Применение различных методов при решении уравнений с параметрами

Разделы: Математика

Класс: 11

Ключевые слова: ЕГЭ по математике, подготовка к ЕГЭ по математике, уравнения с параметрами


Ежегодный анализ ЕГЭ по математике профильного уровня показывает, что задачи с параметрами представляют для учащихся наибольшую сложность. Основная цель статьи повысить математическую подготовку учителей и учащихся в рамках школьного курса математики.

Особенностью задач с параметрами является то, что наряду с неизвестными величинами в них фигурируют параметры. Численные значения параметров не указаны конкретно, но считаются известными и заданными на некотором числовом множестве. Значения параметров влияют на ход решения задачи и итоговый результат. Ответ в задачах с параметрами имеет развернутый вид, т.е. при конкретных значениях параметра ответы могут значительно различаться.

Начать изучение задач с параметрами нужно начинать с курса алгебры 7 класса. Так в учебнике алгебры 7 класса под редакцией Теляковского С.А. задания с параметрами даны в дополнительных упражнениях к первой главе №233, 234, 239.

Рассмотрим решение упражнения №233.

mx = 5

Данное уравнение вида ах = b имеет корень х = . В нашем случае х = .

  1. Если m = 0, то уравнение не имеет корней.
  2. Если m ≠ 0, то уравнение имеет единственный корень х = .

Ответ: при m ≠ 0, уравнение имеет единственный корень, при m = 0, то уравнение не имеет корней, ни при каком значении m, уравнение не имеет бесконечного множества решений.

Рассмотрим решение упражнения № 239.

ах = 6

Данное уравнение вида ах = b имеет корень х = . В нашем случае х = .

х – целое число при целом а, кратным 6.

Ответ: -6; -3; -2; -1; 1; 2; 3; 4.

Следующая встреча с задачами с параметрами будет в 8 классе при изучении темы «Формула корней квадратного уравнения».

Рассмотрим решение упражнения № 553.

х2 – ах + а - 4 = 0.

а (первый коэффициент) = 1

b (второй коэффициент) = -а

с (свободный член) = а - 4

Найдем D.

D = b2 – 4ас

D = (- a)2 – 4 × 1 × (а - 4) = а2 – 4а + 16

Выделим квадрат двучлена

D = а2 – 4а + 16 = (а2 – 4а + 4) – 4 + 16 = (а2 – 4а + 4) + 12 = (а – 2)2 + 12

Т.к. (а – 2)2 ≥ 0 , то (а – 2)2 + 12 > 0 при любых значениях параметра а.

а) чтобы квадратное уравнение не имело корней, D должен быть отрицательным. В нашем случае это невозможно.

б) чтобы квадратное уравнение имело один корень, D должен равняться 0. В нашем случае это тоже невозможно.

в) чтобы квадратное уравнение имело два различных корня, D должен быть больше 0. При любых значениях а, наше уравнение имеет два различных корня.

Ответ: а) ни при каких а

б) ни при каких а

в) при любых значениях а.

Рассмотрим более сложные задания.

Задача 1. ах2 + (а + 1) х + 1 = 0 имеет единственное решение.

Решение: Если дискриминант равен 0, то уравнение имеет единственное решение.

D = (а + 1)2 – 4 × а × 1 = а2 + 2а + 1 – 4а = а2 - 2а + 1 = (а – 1)2

а = 1.

Но на этом решение не заканчивается. Мы рассмотрели только случай где первый коэффициент не равен нулю.

Если старший коэффициент равен нулю, то уравнение становится линейным x + 1=0 и имеет тоже один корень х =-1.

Итак, наше уравнение имеет единственный корень при а = 1 и при а = 0

Ответ: {0;1}

Задача 2

Найдите все значения a, при каждом из которых уравнение (x2 + 3x - a )2= 2x4 + 2(3x – a)2 имеет единственное решение на отрезке [0; 2].

Решение:

(x2 + 3x - a)2= 2x4 + 2(3x – a)2

Раскроем скобки:

х4 + 2 х2 (3х – а) + (3х – а)2 - 2х4 - 2(3х – а)2 = 0

х4 + 2 х2 (3х – а) – 2х4 – (3х –а)2 = 0

- х4 + 2 х2 (3х – а) – (3х –а)2 = 0

Умножим обе части уравнения на -1.

х4 - 2 х2 (3х – а) + (3х –а)2 = 0

2 – (3х – а))2 = 0

2 - 3х + а))2 = 0

х2- 3х + а = 0

Рассмотрим 2 способа решения.

1 способ

Квадратный трехчлен f(x) = х2 - 3х + а имеет единственный корень на отрезке [0; 2], когда выполняется одно из трех условий:

а) квадратный трехчлен имеет единственный корень и этот корень принадлежит отрезку [0; 2];

б) квадратный трехчлен имеет корень на отрезке [0; 2], равный 0 или 2;

в) квадратный трехчлен при х = 0 и х = 2 принимает ненулевые значения разных знаков.

Рассмотрим все случаи.

а) квадратный трехчлен имеет единственный корень и этот корень принадлежит отрезку [0; 2], если D = 0.

D = (-3)2 - 4×1× а

9 – 4а = 0

а = , имеем х2 - 3х + = 0

(х - )2 = 0

х = , х [0; 2].

б) квадратный трехчлен f(x) = х2 - 3х + а имеет корень на отрезке [0; 2], равный 0 или 2.

Пусть х = 0 – корень квадратного трехчлена, тогда f(0) = 02 - 3×0 + а = 0, а = 0, получаем х2 - 3х = 0

х1 = 0, х2 = 3. х1 [0; 2], х2[0; 2]. Указанному отрезку принадлежит один корень х1.

Пусть х = 2 – корень квадратного трехчлена, тогда f(2) = 22 - 3×2 + а = 0

4 – 6 + а = 0

а = 2, получаем х2 - 3х + 2 = 0, D = (-3)2 - 4×1×2 = 1; х1 = 1, х2 = 2. х1[0; 2] и х2 [0; 2]. Указанному отрезку принадлежат два корня, что противоречит условию задачи.

в) квадратный трехчлен f(x) = х2 - 3х + а при х = 0 и х = 2 принимает ненулевые значения разных знаков.

f(0) = a, f(2) = 22 – 3 × 2 + a = a -2

f(0) × f(2) = a × (a – 2)

a × (a – 2) < 0

a (0; 2).

Ответ: 0 ≤ а < 2; а = .

2 способ

х2 - 3х + а = 0

Решим данное уравнение графически, выполнив преобразование:

а = - х2 + 3х

Рассмотрим графики функций у = а и у = - х2 + 3х.

Графиком функции у = а является прямая, параллельная оси Ох.

Графиком функции у = - х2 + 3х является парабола, ветви которой направлены вниз, координаты вершины параболы хв = - . хв = , ув = .

Построим данные графики. Определим количество точек пересечения графиков.

На промежутке [0;2) графики имеют одну точку пересечения.

При х = 0 a = 02 + 0 = 0. Прямая и парабола имеют одну точку пересечения.

При x=2 a=-22+3*2=2. Прямая у = 2 и парабола пересекаются в двух точках (1;2) и (2;2).

Графики имеют одну точку пересечения на отрезке [0;2], если 0 ≤ a <2.

Графики имеют две точки пересечения на отрезке [0;2], если 2 ≤ a < .

Графики имеют одну точку пересечения в вершине параболы при х = , a=.

Следовательно, уравнение ах2 + (а + 1) х + 1 = 0 имеет единственное решение на отрезке [0;2] тогда и только тогда, когда 0 ≤ a <2 и a = .

Задача 3.

При каких значениях параметра а система

Имеет единственное решение?

Решим графически. Первое уравнение системы задает окружность с центром в точке с координатами (3;2) и радиусом 3.

Второе уравнение задает окружность с центром в точке с координатами (а;2) и радиусом равным 1.

Изменяя значения параметра а в координате центра второй окружности, центр окружности будет перемещается по прямой у=2.

Изобразим варианты расположения окружностей.

Система имеет единственное решение в случае касания двух окружностей (внутреннего или внешнего), т.е. a=-1, a=1, a=5, a=7.

Ответ: а {–1; 1; 5; 7}

Задача 4.

При каких положительных значениях параметра а уравнение

|x-a|+|x-2a|= a2- a

имеет решения?

Решение. Обозначим f(x)=|x-a|+|x-2a|. Чтобы построить график данной функции сначала приведём её к кусочно-гладкому виду, раскрыв модули. При х-a≥0 первый модуль раскроется с плюсом, при х-a<0 с минусом. Второй модуль раскрывается с плюсом при x-2a≥0, с минусом при x-2a<0. Раскроем модули в зависимости от принадлежности к одному из трех промежутков:

  1. f(x) = -(x-a) - (x-2a) = -x + 2a – x + 2a = -2x + 3a
  2. f(x) = (x-a) - (x-2a) = x – a – x + 2a = a
  3. f(x) = (x-a) + (x-2a) = x – a + x - 2a = 2x - 3a

Заметим, что на промежутках 1 и 3 функция линейная, а на промежутке 2 — константа. Таким образом, на первом промежутке функция убывает, так как угловой коэффициент -2<0,а на втором ее график параллелен оси абсцисс, на третьем функция возрастает, так как угловой коэффициент 2>0. Найдём значения функции f в точках излома. Надо заметить, что неважно, к какому из промежутков относить точки излома.

f(a)= a = -2a+3a и f(2a) = 2×2a-3a

Построим график.

В правой части уравнения получаем а2 – а – константа, графиком которой является прямая, параллельная оси абсцисс. Наше уравнение имеет решение только тогда, когда прямая у = а2 – а имеет точки пересечения с графиком f(x). Это означает, что прямая у = а2 – а должна быть расположена не ниже прямой у=a. То есть

а2 – а ≥ а

а2 – 2а ≥ 0

а(а-2) ≥ 0

а (-∞;0] ∪[2;+∞)

Учитывая условие, что а – положительное число, имеем а [2;+∞).

Список литературы

  1. ЕГЭ 2020. 100 баллов. Математика. Профильный уровень. Задачи с параметром / Ю.В.Садовничий. – М.: Издательство «Экзамен», 2020 – 126с.
  2. Колесникова С.И. Рациональные уравнения и неравенства. ЕГЭ. Математика / 3 издание, стереотип. – М.:ООО «Азбука-2000», 2013.-112 с.
  3. Малкова А.Г.: авторский курс подготовки к ЕГЭ/ изд. 5-е – Ростов н/Д: Фенис, 2019 – 540с.
  4. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с А45 прил. на электрон. носителе/ [Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2024.
  5. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с А45 / [Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2024.