевам, а сама убегает в кулису. Королевы начинают задавать Кларе вопросы, все ближе подходя к ней.

Королева Слива №1: Правая палочка лучше?!

Королева Слива №2: Нет! Левая лучше?!

Кларе не нравится такой напор Королев, и она убегает в след за Феей. После ухода Феи и Клары, из кулис, мимо Королев Слив быстро пробегают Мышь №1 и Мышь №2, забирая и правую, и левую палочки, скрываясь в противоположной кулисе. Королевы идут по сцене продолжая спорить.

Королева Слива 1: Видишь, даже крысы забрали твою палочку!

Из кулисы навстречу Королевам выходит Мышиный Король и встает между ними, приобнимая их говорит:

Мышиный Король: Девочки, не ссорьтесь, шоколадки на всех хватит!
Затем они втроем уходят за кулисы.

Действие шестое. «Королевство снежинок. Появление Короля Озноба»

(на экране футаж «Снежное королевство)

На сцене появляются снежинки и исполняют танец.

Танец снежинок (П.И.Чайковский из балета «Щелкунчик», трек 6)

Между танцующими снежинками выходит Король Озноб. За ним выбегают Клара и Фея, а также Мышиный Король, в образе Киркорова, который поет измененный текст песни, обращаясь к Кларе.

Исполняется песня (фонограмма песни «Отпусти и забудь» из мультфильма «Холодное сердце», трек 7)

Мышиный Король: Мыши всегда мне были по душе (допевает в конце песни).

Мышиный Король уходит в кулису вместе со снежинками. Из этой же кулисы выскакивают Мышь №1 и Мышь №2, воруют эскимо с елки и дразня Озноба убегают в кулису, Озноб с возмущениями убегает за мышами.

Действие седьмое. «Королевство Развлечений»

(на экране футаж «Королевство развлечений»)

Матушки Имбирь выходит на сцену из кулисы и начинает командовать, пользуясь привилегиями Королевы:

Королева Имбирь: - Где стол? (Король Озноб выносит стол, затем пританцовывая уходят обратно)

- А скатерть? (Король Боярышник выносит скатерть в руках и расстилают на стол).

- Где сладости? (Королевы Сливы выносят сладости). Все собираются вокруг стола.

Королева Имбирь: А где наши главные гости?

Из кулисы выходят мыши во главе с Мышиным Королем и встают около стола. Внезапно слышится неожиданный звук. Клара и Фея выбегают на сцену. Все гости в миг поворачивают голову на Клару и Фею. Клара, видя мышей с возмущением и вопросами бросается на них:

Клара: Где Щелкунчик? Что вы с ним сделали? Где он? Он живой?

Мыши дружно показывают руками в сторону кулис.

Мыши: Там!

Клара поворачивается в ту сторону, куда показывали мыши, и оттуда появляется Щелкунчик с подносом в руках, но котором стоят сладости. Клара подбегает к Щелкунчику, хватает его за воротник и злобно начинает расспрашивать обо всем.

Клара: Да где ты был? Я тебя так долго искала! Как ты мог? Я же переживала! Да ты! Да ты!..

Щелкунчик: Дорогая Клара, пожалуйста, послушай меня! Когда Мыши появились на балу и все испугались, я упал, подвернул ногу и потерял сознание, но они помогли мне! (Мыши кивают) Порой, внешность обманчива, Мыши на самом деле добрые и общительные, но многие их боятся и избегают (Мыши начинают плакать), а они просто хотели со всеми познакомится, поэтому пришли на бал. И пока моя нога болела, а я не мог ходить, мы подружились, и я им рассказал, что у меня есть самая лучшая подруга, рассказал, какая она удивительная девушка, что я бы хотел устроить для нее праздник, и что в этот момент она за меня очень беспокоится, что зовут эту девушку – Клара... Тогда мы придумали, как все организовать. Поэтому этот праздник для тебя, и эти сладости для тебя! Все для тебя!

Исполняется песня и танец (фонограмма песни «Все для тебя» С. В. Михайлов, трек 8)

Действие восьмое. «Флэшмоб»

(на экране Новогодний футаж с 2025 годом)

В финале новогоднего мероприятия главные герои новогоднего представления приглашаю других участников хореографического коллектива «Аура-DANCE», а также гостей праздника принять участие в общем танцевальном флэшмобе.

Исполняетсяфлэшмоб («Новогодние игрушки» И.Ю.Маликова и ансамбль «Новые Самоцветы», трек 9)

2.3. Заключительный этап - подведение итогов

Цель: анализ мероприятия.

Данное мероприятие создаёт тёплую обстановку, расковывает детей, позволяет восстановить физические и духовные силы. В процессе развлечений дети являлись и зрителями, и артистами одновременно.

В заключение стоит отметить, что проведённое мероприятие было ярким и интересным.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкально-театрализованное новогоднее представление старшей группы хореографического коллектива «Аура-DANCE» – это основная часть традиционной праздничной программы ансамбля, которая включается в ежегодный план проведения новогодних мероприятий.

В ходе реализации методической разработки «Щелкунчик на новый лад» была достигнута основная цель: вовлечь обучающихся, через разные виды проектной деятельности, в создание творческих номеров для новогоднего мероприятия.

В процессе подготовки, ребята учатся сотворчеству, у них формируется ассоциативная память, проявляются творческие способности и инициатива, а также художественное воображение, умение фантазировать и образно думать. Происходит формирование интереса к разному виду творчества, что приводит к стабильному посещению занятий на протяжении всего периода обучения и изучению качественно осознанного материала. Подготовка к новогоднему празднику, через проектную деятельность, требует четкого взаимодействия между собой всех участников коллектива, повышает их дисциплину, чувство ответственности и товарищества. Постепенно появляется уверенность, находчивость, воспитывается активность и инициатива.

Являясь хореографом-постановщиком танцевального коллектива «Аура-DANCE» могу с уверенностью сказать, что благодаря такому опыту ребят, развиваются творческие способности каждого ребенка индивидуально, а итогом данного проекта является новогодний праздник, организованный на высоком уровне.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белякова О.В. Детские праздники: Новый год, День знаний, Последний звонок, Выпускной бал и другие. СПб, Астрель, 2007.
  2. Дзюба П.П. Новогодняя сказка. Сценарии новогодних и рождественских праздников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
  3. Мясарова, О.А. Инновационные методы преподавательской деятельности на уроках хореографии: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019.
  4. Самоволикова Т.Л. Инновационные технологии обучения детей хореографического коллектива / Т.Л.Самоволикова. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://psihdocs.ru/innovacionnie-tehnologii-obucheniya-detej-v-horeograf.
  5. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н.Ф.Яковлева. — М.: ФЛИНТА, 2016. — 144с.
  6. Миронова Е.Л. Художественно-проектная деятельность в хореографической подготовке детей. Электронный ресурс - https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005381459.pdf

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Программа мероприятия

  1. Действие первое «Дворцовый зал».
  2. Действие второе «Появление Мышиного Короля».
  3. Действие третье «Появление Феи».
  4. Действие четвертое «Королевство цветов. Появление Короля Боярышника».
  5. Действие пятое «Королевство сладостей. Появление Королев Слив».
  6. Действие шестое «Королевство снежинок. Появление Короля Озноба».
  7. Действие седьмое «Королевство Развлечений».
  8. Действие восьмое «Флешмоб».

II. Музыка к сценарию

  1. Музыка «Вальс Аллеманд».
  2. Музыка «Танец Рыцарей» С. Прокопьев.
  3. Музыка «Основной заголовок» Джон Уильямс из к/ф «Один дома».
  4. Фонограмма песни «Спят усталые игрушки».
  5. Музыка «Полет шмеля» Н.Римский-Корсаков.
  6. Музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
  7. Фонограмма песни «Отпусти и забудь» из мультфильма «Холодное сердце».
  8. Фонограмма песни «Все для тебя» С. В. Михайлов.
  9. Песня «Новогодние игрушки» И.Ю. Маликова и ансамбль «Новые Самоцветы».