На основе многолетнего опыта преподавания актёрского мастерства подросткам я выработала свой алгоритм построения занятий. Групповые занятия по актерскому мастерству делятся на определённые этапы. Сначала – упражнения, выполняемые в творческом полукруге, (мозговой штурм, разминка, погружение в тему), примерно 20 минут. Затем упражнения, в которых заняты все присутствующие одновременно, примерно 40 минут. И завершает занятие всегда работа в малых группах (этюды и упражнения, выполняемые несколькими учениками). Они занимают всё оставшееся время, часто даже больше отведенного, потому что студийцам особенно нравится этот период.
Попробуем разобраться, почему.
Подростковый возраст характеризуется особенными процессами формирования личности. В числе прочего для подросткового возраста характерны эмоциональная нестабильность, зависимость от чужого мнения, потребность в одобрении и поддержке, желание максимально раскрыться.
Именно упражнение и подготовка этюда в небольшой команде позволяют им чувствовать себя намного свободнее, пробовать себя, предлагать самые разные идеи, не боясь выглядеть глупо или ошибиться.
Работа в малых группах открывает хорошие возможности для углубленного изучения актерского мастерства.
Педагог обеспечивает индивидуальный подход к каждому подростку. Никто не остается незамеченным, ведь каждому уделяется особое внимание и учитываются его потребности.
Еще один немаловажный аспект, помогающий подросткам раскрепоститься, преодолеть застенчивость и смущение, - атмосфера взаимного доверия. В небольшой команде легче почувствовать себя защищенным, не бояться совершить ошибки, спрашивать о непонятном и быть открытым.
Можно давать индивидуальную, прицельную обратную связь, которая действительно приносит пользу, а не ограничивается общими фразами.
Также в малых группах легче сохранять концентрацию внимания, а для подростков это особенно актуально, ведь для них характерно так называемое «клиповое» мышление, когда предпочтение отдается быстрой смене информации и коротким форматам, что сказывается на сосредоточенности.
Казалось бы - поделил подростков на малые группы по 2, 3, 4 человека, дал задание и этим можно ограничиться. Но нет.
Успешность работы с малыми группами зависит от соблюдения нескольких важных принципов.
Выбор тем для этюдов, близких повседневному опыту и интересам подростков, стимулирует активное участие и заинтересованность. Грубо говоря, им гораздо интереснее придумывать историю про первую любовь, гаджеты, буллинг, чем разбирать сцены из пьес 19 века (что, безусловно, тоже важно и полезно).
Необходимо найти оптимальный баланс между четкими правилами и возможностью для проявления креативности. У нас на занятиях, например, есть категорические запреты на темы этюдов. Запрещено показывать пьяных. Затрагивать религию. Уничижительно высказываться о людях какой-либо национальности. Приветствуется грамотная речь. В остальном нет никаких ограничений для проявления индивидуальности, что рождает оригинальные, новаторские и удивительные результаты.
Юмор и игра делают обучение легче и приятнее, снимая напряжение и укрепляя доверие.
Ниже представлены методы и упражнения, направленные на развитие некоторых аспектов актерского мастерства, которые рекомендуется выполнять в малых группах.
На развитие доверия
«Слепой поводырь». Участники делятся на пары. Один закрывает глаза или завязывает их повязкой, полностью полагаясь на партнера. Второй становится его «поводырем», осторожно и внимательно ведя по репетиционной комнате, помогая избегать препятствий и ощущать мир через другие органы чувств. Это упражнение развивает чуткость, ответственность, невербальное общение и, главное, базовое доверие к партнеру, необходимое для совместной работы на сцене.
«Зеркало» и «Тень». Классические упражнения для тех, кто учится актерскому мастерству. В парах один участник выполняет медленные, плавные движения, а второй синхронно, как зеркало (или как тень), повторяет их. Затем роли меняются. Упражнение совершенствует наблюдательность, способность к эмпатии, точность движений и учит чувствовать ритм и энергию другого человека.
На снятие зажимов
«Скороговорки с движением». Произнесение скороговорок, совмещенное с активными, порой необычными движениями. Например, «На дворе трава, на траве дрова» – прыгая на одной ноге или делая волны руками. Это помогает снять телесные и речевые зажимы, раскрепостить артикуляционный аппарат и научиться координировать голос с телом.
Этюды без слов на заданные эмоции. Участникам предлагается выразить определенную эмоцию (радость, гнев, страх, удивление) исключительно через мимику, жесты и позу, без использования речи. Это упражнение позволяет исследовать физическое проявление чувств, преодолеть стеснение и развить невербальную выразительность.
На импровизацию
«Ситуация-реакция (с внезапными вводными)». Участник находится в заданной ситуации, и внезапно ведущий или другие игроки вводят неожиданные обстоятельства, на которые нужно мгновенно реагировать, продолжая действовать в рамках роли. Развивает спонтанность, быстроту реакции, гибкость мышления и умение существовать в предлагаемых обстоятельствах.
«Живые картины». Группа создает статичную «картину» на заданную тему или эмоцию. Затем по сигналу «картина оживает», и участники начинают развивать историю, исходя из своих поз и взаимодействий. Это упражнение стимулирует воображение, учит выстраивать сюжет и находить логику в нелогичных исходных данных.
На работу с текстом
Разбор сцен по ролям. Детальный анализ выбранных сцен из пьес, где каждый участник берет на себя роль. Обсуждение мотивов персонажей, их взаимоотношений, конфликтов и целей.
«Чтение с листа» с заданными характеристиками персонажей. Участникам предлагается незнакомый текст и краткое описание персонажа (возраст, характер, социальный статус, эмоциональное состояние). Задача – прочитать текст, максимально воплощая заданные характеристики. Это развивает гибкость голоса, интонационную выразительность и способность быстро вживаться в роль.
В группе из трех человек каждый участник должен активно работать, предлагать идеи, репетировать и участвовать в импровизации. Никто не сможет отсидеться в стороне.
Три человека могут гораздо глубже взаимодействовать, слушать друг друга, предлагать идеи, развивать сюжет и характеры. Это развивает навыки активного слушания, реакции и партнерства, которые критически важны в актерском искусстве.
Ученики учатся договариваться, аргументировать свою точку зрения, принимать чужие идеи и совместно решать творческие задачи.
Почему работа в малых группах нравится подросткам, теперь более-менее понятно. Но и педагогу она дает множество преимуществ.
Прежде всего, это возможность уделить внимание каждому ученику. Педагог может лучше понять потребности и сильные стороны каждого, а также увидеть, где нужна помощь. Что позволяет подбирать задания и объяснения, которые подходят именно этому человеку, делая обучение эффективным.
В такой обстановке группа часто становится более сплоченной, что делает процесс обучения приятнее и продуктивнее для всех, включая самого педагога.
Таким образом, работа в малых группах — это не отдельная методика, а важный этап общего группового занятия. Этот формат дает студийцам больше возможностей для проявления себя, безопасного экспериментирования и получения мгновенной обратной связи от педагога и товарищей.
Как часть полного занятия, этап работы в малых группах способствует укреплению командного духа и стимулирует личностное развитие подростков. Они учатся эффективному общению, достижению компромиссов, ответственности за общий успех и смелости в принятии решений, не боясь возможных ошибок на виду у других.
В итоге, благодаря работе в малых группах, подростки развивают такие навыки, как уверенность, коммуникативность, эмоциональная саморегуляция и сценическая практика. Эти навыки не только помогают в дальнейшей коллективной работе, но и пригодятся в самых разных жизненных ситуациях.
Список использованной литературы
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. 478 с.
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. М.: РАТИ–ГИТИС, 2013. 272 с.
- Выготский Л.С. Психология развития подростка. М.: Эксмо, 2004. 512 с.
- Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя. М.: Парнас, 2001. 352 с.
- Рубина Д.И. Театральная педагогика: принципы и технологии. СПб.: Питер, 2015. 224 с.