Цели урока:
Предметные:
- Знать: сущность понятия «портрет человека»; особенности сопоставительной характеристики внешности одного и того же человека на картинах художников
- Уметь: Дать общее представление о портрете, имеющее самое прямое отношение к описанию внешности человека; показать значимость данной темы в системе уроков развития речи.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: способность извлекать информацию из различных источников; умение отбирать и систематизировать материал; умение правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Регулятивные УУД: Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий
- Коммуникативные УУД: способность осуществлять речевое взаимодействие с учителем и одноклассниками, коммуникативное взаимодействие в группе; умение формулировать и аргументировать своё мнение
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; расширение словарного запаса; способность давать речевую оценку.
Словарь урока: портрет, композиция, колорит, художник, живописец, «говорящая деталь», шедевр.
Ресурсы урока: учебник «Русский язык.8 класс» авт. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; толковый словарь С.И.Ожегова; тексты характеристик разных стилей речи; памятка «Как написать характеристику человека».
Ход урока
1. Слово учителя
Сегодня у нас урок открытия новых знаний.
- Обратите внимание на доску. (Заранее выведены понятия: «Портрет» — один из жанров изобразительного искусства (портрет (от французского “изображать”). На портретах художники изображают конкретного человека или группу людей.
«Композиция в литературе» — это построение художественного произведения, то есть расположение и взаимная соотнесенность его частей и художественно-речевых средств для создания целостного смысла и воздействия на читателя.
«Колорит» — это цельный цветовой строй картины.
Картина – плотно, холст, репродукция.) Данные понятия вы должны будете использовать в домашнем сочинении, к которому будем готовиться на уроке.
(На доске прикреплены репродукции картин В.А.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина»(1827) и О.А.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина» (1827)).
Мы с вами посетили экскурсию в Государственной Третьяковской галерее по теме «Портрет». И одна из репродукций, расположенных на доске, вам знакома. Которая?
2. Сообщение ученика об истории создания «Портрета А.С.Пушкина» работы О.А.Кипренского (Описание самого известного портрета А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского. Портрет написан в 1827 году маслом на холсте размером 63х54 (см). Считается, что работа Ореста Адамовича Кипренского максимально точно раскрывает образ поэта, а изображение является наиболее достоверным из всех, когда-либо написанных. Мы видим на полотне привлекательное загорелое лицо поэта с пышной кудрявой шевелюрой и густыми чёрными бакенбардами. Широкий открытый лоб с едва намечающейся морщинкой, красивые дугообразные брови. Небольшие умные глаза серо-голубого цвета смотрят пытливо и сосредоточено. Прямой, достаточно длинный нос придаёт характерную особенность потомку Ганнибала, родством с которым Пушкин гордился. Полные фигурные губы сомкнуты. На камерном портрете Александр Сергеевич изображён по пояс, его руки с изящными пальцами и блестящими удлинёнными ногтями скрещены на груди. Голова на пол-оборота повёрнута влево. Поэт одет в сюртук из дорогой ткани. На шее – атласный чёрный платок, завязанный небрежно, из-под которого выглядывает полоска воротничка белой рубахи. На правое плечо наброшен шотландский плед в красную и зелёную клетку, вторая половина которого неброской полосой проходит сзади левой руки. В глубине картины на возвышении стоит бронзовая статуэтка с лирой в руках.
История создания Орестом Кипренским самого известного портрета Пушкина.
Портрет написан Кипренским по заказу близкого друга А.Пушкина, выходца из обрусевшей немецкой семьи прибалтийского баронского рода, поэта и издателя Антона Дельвига. "Сын лени вдохновенный", как охарактеризовал его Пушкин за неимоверную лень во время учёбы в Царскосельском лицее, был близок поэту как никто другой.
Также по просьбе Дельвига на полотне с правой стороны изображена Муза лирической поэзии, держащая в руках музыкальный инструмент лиру. Небольшая бронзовая статуя занимает место на постаменте, отведённом специально для неё. Символ вдохновения, поэзии и творчества говорит о том, что обычно подвижный, с ежеминутно меняющимся настроением Пушкин изображён именно в тот момент, когда его посетила Муза. Исчезла меняющаяся живость лица, уступив место сосредоточенности и недолгому спокойствию..
Воспоминания современников, живших в одно время с Александром Сергеевичем, могут отличаться эмоциональностью и субъективным мнением о поэте. Например, цензор Никитенко примерно в 1827 году писал про небольшой рост Пушкина и про то, что он не представлял собой ничего особенного, не было видно даже поэтического дара. Однако, когда смотришь в его глаза, то видишь "лучи того огня, которым согреты его стихи, полные силы и чувства. "Адъютант Раевского Юзефович, встречавшийся с Пушкиным на Кавказе, вспоминает поэта подвижным, даже вертлявым, весело хохочущим, с чистыми глазами. В облике поэта было что-то близкое к африканскому типу, однако он однозначно не был безобразным (А.С.Пушкин написал стих "Юрьеву", в котором упоминал о себе, как о "потомке негров безобразном"). Черты его лица были приятны, а во всём облике прослеживалась светская манера заботы о себе. В сентябре 1832 года писатель И. .Гончаров увидел Пушкина в Московском университете. Наружность поэта показалась ему невзрачной. Однако глаза не остались без внимания. Писатель увидел в них "задумчивую глубину и ... благородство". Гончаров утверждал, что максимальное сходство с поэтом передаёт гравюра Уткина, сделанная с картины Кипренского. Пытливый взгляд смеющихся глаз, прекрасную улыбку, очаровывающий голос, отмечали практически все современники в своих воспоминаниях. Даже в своём отрицательном описании, в основе которого лежит женская капризность и гордость, А.А.Оленина отмечала "ум ... в голубых... глазах его". Именно ей, красавице Анет, влюблённый поэт посвятил стихотворение, в котором назвал её "моею", чем вызвал шквал негодования у юной особы. В самом известном портрете Пушкина, написанном Кипренским, именно глаза поражают своей красотой, скромностью и сдержанностью, живостью и пытливостью).
3. Давайте обратимся к другому портрету, на котором изображён А.С.Пушкин. Этот портрет написал В.А.Тропинин
- Сообщение ученика об истории создания «Портрета А.С.Пушкина» кисти Тропинина В.А. (Портреты Кипренского и Тропинина часто противопоставляют друг другу. Один – кисти Ореста Кипренского – это портрет деловой, отчасти даже парадный, в то время как второй – работы Тропинина – максимально расслабленный и домашний, на нем поэт вообще представлен в халате. И именно с портретом Тропинина связана удивительная, отчасти даже детективная история, не разгаданная до сих пор. Согласно одной из версий, портрет Пушкина заказал его друг Соболевский, библиофил и большой почитатель таланта поэта. Для работы он выбрал одного из самых московских художников того времени – Василия Тропинина, который славился своим умением точно подмечать детали характера и изображать их на картинах. Он создал и ввел в моду так называемые «халатные портреты» – изображения дворян не в парадном одеянии как на бал, а по-домашнему, интимно и просто. Зачастую для таких портретов позировали прямо в халатах – отсюда и название жанра. Именно такой, домашний, портрет Пушкина хотел получить Соболевский. На нем мы видим поэта в халате, мы словно оказались в его комнате и входим в близкий круг хозяина, потому что принимать гостей, посторонних людей в таком виде было не принято. На первой же сессии был готов эскиз, но основная работа над полотном длилась еще несколько месяцев. К апрелю 1827 года портрет был готов, но насладиться им сполна заказчик так и не смог. Он собирался за границу и не мог взять картину с собой, из-за чего оставил ее на хранение у друзей. Но, вернувшись через несколько лет, Соболевский был сильно удивлен и рассержен, когда увидел, что в дорогой раме вместо оригинального портрета висит какая-то жалкая копия, которую он по собственному признанию «выбросил в окно». Найти же настоящую картину уже не представлялось возможным. Один из ярчайших и интереснейших портретов Пушкина рисковал быть утерянным навсегда. Долгих 20 лет о местонахождении портрета Пушкина кисти Тропина было ничего не известно. Лишь в середине 1850-х картина была найдена на какой-то барахолке. И история ее второго обретения впечатляет.
Обнаружил ее директор московского архива Министерства иностранных дел князь Оболенский. Он был хорошо знаком с тропининской манерой письма, потому как многие годы художник был крепостным его родственника и много лет назад писал и самого князя. Решено было обратиться к самому Тропинину. То, что восьмидесятилетний художник был еще жив – это настоящее чудо. Но еще большее чудо то, что художник действительно узнал свою работу. Вот как он описывал свои эмоции: «И тут-то я увидел собственной моей кисти портрет Пушкина после пропажи, и увидел его не без сильного волнения… я чуть было не плакал, видя, как портрет испорчен, как он растрескался и как пострадал, вероятно, валяясь где-нибудь в сыром подвале или сарае». Действительно, портрет был в ужасном состоянии. Но несмотря на все просьбы, Тропинин отказался его реставрировать. Возможно, думал, что лишь испортит творение молодых своих рук, а, возможно, вспоминал личные встречи и сеансы с поэтом и не хотел писать Пушкина уже без Пушкина. Так или иначе, но Тропинин не стал менять портрет, а только почистил его от внешних загрязнений и покрыл новым лаком. До 1909 года новообретенный портрет Пушкина так и оставался в собственности обнаружившего его когда-то князя Оболенского. Потом его наследники продали картину Третьяковым, а те выставили ее в галерее. Там портрет и висел до 1937 года, когда его перевезли в Санкт-Петербург. Сейчас портрет Пушкина работы Тропинина можно увидеть во Всероссийском музее Пушкина на Мойке, 12.
4. Первичное закрепление знаний
Сравнительная характеристика портретов. Заполнение таблицы
«Портрет Пушкина» работы В.А. Тропинина «Портрет Пушкина» О.А.Кипренского»
1.Поза |
Сидящий в непринуждённой позе |
«Наполеоновская поза» |
2.Руки |
Рука на столике с перстнями |
Скрещённые на груди |
3.Говорящие детали |
Раскрытая книга |
Бронзовая фигура музы |
4. Одежда |
Просторный домашний халат, распахнутый ворот рубашки, на шее голубой шарф |
Через плечо перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой |
5.Фон |
Фон и одежда объединены желтовото- коричневым тоном |
|
6. Лицо |
Одухотворённое, свежее |
Утомлённое, чуть желтоватое, задумчивое, полно затаённой грусти |
7.Глаза |
Широко раскрытые голубые глаза |
Чистые, спокойные |
8.Взгляд |
Напряжённый, пристальный |
Задумчивый, благородный, |
9.Душевное состояние |
Внутренняя собранность, |
Сдержанность |
10. Особенность портретов |
Реалистический портрет, более скромный. |
Романтический портрет, |
11. Черты художника в портрете |
Естественность, открытость, |
Изящество, |
12. Определение основной мысли каждого портрета |
||
|
Показать народность поэта, его открытость, доступность |
Показать «гения поэзии» |
13. Мнение современников о портретах |
Современники единодушно признавали в тропининском портрете безукоризненное сходство с Пушкиным |
Отец Пушкина говорил: |
5. Самостоятельная работа учащихся. Составление сложного плана сравнительной характеристики портретов
Примерный план сравнительной характеристики портретов
I. Вступление. Слово о художниках. История создания картин.
II. Основная часть. Описание портретов. Замысел художников. В какой обстановке изображён поэт.
1.Внешность поэта:
а) поза;
б) одежда;
в) лицо;
г) глаза;
д) взгляд;
е) жест.
2.Душевное состояние поэта.
3. Что ещё изображено на картине и с какой целью?
4.Каков колорит картины?
5. Каково отношение самого поэта и современников Пушкина к портрету?
III. Заключение. Что сближает работы художников и в чём их своеобразие?
6. Словарно-стилистическая работа
Подбор прилагательных и причастий:
- Внешность – арапская.
- Губы – пухлые, крупные, слегка выдающиеся.
- Волосы – вьющиеся, тёмно- каштановые.
- Лоб – высокий, благородный.
- Пальцы – с перстнями, сжатые в кулак, тонкие.
- Ногти – блестящие, тщательно отточенные.
Подберите синонимы:
- Одухотворённый – воодушевлённый.
- Благородный – высоконравственный.
- Благовоспитанный - высококультурный.
7. При написании сочинения можно использовать один из двух вариантов композиции
1). Последовательное описание картин (Описать каждый портрет по отдельности. Сначала рассказать об одной картине, затем о другой. В заключение перечислить наиболее яркие признаки сходства и своеобразия каждой картины. Выразить своё к ним отношение).
2). Параллельное описание портретов. (Описывать портреты поочерёдно, сразу указывая на их общие черты и своеобразие. Подвести итог, сделать общий вывод. Выразить своё отношение к портретам Пушкина).
8. Домашнее задание
Написать домашнее сочинение – сопоставление портретов А.С.Пушкина, написанных О.А.Кипренским и В.А.Тропининым.
9. Итог урока
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Каковы твои главные результаты сегодня? Благодаря чему удалось их достичь?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как ты их преодолевал (пытался преодолевать)?
Используемая литература
- Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8–9 классы. – М.: Дрофа, 1999. – с. 34–36
- Головина Л. Два хрестоматийных портрета // Юный художник. – 1999, N 4. - с. 5-7.
- Личные вещи А.С.Пушкина http://www.museumpushkin.ru/archive/?id=33&c=3
- Пелевин Ю.А. Тропинин, Василий Андреевич. Портрет А.С.Пушкина. 1827. Всесоюзный музей А.С.Пушкина. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18702&cat_ob_no
- Пелевин Ю.А. Тропинин, Василий Андреевич. Портрет А.С.Пушкина. 1827. Всесоюзный музей А.С.Пушкина. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18702&cat_ob_no
- Пелевин Ю.А. Тропинин, Василий Андреевич. Портрет А.С.Пушкина. 1827. Всесоюзный музей А.С.Пушкина. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18702&cat_ob_no
- Мякшина А.В. Устная сопоставительная характеристика «Портрета А.С.Пушкина» работы О.Кипренского с работой В.Тропинина (урок развития речи, 2018)
- Черняева М.Н.: «Устная сопоставительная характеристика портретов А.С.Пушкина, написанных О.Кипренским и В.Тропининым»