Цель занятия: формирование у каждого ученика смысловой установки: общение с незнакомыми людьми в сети должно быть минимизировано / запрещено самому себе, подчинено закону ассертивного поведения – «умению говорить нет».
Планируемые результаты
Личностные УУД
- сформировать правила безопасного поведения в Интернет, в том числе отказа от общения с незнакомцами в сети;
- развивать представления о способах творческой деятельности, актуальной для повседневной жизни.
Метапредметные УУД
Коммуникативные:
- сформировать способы взаимодействия в мини-группах при анализе и создании образов (фильмы-сказки, мультипликационные фильмы, напрямую или контекстно связанные с темой, собственные плакаты);
- развивать умение защищать «творческий продукт».
Регулятивные:
- сформировать умение «говорить нет», выделять главное, иметь после занятия первые представления о понятиях «интернет-безопасность», «опасные взрослые», «тролль в сети», «страховка», «взаимопомощь»;
- учить проявлять способы взаимодействия в решении первых мировоззренческих и творческих задач;
- развивать умение аргументировать, доказывать, защищать своё мнение и творческий продукт.
Познавательные:
- научить использовать для работы на занятии свои первые знания об Интернет, о гаджетах, об индивидуальной безопасности;
- развивать умение (по возможности) читать по ролям, выявлять главную мысль в тексте.
Предметные УУД:
- обеспечить формирование первых представлений по теме «Безопасный Интернет», создать представление о безопасном поведении в Интернет, предостеречь от общения с незнакомыми людьми как потенциальными «недружественными» подписчиками, «псевдо-друзьями» в сети («троллями»).
Тип занятия (классного часа): формирование нового знания, творческая мастерская.
Формы работы обучающихся: коллективная, работа в мини-группах, создание и защита творческих продуктов – плакатов.
Необходимое оборудование:
- проектор (интерактивная доска) для демонстрации видео;
- материалы для «творческой мастерской» (листы бумаги А3, фломастеры);
- принтер для распечатывания текстов для чтения (памятки); флип-чарт и/или доска для крепления творческих продуктов;
- удобная мебель для работы в мини-группах.
Сценарий занятия
Такт 1. Разминка «Кто такие тролли?» (5 минут)
Учитель: Кто-то из Вас наверняка знает, кто такие хоббиты, гномы и тролли. Их историю нам рассказал знаменитый писатель-сказочник Джон Толкин, а снял фильм «Хоббит. Неожиданное путешествие» в 2012 году режиссёр Питер Джексон.
Посмотрим фрагмент «Встреча с каменными троллями» (https://ok.ru/video/306022712647).
В процессе просмотра подумайте, кто такие тролли, какой способ хоббит Бильбо придумал, чтобы спасти своих друзей-троллей?
Смотрят фрагмент.
Обсуждение.
Резюме: Тролли – это злобные существа, которые отличались огромным ростом и нечеловеческой силой, а также были крайне уродливы и плохо соображали. Шкура у них была толстой и грубой, кровь имела чёрный цвет; тролли жили и прятались днем в пещерах, на солнечном свету мгновенно превращались в камень. Они употребляли в пищу мясо (в том числе разумных существ), убивали ради забавы и собирали в своих логовах награбленное добро.
Бильбо не говорит троллям правду, «заговаривает» врагов, чтобы дождаться рассвета, когда тролли превратятся в камни.
Такт 2. Введение нового знания. «Опасные взрослые» (7 минут)
Учитель: Наши гаджеты (телефоны, планшеты, компьютеры, ноутбуки), конечно, помогают нам в жизни и работе. А зачем нам гаджеты и Интернет? Обсуждение.
Резюме: играть, выходить в Интернет, общаться с друзьями.
Учитель: А вот «Фиксики» считают, что Интернет может быть опасным, и там тоже живут тролли. Посмотрим на изображение. Почему тролль с ноутбуком?
Обсуждение.

Резюме. На интернет-сленге тролль – это человек, который публикует подстрекательские, неискренние, посторонние или не по теме сообщения в онлайн-сообществе (например, в социальных сетях, группе новостей, форуме, онлайн-видеоигре или блог), с целью спровоцировать читателей на проявление эмоциональных реакций, часто отрицательных или манипулирование восприятием других людей.
Давайте посмотрим «Советы Фиксиков» (Тролли и Профили Фиксики»: https://vk.com/video786313924_456239125). Смотрят.
Обсуждение. Так кто такие «современные тролли», почему их надо опасаться?
Тролли – это «незнакомые люди» в сети. Они хотят нас обмануть. С ними нельзя общаться.
Такт 3. Творческая мастерская «Нет троллям»! (15 минут)
Учитель: сделаем в мини группах (по 4 человека) «галерею» плакатов на тему «Нет Интернет-троллям!», «Победим Троллей из Интернет!». Изображения Троллей, компьютеров. Ноутбуков, символов Интернет и/или «Слоганы» для плакатов можно выдать группам для наклеивания на лист А3.
Обсудите: «Какие изображения Вы используете и почему?»
Лидеры групп представляют плакат, объясняют, что на нём изображено и почему.
Физкультминутка (3 минуты)
Такт 4. Закрепление: «Примем полезные советы» (5 минут)
Давайте прочитаем советы, которые нам прислали эксперты – «защитники от троллей» (Учитель раздаёт памятки).
Подчеркните, что собирайтесь сделать, согласившись с советом сейчас, красным цветом – «я согласен! буду делать!», а то, что уже делаете – синим или зеленым. Читает учитель или ученик, который умеет читать.
После каждого совета: почему это важно? Как вы его понимаете?
- Не бери в руки телефон за два часа до того, как планируешь лечь спать и во время еды.
- Откажись от общения с незнакомцами в Интернете, которые задают много вопросов о семье и личной жизни, просят прислать личные фото или данные о тебе или твоей семье.
- Расскажи родителям, если незнакомец настаивают на личной встрече, заставляет тебя чувствовать себя виноватым, даже угрожает.
- Закрой свою страницу в социальных сетях от посторонних. Если ты не знаешь, как это сделать, то попроси родителей тебе помочь.
- Днем после школы старайся несколько часов проводить на свежем воздухе, включай в это время активную физическую нагрузку: спортивные игры, занятия на тренажерах, катание на велосипеде, роликах, коньках, танцы.
Обсуждение: какой совет вы бы выделили как самый важный? Несколько ответов.
Такт 5. Выводы «Бог Сети» (10 минут)
Учитель: Посмотрим ещё один фрагмент из фантастического фильма «Газонокоси́льщик» (https://vkvideo.ru/video495532044_456239782?ref_domain=yastatic.net), снятого в 1992 году режиссёра Бретта Леонарда. Интернет появится только через два года, но авторы фильма нас всех уже предупреждают об опасности. В чём заключается эта опасность? Смотрим и обсуждаем.
Как фрагмент связан с тем, что мы проходили сегодня на занятии?
Обсуждение.
Резюме: Общение с незнакомцами в Интернет всегда опасно и ведёт к беде! Избегаем!