Методическая разработка классного часа «Секреты толерантности»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 5

Ключевые слова: толерантность


Цель: освоить понятие толерантности и применить его к себе.

Задачи:

  • рассмотреть понятие толерантности;
  • дать детям опыт личного переживания ситуации общения с «чужими» и «своими»;
  • способствовать развитию чувства эмпатии, принятия человека, непохожего на тебя.

Оснащенность: гитара или аудиозапись песни М.Ножкина «Будь человеком»; тексты песни; разноцветные кружки на спинках стульев (для деления на группы); столы для групповой работы, обозначенные разными цветами; листы для заполнения «Свой-чужой» и ручки, карандаши; пластилин и листы картона для работы с пластилином; колокольчик; часы.

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит обсудить одну очень важную тему. Для начала я предлагаю вам прослушать песню Михаила Ножкина, актера театра и кино, автора и исполнителя нескольких десятков песен. Вслушайтесь внимательно в слова этой песни.

Звучит песня Михаила Ножкина «Будь человеком». (Приложение № 1)

Ребята, скажите, о чем эта песня?

Обучающиеся отвечают (предполагаемы ответы).

О том, что надо помогать слабым и бедным. О том, что нельзя поддаваться силе и злу. О том, что лучше быть добрым. О том, что плохо завидовать и радоваться неприятностям других людей. О том, что всегда и везде надо оставаться человеком.

Классный руководитель: Вы правы. Главная мысль, которую хотел донести до нас автор, – это необходимость всегда и во всем оставаться человеком.

Представьте себе ситуацию: вы едете в трамвае, очень уставший после трудного и напряженного дня в школе, удобно устроившись на сиденье. На остановке входит пожилая женщина и становится напротив вас. Что вы сделаете?

  • Продолжите сидеть, потому что у вас просто сил нет стоять.
  • Встанете с недовольным видом.
  • Уступите место с выражением одолжения на лице.
  • Улыбаясь, предложите сесть пожилой женщине.

Обучающиеся отвечают (предполагаемые ответы): Надо уступить место.

Классный руководитель: Всем вам хорошо известно, что следует уступать место пожилым людям, беременным женщинам и родителям с маленькими детьми. Однако часто это правило поведения выполняется именно с чувством недовольства или одолжения. Это неправильно. Вы всегда должны быть вежливыми, приветливыми, доброжелательными.

Рассмотрим еще одну ситуацию. Вам показалось, что вас обидели. Как следует реагировать? Ответить немедленно, не выбирая выражения? Сразу решить вопрос с помощью кулаков? Молча стерпеть обиду и уйти? Как бы вы поступили в этом случае?

Обучающиеся отвечают.

Классный руководитель: Спасибо всем, кто высказал свое мнение по этому вопросу. Я хочу поделиться своим. Действительно, многие считают, что нужно уметь постоять за себя. Если не ответил обидчику, значит ты трус и слабак. Но ведь зло рождает зло. В ответ на грубость, агрессию возникает только грубость и агрессия еще в большем масштабе. Ну а если вам только показалось, что вас хотели обидеть, а вы уже начали «разборки»? Что тогда? Если бы каждый поступал только так, во всем мире давно бы разразилась война. Но так как мы с вами живем в мирное время, значит, есть люди, которые не кидаются в бой, не разобравшись. Есть люди, которые сначала думают, а потом действуют. Нужно уметь проявлять выдержку и терпение. Стерпеть обиду, обдумать свое поведение, которое могло послужить причиной такого обидного отношения к нам. Найти способы и средства решить возникшее недоразумение мирным путем.

Вообще, быть терпимым к мнениям других людей, быть терпимыми к людям других религий, национальностей, другого уровня и стиля жизни, значит быть толерантным. ТОЛЕРАНТНОСТЬ в переводе с латинского (tolerantia) означает терпение, терпимость. Тема нашего классного часа «Секреты толерантности».

Вот качества, которыми должен обладать толерантный человек:

  • терпимость;
  • терпение;
  • доброжелательность;
  • уважение чужого мнения, образа жизни;
  • признание права людей быть другими;
  • стремление к общению…

Очень важно эти качества проявлять ко всем без исключения. Ведь среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или замечаем, но не понимаем. В общем, есть люди свои и чужие. Давайте разберемся, что значит свой и чужой? Вы видите ряд слов (Приложение № 2). Их нужно отнести к понятиям «свой» или «чужой», записав на листах (Приложение № 3) в определенном месте. В нижний треугольник нужно записать слова, которые нельзя однозначно отнести ни к одному из этих понятий. Работать вы будете в группах, объединившись по цветам, которые есть на спинках ваших стульев. Каждая группа занимает стол своего цвета. Можете приступать.

Обучающиеся делятся на группы и выполняют задание.

Классный руководитель: Время вышло. Расскажите, что у вас получилось. Как же вы распределили слова?

Обучающиеся отвечают по одному от каждой группы.

Классный руководитель: Посмотрим, как же должны быть распределены слова. К понятию «свой» относятся: понятный, открытость, спокойствие, близкий, похожий. Свой человек – это человек, близкий по кровному родству, по родству души, взглядам, мироощущению и являющийся близким другом.

К понятию «чужой» относятся: настороженность, опасность, непонятный. Чужой человек – он не родной по крови, у вас с ним нет общности интересов, взглядов, мироощущения, привычек, желаний, он не является близким другом.

Остальные слова нейтральные, их следовало записать в нижний треугольник. Вы согласны со мной?

Обучающиеся отвечают.

Классный руководитель: Я объясню на примере слова «хороший», почему оно нейтрально. Бывает так, что свой, родной человек, например мама, вас отругает, накричит, то есть сделает «нехорошо», а бывает наоборот. Чужой, незнакомый человек проявит к вам доброту, скажет что-то приятное, поможет вам в чем-либо. Но ведь он не станет от этого своим! Чужой может быть хорошим, но следует ли доверять ему безоговорочно, следует ли быть с ним приветливым в ответ? Доверять и следовать за ним – нет. Быть приветливым и доброжелательным – да. Мы опять говорим о том, что следует быть толерантным.

Как вы поняли, что значит быть толерантным, нам покажет следующее упражнение. За 2,5 минуты вы должны слепить человечка из пластилина. Одного от каждой группы. Как вы будете это делать, решать вам самим. Можете приступать к выполнению задания.

Обучающиеся по группам лепят человечков из пластилина.

Классный руководитель: Давайте посмотрим на ваших человечков. Они одинаковые?

Они одного цвета? Они одинакового размера?

Они красивые?

У кого лучше?

Какого человечка надо сломать?

А имеем ли мы право его сломать? Мы, кто его не создавал?

А имеют ли это право – сломать – те, кто его создавал?

Обучающиеся отвечают.

Классный руководитель: Да, все человечки получились разными. Но разве это плохо? У кого-то больше, у кого-то меньше. Ну и что? Они разных цветов? Ну и пусть! Ведь мир вокруг нас разноцветный, и нет, не было и не будет двух абсолютно одинаковых людей, растений, животных, зданий.

Какого человечка надо сломать? Никакого!!! Каждый имеет право на существование. И мы должны принимать его таким, каков он есть. Тогда мы – толерантные люди. И я очень рада, что вы все правильно поняли и не поддались на мою провокацию.

Но если у какой-то группы и возникнет желание сломать своего человечка и сделать его по-новому, что ж, это их право. Имея дело с пластилиновыми людьми, мы можем исправить ошибку. Но общаясь с реальными, живыми и чаще всего своими, близкими людьми, можно ли также легко изменить уже сказанные слова? И само сказанное слово, и интонации, и выражение лица при этом надолго останутся в памяти. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь! Слово лечит, слово и калечит. Вам знакомы эти пословицы?

Обучающиеся отвечают (предполагаемые ответы): Да.

Классный руководитель: Какой смысл в них заложен?

Обучающиеся отвечают (предполагаемые ответы): Думать, что говорить и как говорить.

Классный руководитель: Я вижу, что наш классный час «Секреты толерантности» не прошел зря, и смысл понятия «толерантность» уже не является для вас тайной за семью печатями. Сейчас, у вас есть возможность высказаться, продолжив фразу: «Я знаю, что толерантность – это…»

Классный руководитель отвечает первым, затем отвечают несколько обучающихся по кругу

Классный руководитель: Продолжите теперь другую фразу: «Сегодня меня удивило (удивили)…»

Классный руководитель: Завершите следующее предложение: «Я рад (рада), что …»

Классный руководитель: Следующее предложение для продолжения будет таким: «Я толерантный человек, потому что…»

Классный руководитель: Спасибо, ребята, за ваши слова, за вашу честность и искренность. Большое всем спасибо за работу!

Закончить наш классный час я предлагаю песней, той самой, что звучала вначале. Вы видите слова на экране, если есть желание, можете подпевать.

Интернет-ресурсы:

  1. http://vale-patrushev.narod.ru/text6b.html (аудиозапись песни М.Ножкина «Будь человеком»)
  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/294398 (синоним толерантности)