Музыка на века. Иоганн Себастьян Бах. Сценарий теоретического квиза, посвященного 340-летию со дня рождения И.С.Баха

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: И.С. Бах


Цель: Повышение интереса к творчеству И.С.Баха и углубление знаний о его жизни и музыкальном наследии.

Задачи:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся о биографии и основных этапах творческого пути И.С.Баха.
  • Развитие музыкального кругозора, слухового внимания и аналитических способностей.
  • Воспитание чувства прекрасного и уважения к музыкальному наследию прошлого.
  • Создание условий для командной работы и взаимодействия.
  • Практическое применение знаний через музыкальные задания и викторины.
  • Стимулирование интереса к классической музыке.

Форма проведения мероприятия: музыкально-теоретическая игра с концертными номерами.

Оборудование и технические средства: ноутбук, звуковое оборудование, мультимедийный проектор для показа презентации, экран, электронное пианино, рояль, домра, балалайка.

Два больших стола для команд, скатерти, ручки и стулья по периметру (по 8). На столах таблички с названиями команд «Альянс музыкантов» и «Классика и мы». Стол для жюри.

Сценарий проведения. Бланки с ответами для жюри. Бланки с заданиями для команд.

Оформление зала: портреты композитора, членов семьи, ноты произведений.

Участники мероприятия: обучающиеся 5-8 классов музыкальных отделений, преподаватели.

Ход сценария

Фон – Фанфары

Ребята-участники и преподаватели проходят в зал и садятся за столы, болельщики на стулья.

Вед. 1 - Добрый день, юные любители музыки!

Вед. 2 - Мы рады приветствовать вас в нашем уютном музыкальном зале на квизе «И.С.Бах – музыка на века»!

Вед. 1 - Иоганн Себастьян Бах – имя, звучащее как символ эпохи барокко, как воплощение музыкального гения. Его творчество, охватывающее практически все существовавшие в то время жанры, стало фундаментом для дальнейшего развития музыкального искусства.

Вед. 2 - Бах – это не просто композитор, это архитектор звука, математик гармонии, теолог в музыке.

Вед. 1 - Его органные произведения, от величественных токкат и фуг до лирических хоральных прелюдий, демонстрируют невероятное мастерство владения инструментом и глубокое понимание его возможностей.

Вед. 2 - Клавирные сочинения, такие как "Хорошо темперированный клавир", стали энциклопедией композиторских техник и неисчерпаемым источником вдохновения для последующих поколений музыкантов.

Вед. 1 - Его "Страсти по Матфею" и "Страсти по Иоанну" – это монументальные полотна, рассказывающие о последних днях Христа, полные драматизма, скорби и надежды.

Вед. 2 - Его "Бранденбургские концерты" – это яркий пример барочного концертного стиля, демонстрирующие виртуозность и разнообразие инструментов.

Вед. 1 - Музыка Баха – это музыка, которая не стареет. Она продолжает звучать, трогать сердца и вдохновлять людей по всему миру. В ней каждый находит что-то свое, личное, сокровенное. Она вечна, как сама жизнь.

Вед. 2 - Рассказывать о творчестве Иоганна Себастьяна можно долго, но собрались мы с вами сейчас для игры. Итак, поприветствуем команды! Команда «Альянс музыкантов» (аплодисменты) и команда «Классика и мы» (аплодисменты)!

Вед. 1 - А теперь озвучим правила. Квиз состоит из нескольких этапов. Ответы вы пишете на бланках, которое оценивает строгое и профессиональное жюри, в состав которого вошли:

  1. Жданова Наталья Давыдовна!
  2. Скляров Дмитрий Геннадьевич!
  3. Челнокова Валентина Николаевна!

Вед. 2 - Мы начинаем первый этап нашего квиза!

Вед. 1 - Перед вами обозначения определений, вам нужно ответить на вопросы о жизни Иоганна Себастьяна Баха. На выполнение задания дается 7 минут и пока вы работаете, звучит Концерт для клавира с оркестром ре минор, 1 часть.

Фон – И.С.Бах «Концерт для клавира с оркестром» ре минор, 1 часть.

Выполнение задания.

Вед. 2 - Первый тур пройден! Просим сдать бланки жюри. Мы начинаем второй тур!

Вед. 1 - Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах – не просто сборник мелодий, это живой осколок эпохи, дневник музыкальной семьи. Начатая в 1725 году, она служила одновременно учебным пособием для юной Анны Магдалены и хранилищем домашних музыкальных сокровищ. Здесь можно найти не только произведения самого Иоганна Себастьяна, но и сочинения его сыновей, а также любимых композиторов.

Вед. 2 - Первые страницы заполнены простыми клавирными пьесами, предназначенными для развития музыкального вкуса и техники начинающих музыкантов. По мере продвижения, сложность композиций возрастает, появляются произведения, требующие более зрелого мастерства.

Вед. 1 - Эта тетрадь – окно в мир Бахов, позволяющее услышать музыку, звучавшую в их доме, представить, как семья собиралась вокруг клавесина, чтобы музицировать вместе. Это не просто ноты на бумаге, это живые голоса прошлого, запечатленные в звуках. В каждой странице – эхо домашнего тепла и гения великого композитора.

Вед. 2 - Перед вами обозначения определений, вам нужно прочитать их и соотнести с определениями. На выполнение задания дается 4 минуты и пока вы работаете, звучит прелюдия и фуга До мажор Хорошо Темперированного Клавира.

Фон – И.С.Бах «Прелюдия и фуга» До мажор, ХТК 1 том.

Выполнение задания.

Вед. 1 - А сейчас в исполнении наших учащихся и преподавателей вы послушаете два произведения из Нотной тетради Анны Магдалены Бах. Перед вами лежат ноты. Ваша задача – послушать и определить какое прозвучит произведение. Кроме этого, нужно определить тональность, музыкальный размер и музыкальную форму.

Во время прослушивания участники выполняют задания.

  1. Жданова Наталья Давыдовна и Пономаренко Роман – И.С.Бах «Менуэт» Соль мажор из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»
  2. Скляров Дмитрий Геннадьевич, Юркин Максим и Маргарита Юшта - И.С.Бах «Волынка» из «Нотной тетради Анна Магдалены Бах».

Вед. 1 - Поздравляем! Вы справились со вторым заданием! Передаем ответы для работы жюри.

Вед. 2 - Третий тур – музыкальный пазл! Вашему вниманию предложены три известных фрагмента из произведений Иоганна Себастьяна Баха. Ваша задача после пяти прослушиваний каждого фрагмента составить его в правильном порядке и написать что это за произведение.

Исполнение на рояле музыкальных фрагментов (каждый фрагмент исполняется 5 раз)

  • И.С.Бах «Двухголосная инвенция» Фа мажор
  • И.С.Бах основное проведение темы «Фуги» до минор ХТК 1 том
  • И.С.Бах Менуэт Соль мажор из «нотной тетради анны Магдалены Бах»

Вед. 1 – Третий тур пройден! Просим сдать бланки жюри. Мы начинаем четвертый тур!

Вед. 2 – Музыкальное наследие Иоганна Себастьяна Баха очень велико и его вклад в мировое музыкальное наследие огромен.

Вед 1. – В заключительном туре нашего квиза вам нужно не только написать название произведения, но и ответить на вопросы к нему. Вопросы написаны у вас в бланках.

На сцену приглашаются выступающие или демонстрируются видео и аудиофрагменты произведений.

  1. Видеофрагмент И.С.Бах Ария «Agnus Dei» «Месса си минор»
  2. Скляров Дмитрий Геннадьевич и Томилова Марина Аркадьевна, аккордеон и баян – И.С.Бах «Шутка» из Оркестровой сюиты № 2 си минор
  3. Видеофрагмент И.С.Бах Ария альта "Erbarme Dich" «Страсти по Матфею»
  4. Челнокова Валентина Николаевна, цифровое пианино (орган) – И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор для органа
  5. Аудиофрагмент И.С.Бах «Ария» Ре мажор из Оркестровой сюиты № 3
  6. Пономаренко Роман, фортепиано – И.С.Бах «Двухголосная инвенция» ля минор
  7. Видеофрагмент И.С.Бах – Ш. Гуно «Аве Мария»

Вед. 2 – Просим сдать ваши бланки ответов для подведения итогов.

Вед. 1 – Пока жюри подводит итоги, предлагаем вам сыграть в импровизированном оркестре. Команда «Классика и мы» будет играть на шумовых инструментах и повторять за Натальей Ивановной.

Вед. 2 – Команда «Альянс музыкантов» повторяет движения за Ольгой Петровной – бодиперкуссия. Музыку в студию!

Антонова Надежда, Мисуркина Ярослава (фортепиано) И.С.Бах «Шутка» и импровизированный оркестр команд

Вед. 1 – Слово для награждения представляется Дмитрию Геннадьевичу Склярову!

Фон – фанфары.

Награждение команд и лучшего эрудита.

Приложение

Список литературы

  1. Тесты по творчеству И.С.Баха. Музыка 6 класс, авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
    https://infourok.ru/testi-po-tvorchestvu-isbaha-muzika-klass-avtori-gpsergeeva-edkritskaya-671817.html
  2. Энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org/?l