Эффективные средства формирования экологической культуры учащихся

Разделы: Экология

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Ушаков Т.,
ученик 10-го класса

Научный руководитель:
Т.П.Исаева,
учитель химии-биологии

В настоящее время мы живём в мире, где люди живут не в гармонии с природой. Поэтому нужно поменять отношение к природе, чтобы дети понимали, как природа меняется под воздействием человека. Защиту природе могут дать экологические знания. Экологическое воспитание нужно осуществлять постоянно. Повышение культурного экологического уровня стоит очень остро, так как это связано с безопасностью дальнейшей жизни. На сегодняшний день преобладает потребительское отношение к природе. В связи с этим приобретает огромное значение формирование у подростков экологической культуры. Экологическое воспитание-составная часть нравственного воспитания. Под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения. [1]

Формированию экологической культуры способствуют проектная деятельность. В настоящее время она получила большое распространение. Проектная деятельность оказывает неоценимую помощь в формировании экологической культуры школьников. Участвуя в экологическом проектировании, учащиеся вырабатывают навыки бережного отношения к природе, приобретают природоохранный и социальный опыт и реализует его на практике.

Мы совместно с руководителем принимаем активное участие в проектной деятельности. Проводим мониторинги, ведем активные наблюдения за животными, участвуем в научных конференциях с полученными результатами исследований. Участвуем в различных акциях по сохранению природы.

Формирование экологической культуры содействуют уроки биологии. Учащиеся осознают, что сохранение природы- условие не только существования, но и дальнейшего развития человечества.

Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах:

  • научный (развитие научно-познавательного отношения к природной среде);
  • ценностный (определение значения в природе в жизни общества и человека);
  • нормативный (овладение системой моральных и правовых норм и правил);
  • деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера) [2;3]

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в различной деятельности. Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; внеурочная деятельность, например, в виде игры, формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранения местных экосистем, пропаганду ценных идей [4]

Воспитание экологической культуры процесс поэтапный. У младших школьников необходимо сформировать представление о красоте природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой родине. семье. Обучать младших школьников навыкам охраны и защиты родной природы. Используя наблюдение, беседы, экскурсии, ролевые игры, викторины, написание сочинений, организуя встречи с людьми эколог- биологических профессий, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Основной школе принадлежит особая роль в экологическом воспитании. На этом этапе у учащихся складывается представление о окружающем мире и месте в нём, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения. Формы работы носят более практический характер; проведение мониторингов. постановка экологических опытов, участие в экологических акциях, природоохранных мероприятиях.

В средней школе экологическое воспитание осуществляется через научно-исследовательскую деятельность учащихся. [5]

Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят, исследовательские работы должны иметь практическую направленность и более анализирующий характер и тогда воспитание экологической культуры будет эффективно.

Список использованной литературы

  1. Рысбаева Г. Формирование экологической компетентности школьников в курсе познания мира / Г.Рысбаева, Н.Тукешова, Д.Абдыханова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3 (часть 2). – С. 25–29
  2. Анищенко Л.Н. Задачи экологического содержания в курсе биологии / Л.Н.Анищенко, Д.Н.Зайцев, Е.Н.Демьянков // Биология в школе. – 2018. – № 8. – С. 54–58.
  3. Лисниченко В.В. Основы педагогической экологии / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко. – Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская типография», 2015 – 95 с.
  4. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие / Н.С.Дежникова, Л.Ю.Иванова, Е.М.Клемяшова. – Москва: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
  5. Богомолова Н.И. Экологическое образование и воспитание в школе / Н.И.Богомолова // Образование: проблемы, поиск, решения: сборник научно-методических работ. – Ханты-Мансийск. – 2004. – № 7. – С. 215–228.