Дошкольное детство – важнейший период становления человека, определяющий всю его дальнейшую жизнедеятельность. Ребёнок дошкольного возраста – неповторимая индивидуальность, которая развивается, получает первый социальный опыт и начинает проявлять свои интересы, желания и потребности. В этот период он активно осваивает окружающий мир, получает новые впечатления и опыт, а также вступает в социально-экономические отношения.
В период дошкольного детства начинают формироваться первые представления о мире финансов, который только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Он знакомится с профессиями родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Всё это закладывает основу дальнейшей грамотности детей в сфере финансов.
Большинство педагогов и психологов считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на ранних ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Проблему раннего экономического воспитания детей изучали Е.А. Курак, А.А. Смоленцева, И.Ю. Орлова, И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др. В своих исследованиях они показали значимость экономического воспитания дошкольников в современных условиях, сформулировали задачи, принципы определения содержания экономического воспитания детей, наметили пути его реализации. В настоящее время выделены некоторые подходы в вопросах формирования основ финансовой грамотности дошкольников такими специалистами как А.А. Смоленцевой, Е.А. Курак, Т.В. Дробышевой, О.В. Дыбиной, А.Д. Шатовой и др. Авторы указывают на важную роль дошкольных образовательных организаций в диалоге с семьёй в формировании основ экономических знаний у детей, а изучение финансовых процессов происходит непрерывно на протяжении всей жизни человека [3].
Финансовая грамотность – сочетание осведомлённости, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Развитие финансовой грамотности даёт возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие. [4].
Финансовая грамотность дошкольников – это образование экономической направленности, формирующее нравственные основы финансовой культуры.
Если мы обратимся к возрастной периодизации, то оптимальным для формирования основ финансовой грамотности является старший дошкольный возраст.
Во-первых, в старшем дошкольном возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, а сюжетно-ролевые игры наиболее характерны для детей старшего дошкольного возраста и занимают важное место в их жизни. Возрастает потребность в общении со сверстниками, в игре дети учатся взаимодействовать друг с другом и выстраивать систему взаимоотношений; дети учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это важно учитывать при организации игровой деятельности дошкольников по формированию основ финансовой грамотности.
Во-вторых, в возрасте 5-7 лет происходит становление произвольности поведения и психических процессов, что является важной психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода: действия ребёнка становятся осознанными. Понимая своё поведение, дошкольник приобретает способность строить его в зависимости от сложившейся социальной ситуации и действовать осознанно и произвольно. [2]. Со старшего дошкольного возраста актуально воспитывать у детей бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, осознание ценностной оценки результатов работы, воспитание бережного отношения к труду взрослых.
В-третьих, старшим дошкольникам становятся доступными базовые нравственные понятия о хорошем, плохом, красивом, некрасивом, добром, злом. Формируются нравственные понятия о честности, доброте, сопереживании, взаимопомощи, умении подчинять свои желания возможностям и пр. Эти особенности сознания старших дошкольников показывают возможность приобщения детей к истокам экономических знаний. Нравственные представления дошкольников формируются под влиянием оценок значимого взрослого в контексте конкретных поступков окружающих, а также сказочных и литературных персонажей.
Рассмотрим аспекты формирования основ финансовой грамотности дошкольников:
| Положительные аспекты | Корректируемые отрицательные аспекты развития дошкольников |
Труд взрослых: |
Отсутствие понимания ребёнком основополагающей роли труда в финансовом и материальном благополучии семьи. |
Потребности: |
Неумение (сложности) ребёнка отличить существенные потребности от несущественных. |
Нравственное развитие и черты характера: |
Негативные черты характера детей: эгоизм, жадность, неряшливость, равнодушие, нетерпеливость. |
Кругозор: |
Отсутствие представлений ребёнка о финансовой стороне быта семьи (знания о профессии родителей, формировании семейного бюджета, доходах и расходах семьи). |
Мышление: |
Отсутствие простых экономических понятий у ребёнка, и формирование этих понятий посредством включения их в сюжетно-ролевые игры, образовательную деятельность детей. |
Таким образом, формирование элементарных основ финансовой грамотности актуально в старшем дошкольном возрасте и обусловлено их возрастными особенностями. При этом, важно учитывать тот факт, что не все дети старшего дошкольного возраста готовы к абстрактным понятиям, связанным с деньгами, что может вызвать их перегрузку сложными терминами. Воспитание финансовой грамотности у детей должно рассматриваться не как отдельный изолированный процесс, а интегрироваться в различные аспекты их жизни и развития, включающей также духовно-нравственные и социальные аспекты.
В связи с тем, что дошкольник получает свой первый экономический опыт в семье, формирование основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями).
С целью выявления отношения и готовности родителей к формированию у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности проведено исследование, в котором участвовали родители дошкольников 5-7 лет. Опрос был анонимный. В анкетировании приняло участие 36 родителей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
75% родителей (законных представителей) считают, что первоначальные представления о финансовой грамотности нужно начинать формировать со старшего дошкольного возраста. Важными составляющими финансовой грамотности дошкольников по результатам опроса являются: на первом месте - умение считать (83,3%), понимание потребностей определять разницу между «хочу» и «надо» (83,3%), на втором месте - логическое мышление (80,6%) и, на третьем месте – полезные экономические привычки (бережливость, экономность) (58%). Таким образом, родители применительно к дошкольному возрасту финансовую грамотность рассматривают с точки зрения совокупности знаний, умений и навыков, которые формируются у детей и позволяют им ориентироваться в элементарных экономических процессах.
Большинство родителей (66,7%) указывают на важность формирования основ экономических представлений в этом возрасте, объясняют детям элементарные экономические понятия на доступном для ребёнка языке, что такое «доход», «расход», «бюджет семьи». При этом 41% родителей прививают детям первоначальные экономические навыки в быту, 47% - иногда, 11% - не прививают.
94% опрошенных родителей рассказывают детям о своей профессии. Большинство детей (53,3%) имеют разовые трудовые поручения и 46,7% имеют постоянные обязанности дома.
Родители отмечают, что 92% дошкольников имеют собственные деньги, из них 19% на регулярной основе. По мнению 72% родителей формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности дошкольников должно строиться совместно родителями и педагогами детского сада.
Таким образом, результаты исследования показали, что большинство родителей воспитанников заинтересованы в формировании основ финансовой грамотности детей, но многие из них видят лишь её «экономическую» составляющую: обучение навыкам счёта, логике, расширение кругозора. Важно показать родителям и другие аспекты основ финансовой грамотности: воспитывать в детях бережливое отношение к вещам, природе и природным ресурсам, показать взаимосвязь труда, экономики и нравственности. Работа по экономическому воспитанию невозможна без участия родителей, поскольку первым источником по воспитанию экономических знаний у ребёнка становится его семья. Важно отметить, что для совершенствования экономического воспитания детей дошкольного возраста требуются совместные скоординированные усилия педагогов и родителей.
Список литературы
- Шатова А.Д., Аксёнова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет / Министерство образования и науки Российской федерации.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5-7 лет /А.Д.Шатова. – М: Вентана-Граф, 2015 – 176 с.
- Современные подходы к формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Красноперова И.В. // Вестник Шадринского педагогического государственного университета, № 5 (57), 2003г.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Финансовая_грамотность.