Подготовка детей с ОВЗ ЗПР к ОГЭ по русскому языку при инклюзивном обучении в 9-м классе средней общеобразовательной школы

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: ОВЗ, ЗПР, ОГЭ по русскому языку


Дети с ОВЗ (ЗПР) - это дети с нарушением темпа психического развития при наличии потенциальных возможностей интеллекта.

ЗПР как термин употребляется по отношению к детям, имеющим слабо выраженную органическую недостаточность ЦНС.

Классификация К.С.Лебединской выделяет следующие типы ЗПР по происхождению:

  • конституциональное;
  • соматогенного;
  • психогенное;
  • церебрально-органического генеза.

Дети с ОВЗ нуждаются в учете особых образовательных потребностей, к которым относятся.

  • Подготовка к овладеванию материала школьной программы.
  • Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учебной деятельности.
  • Преподнесение новых знаний в замедленном темпе.
  • Меньший объем изучаемого материала, а также инструкций и практических рекомендаций педагога.
  • Использование разнообразных методов обучения, в том числе усиление наглядности и подключение практической деятельности при обучении.
  • Снижение посторонней стимуляции умственной деятельности.
  • Учет сенсорных возможностей ребенка, использование разнообразных технических средств.
  • Периодический контроль понимания детьми всего учебного материала.
  • Медицинская помощь (лечебная и профилактическая).

В настоящее время термин «задержка психического развития» считается устаревшим. Он еще сохраняется для характеристики ментальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, в то время как в среднем звене говорят о недоразвитии отдельных познавательных функций с соответствующей формулировкой диагноза.

У этих детей может быть снижена скорость обработки информации, аналитические функции, память отличается избирательностью. Они быстро устают на уроках, обладают сниженной концентрацией и слабым распределением внимания.

При этом, как показывает практика, дети с ЗПР могут обладать выраженными творческими способностями, врожденной эмпатией, спокойным, дружелюбным характером. Многие стабильно занимаются спортом, танцами и другими физическими практиками. Другие легко осваивают схемы, инструкции, скрупулезно конструируют из деталей, рисуют, увлеченно интересуются природой и животными. Они занимают свое место в классе и даже в среднем, наиболее конфликтном звене, могут чувствовать себя комфортно. У них зачастую появляются здоровые и успешные друзья, при совместной посадке такие пары вполне эффективно работают на уроках.

В настоящее время многие школы России практикуют инклюзивное обучение, когда дети с ЗПР учатся в обычном классе, в ряде случае по облегченной образовательной программе. Однако для таких детей нет упрощенных КИМов при сдаче ГИА, по законодательству они лишь получают дополнительное время на выполнение задания – 1,5 часа.

Разумеется, у учителя могут возникнуть сложности в подготовке таких детей к ГИА после 9 класса в формате итогового собеседования и ОГЭ даже при возможности организации дополнительных занятий. Предлагаемый вариант урока возможен при инклюзивном обучении в 9 классе при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Для примера дается план урока русского языка в процессе инклюзивного обучения детей с ОВЗ ЗПР.

План урока

Во время урока использовалась технология личностно-ориентированного развивающего обучения, а также наглядные и словесные методы, эвристическая беседа.

Поскольку ребенок с ОВЗ (ЗПР) проходит инклюзивное обучение в 9 классе, то у него будет такой же КИМ ОГЭ, как и у других учащихся, но время выполнения экзаменационного задания будет увеличено на 1,5 часа. Исходя из этого учитель счел целесообразным во время урока использовать учебник Л.М.Рыбченковой «Русский язык. 9 класс» и «Пособие для подготовки к ОГЭ, русский язык, 36 вариантов» под ред. И.П. Цыбулько.

Установка на восприятие и приветствие: помогают создать доброжелательную атмосферу и сфокусировать внимание на предстоящей деятельности.

Словарная работа: ученик с ОВЗ повторяет за сильными учениками, может назвать простые слова, если ошибается, повторяет 3 раза правильный вариант слова. Происходит механическое запоминание.

Работа с учебником: на уроке тренируется навык чтения, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм. Ученик с ментальными особенностями называет свое предложение (более легкое) второй или третий по очереди после сильных учеников. Если ошибается – исправляем. Он следит, как ответили другие, или может немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика: помогает задействовать кинестетический канал восприятия, переключить внимание на тело, снять статическое напряжение, дает время для обработки озвученной информации. Полезно всем детям, в том числе с ОВЗ.

Индивидуальная работа с карточками: получает относительно простой вариант задания – выполнить синтаксическую характеристику сложного предложения. Учитель подходит к ученику с ОВЗ, ученик характеризует ему устно свое предложение. Учитель по необходимости поправляет, и ученик повторяет и записывает верные характеристики. Детальная проработка позволяет вспомнить важный материал по теме.

Работа по пособию ОГЭ, задание 2.

Если ученик с ОВЗ хорошо читает, то может прочитать текст классу. После прочтения участвует в общей работе. Учитель предлагает ему разобрать и охарактеризовать самое легкое из предложений. Если будут ошибки, их исправляет более сильный ученик.

При выполнении заданий на анализ материала из пособия возможна предварительная работа в парах. В этом случае ученик с ОВЗ работает с дружелюбным и симпатичным ему здоровым учеником. Пара получает общую оценку.

Творческое задание: составить сложное предложение из контекста школьной жизни или увлечений. У детей с ОВЗ могут быть интересные увлечения, активная семья, они могут сообщить о себе интересные сведения. Он отвечает, а класс и учитель его одобряют. Таким образом, ребенок заканчивает урок на комфортной ноте.

Рефлексия: снова повторяем ключевые понятия темы и существенные признаки усвоенного материала. Ученик с ОВЗ вызывается третьим после ответов других учеников. Называет то, что помнит, получает одобрение учителя.

Завершение урока: учитель всех благодарит за урок, ученики благодарят учителя и друг друга. Занятие завершается в позитивном контексте.

Данный метод периодического задействования детей с ОВЗ ЗПР в общем ходе урока позволяет наиболее эффективно и мягко распределить их интеллектуальные ресурсы на разные типы заданий. При этом акцент делается на позитивную доброжелательную атмосферу на уроке, возможность работать в паре с комфортным учеником, получать внимание учителя. Отвечая сразу после сильных, ученик с ОВЗ участвует во всех этапах урока, но при этом после ответа у него есть возможность отдохнуть. Это служит для оптимального распределения сил и сохранения работоспособности до конца занятия.

Ученик с ОВЗ получает небольшое домашнее задание для закрепления материала. Принципиально его самостоятельное выполнение. Лучше, если учитель проверит выполнение домашнего задания в присутствии ученика с ОВЗ ЗПР и даст необходимые комментарии. Эти дети могут что-то забыть выполнить письменно, устный ответ позволит активизировать их знания.

Таким образом, не нужно бояться включать особенных детей в общий процесс урока. На позитивной ноте, с искренним интересом и вниманием учителя они чувствуют себя вполне комфортно и могут получить знания на том уровне, который позволяет их ментальное созревание.

Литература

  1. Бабкина, Н.В. Психологическая готовность к школьному обучению детей с ЗПР [Текст] / Н.В.Бабкина // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г.Шевченко. М.: АРКТИ, 2001. - С. 70-104.
  2. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания / А.Кизима, Е.Есикова // Научно-методический журнал «Директор школы». - No. 3. – 2008. – с. 68-74. 11.
  3. Малофеев, Н.Н. Особый ребёнок - обычное детство [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - No 6. - С. 3-8.
  4. Рыбченкова Л.М. Русский язык. 9 класс. 5-е изд. М.: Просвещение, 2019.
  5. Пособие для подготовки к ОГЭ, русский язык, 36 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: Национальное образование, 2024.