Роль семьи в развитии ребёнка, его социализации первостепенна, т.к. именно в семье закладываются основы всех сторон развития дошкольников: физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, в семье ребёнок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту, чувство самоценности своего существования.
Однако существуют определённые проблемы в области детско-родительских отношений, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребёнка, на его психологическое благополучие. В частности, недостаточное и неполноценное общение взрослых и детей, рассогласованность воспитательных подходов у членов семьи, некоторые родители испытывают потребность в психолого-педагогических знаниях и практических умениях при налаживании контакта с ребёнком.
Результаты опросов, наблюдений, анализ запросов, консультаций, позволили выделить проблемы, которые актуальны для большинства родителей наряду с проблемами адаптации к условиям детского сада и готовности ребёнка к школьному обучению, отмечены
- проблемы детско-родительских отношений (поиск эффективных средств воспитания).
- проблемы поведения и развития детей (упрямство, капризы, агрессивность детей, взаимоотношения с сиблингами);
- проблемы эмоционально-личностной сферы детей (преодоление тревожности, застенчивости)
Практический опыт показал, что современные родители в наибольшей степени заинтересованы в активных формах взаимодействия, ориентированных не только на сообщение родителям определенной информации, но и на формирование у них определенных навыков (общения с детьми, организации совместной деятельности и др.).
Показала свою эффективность такая форма взаимодействия с родителями как организация тематических встреч в родительском клубе «СемьЯ». На этих встречах создается доверительная атмосфера, и родители имеют возможность активно включиться в обсуждение проблемных ситуаций, возникающих в процессе воспитания детей. При этом приобретают ценный опыт для своей семьи, где большое влияние на взаимоотношения ребёнка и взрослого оказывает формирование новых, положительных установок детско-родительских отношений.
Целью деятельности клуба является повышение компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей, приобретение положительного опыта общения и взаимодействия родителей с ребёнком.
Цель конкретизируется в задачах:
- Осознать значимость родительской функции;
- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей воспитанников в вопросах развития и воспитания детей посредством накопления положительного опыта общения родителей с детьми;
- Способствовать установлению доверительных отношений в системе «педагоги-дети-родители»;
- Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
Тематика встреч разработана с учётом актуальных проблем воспитания и развития ребёнка в семье, запросов родителей, консультаций, организована для родителей воспитанников старших групп. Оптимальное количество участников родительского клуба 10 детско-родительских пар, состав участников клуба – постоянный. Продолжительность встреч не более 60-80 минут.
Тематика встреч:
- «Эмоциональное благополучие ребёнка в семье. Права ребёнка и обязанности родителей»,
- «Искусство быть родителем «Школа общения»,
- «Когда ребёнок сводит взрослого с ума…»,
- «Капризы и упрямство. Секреты общения».
На первой части тематических встреч присутствуют только родители с целью повышения, их компетентности в вопросах воспитания и развития детей, повышению родительской осознанности, а вторая часть встречи предполагает совместную деятельность детей и родителей, направленную на решение практических задач и накоплению их положительного опыта общения.
Одним из принципов работы родительского клуба является добровольность, поэтому все желающие родители имели возможность участвовать во встречах клуба. Для вовлечения «проблемных» семей мы выдавали именные пригласительные билеты (для каждой встречи), буклеты, информационные листы, индивидуальные беседы с разъяснением целей и задач клубной работы, а также активные формы работы на тематических встречах родительского клуба.
Структура детско-родительской встречи в клубе состоит из нескольких частей:
- Вводная часть. Приветствие, разминка. На данном этапе проводятся упражнения с целью создания положительной психологической атмосферы, стимуляции активности родителей и детей.
- Основная часть. В этой части решаются цели и практические задачи тематической встречи. В неё входят психологические упражнения и игры, совместная творческая деятельность родителей и детей; обсуждение процесса работы и её результатов.
- Заключительная часть. Подведение итогов встречи. Эмоциональное сплочение участников группы с помощью ритуала прощания.
Такие встречи способствуют наиболее полному самовыражению участников посредством семейного творчества, повышению сплочённости семьи и социальной адаптации семьи. Отзывы, анкетирование родителей, наблюдения за взаимодействием детей и родителей, анализ творческих работ позволяют оценить результативность проводимых мероприятий.
Наряду с психогимнастикой, игровыми методами, мы используем приёмы арт-терапии в коррекции детско-родительских отношений.
Арт-терапия – терапия с помощью различных видов искусства. Это особая форма психотерапии, которая основана на творческой деятельности с внедрением элементов психодиагностики и психокоррекции с целью достижения положительных результатов в интеллектуальном, социальном, психоэмоциональном и личностном развитии человека. Преимущество арт-терапии в том, что она основана на спонтанном самовыражении, игнорировании эстетических критериев при оценке результатов и профессионализма автора. Поэтому изобразительное искусство – это своеобразный мост между миром фантазии и реальностью. Арт-терапия позволяет исследовать те аспекты функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опрос).
Благодаря своему невербальному характеру средства визуальной экспрессии позволяют также членам семьи перестроить свои отношения и использовать альтернативные способы взаимодействия. Применение таких средств делает многие ранее не осознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы более наглядными и понятными для членов семьи. Кроме того, применение невербальных средств самовыражения «уравнивает» возможности детей и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя в творческой деятельности и способствует получению членами семьи нового опыта взаимодействия друг с другом.
В рамках семейного клуба нами используются такие приёмы арт-терапии, как рисование, коллажирование, использование пластилина, песочницы.
Рисование является средством свободного самовыражения, выражения чувств и эмоций, а также мощным средством сближения родителя и ребёнка. Здесь мы используем техники совместного рисования; рисование семейных портретов, рисование родителем и ребёнком друг друга.
Коллаж – техника создания картины или композиции с помощью ткани, бумаги, вырезок из журналов и пр. материалов. Совместное создание коллажа родителем и ребёнком способствует более тесному их взаимодействию, развитию эмпатии, доверия.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. На песке ребёнок и родитель «строят» свой общий мир, проигрывают с помощью фигурок различные жизненные ситуации и приобретают опыт их символического разрешения, освобождаясь от излишнего напряжения.
Представим некоторые упражнения с использованием приёмов арттерапии, используемые на детско- родительских встречах клуба:
Техника совместного рисования (Е.Тарарина)
Цель: развитие чувства эмпатии, доверия, сотрудничества.
Материалы: листы формата А4, цветной карандаш или фломастер.
Ход работы: детско-родительской паре предлагается выбрать одни карандаш на двоих. На листе формата А4 необходимо поставить фломастер в центр листа и создать рисунок, держа фломастер одновременно. Участники, не договариваясь, создают совместный рисунок. Во время работы разговаривать нельзя.
Вопросы для обсуждения:
- Как называется ваш рисунок?
- Какие эмоции и чувства возникли у вас в процессе работы?
- Кто начал рисовать первым, кто подхватил?
- Поняли ли вы, что хотел изобразить партнёр?
- Удалось ли договориться в рисунке?
Техника «Рисование в паре»
Цель: эмоциональное сближение родителей и детей, умение работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.
Материалы: листы формата А4, цветные карандаши или краски.
Ход работы: родитель и ребёнок садятся вместе. Участникам предлагается создать рисунок, на одном листе. Во время работы участники разговаривать друг с другом нельзя.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы создали? Получилась ли целостная картина?
- Какие чувства появились в ходе совместной деятельности?
- Кто первый начинал рисовать, кто подстраивался?
- Трудно ли было понять партнёра?
- Удалось ли договориться в рисунке?
Техника «Совместная лепка»
Цель: установление границ в общении, сотрудничество членов семьи.
Материалы: пластилин, доски для пластилина, лист формата А4.
Ход работы: участники садятся вместе, каждый выбирает цвет пластилина, который ему наиболее приятен. Участники отщепляют небольшие кусочки пластилина и формируют шарики. Затем по очереди размещают их на листе бумаги, создавая общую картину или композицию. Во время работы разговаривать нельзя.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства появлялись в процессе работы?
- Удалось ли понять, что хотел изобразить партнёр?
- Кто был в паре ведущим, кто ведомым? Нарушались ли границы?
- Есть ли ощущение целостности в работе?
Техника «Рисование на стекле» (В.Шевченко)
Цель: формирование базового доверия в отношениях; самовыражение.
Материалы: оргстекло размером 30х40, гуашь, пластиковые тарелки, вода, музыкальные фрагменты.
Ход работы: Краски частично выкладывают на палитру и разводят водой. Оргстекло укрепляют вертикально и ставят с двух сторон стулья. Участники работают вместе на одном оргстекле. Под специально подобранную музыку каждый со своей стороны стекла рисует гуашью с помощью пальцев, но тема для творчества общая – «Моя семья». Участники ограничены в вербальном общении. Сюжет и способы рисования заранее не обсуждаются.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства наполняли вас в процессе создания работы?
- Какие чувства вызывает у Вас работа сейчас?
- В какой позиции (ведущий, ведомый, творец) пребывал каждый из рисовавших?
- Удалось ли «договориться» с партнёром в рисунке?
На этапе анализа сопоставляются готовые композиции, участники обмениваются мнениями: насколько их действия были гармоничны; смогли ли они взаимодействовать с партнёром; есть ли у них впечатление целостности работы; нашли ли они общую платформу для своих переживаний. В технике стекло выступает как символический образ общения.
Техника «Семья на песке» (модификация Е.Тарариной)
Цель: формирование базового доверия в отношениях; сотрудничество членов семьи.
Материалы: песочница, коллекция фигурок для песочницы.
Ход работы: Психолог предлагает членам семьи (маме, папе, ребенку) построить на песке мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем в течение 5-10 минут «мир» оживает, и психолог предлагает членам семьи пожить в нем. После обсуждения семье предлагается построить идеальную семью, то есть мир, отражающий их желанную семейную ситуацию. Затем «идеальный мир» так же оживает.
После игры психолог проводит обсуждение, предлагая выбрать из коллекции те фигурки, которые являются символами идеальной семьи, помощниками или ресурсами для ее создания, необходимыми условиями или действиями. По желанию семья может привнести их в песочный мир и проиграть различные варианты выхода из проблемной ситуации.
Техника «Семейный портрет»
Цель: выявление восприятия участниками себя в своей семейной системе.
Материалы: листы формата А4, цветные карандаши.
Ход работы: ведущий просит участников нарисовать портрет своей семьи. При этом дети не должны видеть, что рисуют родители, а родители не видят, что рисуют дети. По окончании участники рассматривают рисунки друг друга.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вызывает ваш рисунок?
- Какие члены семьи здесь изображены?
- Есть ли члены семьи, проживающие с вами, но отсутствующие на рисунке?
- В чём отличие рисунков? В чем сходство?
Таким образом, результаты исследования показывают, что использование приёмов арт-терапии в коррекции детско-родительских отношений повышают уровень общения и взаимодействия в семье, способствуют укреплению эмоциональных связей между родителями и детьми, сплочению родителей и детей. Данные представлены в виде диаграмм.
Опыт организации родительского клуба создаёт условия для более тесного взаимодействия детского сада и семьи, содействует созданию доверительных отношений родителей и педагогов, накоплению практических навыков взаимодействия детей и родителей. Родительский клуб оказался востребованным в детском саду: были затронуты актуальные вопросы воспитания детей, предложены такие формы работы, которые помогают родителям стать активными участниками воспитательного и образовательного процесса, способствуют сближению взрослых и детей, развитию у них общих интересов и накоплению положительного опыта общения.
Результаты анкетирования родителей
Трудности родителей в воспитании ребёнка (сентябрь)
Трудности родителей в воспитании ребёнка (май)
Список литературы
- Вайолет Оклендер Окна в мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2015. – 408 с.
- Колошина Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации.
- Тарарина Е. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. – Луганск: Элтон-2, 160 с.