Пояснительная записка
Контрольные задания по сольфеджио для учащихся 2 класса ФГТ ФПО, ОСИ, ОХП ДШИ отражают весь основной теоретический материал. В содержание заданий входят следующие темы: тональности до 2-х знаков; элементы ладов, строение мажорной и минорной гамм, Т5/3; три вида минора; размеры 2/4, 3/4, 4/4; длительности, штили, паузы; параллельные и одноимённые тональности, транспонирование; интервалы вне лада (от звуков вверх и вниз); интервалы в ладу; Б5/3 и М 5/3 от звуков.
Задания для любой письменной контрольной работы педагог может выбрать из данного предложенного материала, по своему усмотрению, в зависимости от времени и пройденного материала с учащимися. Вопросы можно изменять, сокращать, варьировать, упрощая или усложняя их. Данные контрольные задания по сольфеджио для учащихся 2 класса ФГТ – это один из вариантов проверки знаний учащихся.
План содержания контрольных вопросов
1. Тональности до 2-х знаков. Элементы лада: ступени лада, устойчивые, неустойчивые звуки, их тяготения; вводные звуки, опевание устойчивых ступеней, Т5/3, запись мелодии по ступеням, строение мажорной и минорной гаммы.
2. Размеры 2/4, 3/4, 4/4, тактовая черта, штили, длительности, паузы.
3. Три вида минора, запись гамм различного вида, определение вида минора по нотам, запись мелодии в гармоническом или мелодическом миноре.
4. Параллельные, одноимённые тональности. Транспонирование.
5. Построение интервалов вне лада (от звуков вверх и вниз).
6. Интервалы с обращением.
7. Интервалы в ладу (построение, определение по записи, обозначение).
8. Б5/3 и М5/3 вне лада (построение от звуков, определение трезвучий в мелодии)
Контрольные задания по сольфеджио для учащихся 2 класса ФГТ (8-9 лет) ФПО, ОСИ, ОХП ДШИ
1. Написать в табличку диезные и бемольные параллельные тональности до 2-х знаков:
2b |
1b |
0 |
1# |
2# |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Написать устойчивые и неустойчивые звуки в мажорных и минорных тональностях до 2-х знаков (ключевые знаки – выставить) <Рис.1>:

3. Написать T5/3 (t5/3) в параллельных тональностях до двух знаков (ключевые знаки выставить) <Рис.2>:

4. Написать вводные звуки в тональностях до 2-х знаков, подписать ступени. <Рис.3>:

5. Выполнить опевание устойчивых ступеней в мажорных и минорных тональностях до 2-х знаков (ключевые знаки – выставить).<Рис.4>:

6. Построить гаммы Cиb мажор и Ре мажор вверх с ключевыми знаками, подписать ступени, закрасить неустойчивые звуки, отметить их тяготение к устойчивым звукам, написать T5/3 <Рис.5>:

7. Написать мелодию по ступеням, подписать тональность <Рис.6>:

8. Зная строение мажорной гаммы (по тонам и полутонам), написать гамму Ля мажор, используя необходимые случайные знаки (диезы) <Рис.7>:

9. Зная строение минорной гаммы (по тонам и полутонам), написать фа минорную гамму, используя необходимые случайные знаки (бемоли). <Рис.8>:

10. Поставить к мелодии народной песни штили, определить и написать тональность, вид лада. <Рис.9>:

11. Написать нужный размер к данным двутактам. <Рис.10>:

12. Определить тональности, вид лада, подписать; расставить тактовые чёрточки в мелодиях <Рис.11-13>:


13. Дополнить такты нотами различных длительностей. <Рис.14-16>:


14. Поставить вместо вопросительных знаков нужные паузы. <Рис.17-18>:

15. Написать 3 вида соль минора, 3 вида си минора (натуральный и гармонический вверх; мелодический – вверх и вниз). Выставить ключевые знаки.<Рис.19-20>:

16. Определить тональность, написать мелодию в гармоническом миноре. <Рис.21>:

17. Определить тональность, написать мелодию в мелодическом миноре. <Рис.22>:

18. Определить и подписать тональности и вид минора.<Рис.23-25>:


19. Переписать данную мелодию в параллельной тональности, подписать тональность, поставить ключевые знаки.<26-27>:

20. Переписать данную мелодию в одноимённую тональность, поставив другие ключевые знаки.<Рис.28-29>:

21. Определить тональность мелодии, подписать ступени под звуками и транспонировать мелодию в Соль мажор, поставив другие ключевые знаки. <Рис.30-31>:

22. Транспонировать мелодию на 2 вниз.<Рис.32-33>:

23. Транспонировать мелодию на 2 вверх, поставив ключевые знаки. <Рис.34-35>:

24. Транспонировать мелодию на 8 вверх, заменив басовый ключ на скрипичный. <Рис.36-37>:

25. Построить 6 интервалов от звука «фа»↑ (м.2, б.3, ч.4, ч.1, м.6, б.7) и 6 интервалов от звука «си»↑ (б.2, м.3, ч.5, ч.8, б.6, м.7). <Рис.38>:

26. Построить от звука «фа2» ↓ м.2, б.3, ч.4, ч.1, м.6, б.7 и от звука «си» ↓ б.2, м.3, ч.5, ч.8, б.6, м.7). <Рис.39>:

27. Построить от звука «миb»↑ м.2, б.3,ч.4,ч.1,м.6, б.7 и от звука до# ↓ б.2, м.3, ч.5, ч.8, б.6, м.7.<рис.40>:

28. Построить от звука «до#» интервалы ч.1, м.2, б.3, ч.4, б.6, м.7 с обращением, <Рис.41>:

29. Построить от звука «миb» интервалы б.2, м.3, ч.5, м.6, б.7, ч.8 с обращением.<Рис.42>:

30. Подписать тональность, интервалы.<Рис.43>

31. Подписать тональность, интервалы.<Рис.44>:

32. Построить интервалы в Фа мажоре, подписать их качественное обозначение.<Рис.45>:

33. Построить интервалы в ре миноре натуральном, подписать их качественное обозначение, <Рис.46>:

34. Определить тональность, интервалы в двухголосии, подписать их обозначение.<Рис.47-49>:


35. Построить Б5/3 и М5/3 от звуков ре, миb, фа, до# - вверх; от фа#, соль, ля, си, - вниз. <Рис.50>:

36. Определить тональность, подписать обозначение трезвучий (Б5/3 и М5/3) в мелодиях.<Рис.51-54>:


