Повышение интереса к изучению математики через задачи, составленные учащимися

Разделы: Математика


Создание заинтересованного отношения к учебе — проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня. От того, как удается развить мотивацию к учебе школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения.

Математика на протяжении всей истории человечества является составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом. Если же спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьёзно. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. Некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, поэтому одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития познавательного интереса.

Решение и составление математических задач — это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности. Уникальность задач собственного сочинения служит мотивацией к учебной деятельности, развивает творческие способности учащихся. Задачи можно придумывать самые разнообразные и на самые разные темы.

На своих уроках я часто использую задачи собственного сочинения, также учащиеся сами придумывают свои задачи, оформляют их самыми разными способами.

Приведу примеры некоторых задач, которые я использую на уроках, в составлении которых принимали участие и учитель, и дети.

Учитель математики на своих уроках должен не только учить азам математики, но и воспитывать. Экология страны зависит от каждого из нас. Ребенок с малых лет должен осознавать, что от него зависит экология окружающей среды, поэтому на уроках математики я использую задачи на тему экологии. Ниже приведены некоторые задачи.

Задача. В нашей школе 232 человека. Предположим, что каждый второй пришёл без «сменки» и принёс в школу на подошвах всего 20 граммов пыли. Предположим, что 1 кг пыли остался на полу и её удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым мы дышим?

Задача. В Республике Марий Эл живёт около 685 852 человек. Представим, что каждый четвёртый из них, побывав в соседнем лесу, бросит там пакетик из-под чипсов и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в лесу 100 елей, 100 берёз, 100 осин и 100 клёнов.

Таких задач накопилось немало, поэтому с ребятами мы оформили буклеты, которые включают в себя задачу, решение и справочную информацию.

История математики неразрывно связана с историей страны, малой родины, поэтому каждый уважающий себя человек должен ее знать. Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего. Краеведение – видение своего родного края. Математика – решение задач. Как же можно применить математические знания к истории родного села, родного края?

Это можно сделать через решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты. Предлагаю вашему вниманию некоторые задачи, в которых используется краеведческий материал Республики Марий Эл.

Задача на натуральные числа. Население города Козьмодемьянск (оценка на 1 января 2020 года) составило 22 700 человек, а по данным на 1 января 2023 года – 19 335 человек. На сколько человек уменьшилась численность за 3 года?

Задача на обыкновенные дроби. С высоты птичьего полёта территория заповедника «Большая Кокшага» кажется бесконечным зелёным ковром, прошитым голубоватыми нитками извилистых рек и речушек с искрящимися пятнами озер. Общая площадь заповедника 21 400 га. Леса занимают всей территории заповедника. Какую площадь занимают леса?

Задача на десятичные дроби. Общая площадь Волжска, Козьмодемьянска и Йошкар-Олы 162,91 км2. Волжск больше Козьмодемьянска, но Йошкар-Ола больше Волжска на 70,5 км2. Площадь Йошкар-Олы 110 км2. Найдите площадь Козьмодемьянска.

Решение уравнений. Решите уравнение и вы узнаете, в каком году было написано на марийском языке первое художественное произведение С.Г.Чавайна «Роща».

(582 – х) × 2 = 2918

Также нам захотелось помимо задач, составить различные игры, головоломки, ребусы, кроссворды, филворды, которые помогут в изучении истории родного края. Такие игры можно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

Филворд. Найдите 13 слов, имеющих отношение к старинным мерам длины. Двигаться можно вниз и вправо. Из оставшихся букв прочитайте первое название столицы Республики Марий Эл.

Ц

В

Е

Р

С

Т

А

А

Л

М

А

П

Р

Д

Ю

Й

М

Е

О

И

Р

Я

В

Ф

У

Т

Г

О

К

Л

Ш

Д

С

А

Ж

Е

Н

Ь

О

Я

И

Ь

Р

О

Ф

У

Т

Д

Т

Н

Н

П

О

П

Р

И

Щ

Е

Ь

А

К

О

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь

К

Ш

В

Е

Р

Ш

О

К

А

Г

Я

Р

Д

Е

Л

А

Д

О

Н

Ь

Использовать игры и задачи с краеведческим содержанием можно как систематически, так и эпизодически. Включение краеведческого материала в учебный процесс способствует формированию у детей интереса к обучению, развивает способности, логическое мышление, учит наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, активизировать познавательную деятельность по использованию имеющихся знаний на практике. Формируются нравственные качества личности.

Такие задачи и игры вызвали большой интерес к изучению местного краеведческого материала и показала связь предмета математики с краеведческим материалом. Поэтому мы решили создать небольшой сборник, который включает в себя все придуманные учащимися и учителем задачи и игры, также в сборнике предоставлена краткая историческая справка о тех событиях, о которых говорится в задаче.

Решая задачи, ученики применяют теорию и тем самым познают ее. Изучать математику, не решая задач, совершенно бесполезно. Без решения задач нельзя усвоить теорию, как нельзя научиться плавать, ограничиваясь чтением учебников по плаванию. И ученик должен получить от этой задачи пользу, т.е. продвинуться на одну ступеньку по длинной лестнице овладения математикой. Цель не в ответе, а в процессе решения.

Список использованной литературы

  1. Бинарный урок "Математика в экологии". 5-й класс. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/599974/
  2. Л.П.Москвина, Г.Н.Петухова, Ю.М.Никитина. История и культура народов Марий Эл: учебное пособие для 5 класса. – Йошкар-Ола: «Марийское книжное издательство», 2012 г. – 224 с.
  3. М.Кудряшов. Знаешь ли ты родной край? Республика Марий Эл. Издание второе, дополненное. – Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1997 г. – 173 с.