Ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Именно в детском саду ребята знакомятся с многообразием профессий. Через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации дети узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей, темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируются система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, ближе познакомиться с их рабочими местами, узнать их профессиональные обязанности.
Использование игровых технологий по ранней профориентации помогает дошкольникам научиться быть инициативными в выборе деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.
Правильно спланированная педагогом совместная деятельность с детьми, превращает игру в обучающий инструмент. Благодаря этому у детей появляется море возможностей для расширения своих знаний, опыта и интересов. Через игру дети открывают мир новых профессий.
Знакомство детей с миром профессий способствует формированию не только теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, показать важность каждой профессии.
В нашем детском саду ведётся активная работа по ранней профориентации детей. Педагогами были разработаны 5 центров, которые расположены в разных уголках детского сада: «Теремок-тур», «Игротека», «Дом профессий», «Дом здоровья» и «Новгородика». Каждый центр знакомит детей с удивительным миром профессий.
Ребятам старшего дошкольного возраста со своим воспитателем предлагается отправиться в путешествие, в конце которого им необходимо открыть загаданное слово по теме профессии. Группе выдаётся маршрутный лист, в котором указана очерёдность посещения центров. В каждом центре ребята получают задания, за выполнение которых им выдаётся ключ. Задания для центров педагог готовит заранее. Каждый ключ даёт право открыть одну букву в загаданном слове.

По завершению путешествия ребят ждёт сюрпризный момент, который педагог выбирает сам. В данном мероприятии допускается участие нескольких групп (команд).
Таким образом, внедряя в свою образовательную деятельность такие формы работы, мы помогаем заложить основы для дальнейшего профессионального самоопределения ребёнка и выбора его будущей профессии. Ранняя профориентация позволяет подвести детей к важному выводу, что труд и профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Литература
- Соколова, Л. В. Познание мира профессий через игру / Л.В.Соколова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8544/.
- Гаврилова Н.Б., Кулебина Н.А., Рыбенко Н.А., Макаренко Л.В., Мосина, М.В.
- Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018 – № 1 (1). – С. 13-15.
- Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017 – № 2