Введение
Развитие общества определяется в первую очередь уровнем здоровья людей.
Навыки здорового образа жизни, культурного отношения к своему здоровью необходимо формировать с детства.
Проблема усиления совместной деятельности школы и семьи по укреплению здоровья детей остается по-прежнему необычайно актуальной, требующей системной деятельности по формированию у детей навыков здорового образа жизни, грамотного и культурного отношения к собственному здоровью.
Школа и семья выполняют стратегическую миссию природосообразности воспитания растущего человека, сохранения его здоровья. Педагоги и родители последовательно готовят маленького человека к предстоящей самостоятельной жизни, которая потребует от него напряжения всех сил. Они «оснащают» его, как корабль к дальнему плаванию, самым необходимым и важным – развитой способностью «править собой» и сознательно строить свою жизнь в мире, сохраняя, усиливая и преобразуя мир в своей душе.
Образование и семья по своей природе призваны снижать все прочие «факторы риска» для здоровья ребенка, возникающие в его жизни, вооружать его способностью противостоять им, то есть помочь растущему человеку выработать у себя ресурс жизнеустойчивости. Семья и школа в позиции партнерских отношений ответственны за сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие у них здоровьесберегающей стратегии жизни. Эффективность этой важной работы зависит от того, как складываются отношения между учителями и родителями, от правильного взаимодействия школы и семьи, от целенаправленной организованной совместной работы родителей, учителей начальных классов.
Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни, особенно в школьный период, являются систематические занятия физкультурой и спортом.
Физическое воспитание формирует здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка. Одной из главных направлений физического воспитания – оздоровление ребёнка, что способствует сохранению и укреплению его здоровья. Также физическое воспитание включает в себя образовательное и воспитательное направления.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей, а это создаёт условия для физического совершенствования. Развитие и совершенствование всестороннего физического воспитания учащихся, его воздействия на организм – процесс долгий и сложный, поэтому тщательное планирование учебного материала в образовательных учреждениях имеет огромное значение, оно предполагает распределение физических упражнений и приёмов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определённый отрезок времени. Учебно-воспитательная работа в школьном образовательном учреждении – это систематическая, постоянная, чётко направленная деятельность. Этим требованиям должна соответствовать и организация занятий по физическому воспитанию.
Процесс совместной работы учителя с родителями по формированию здорового образа жизни младших школьников через содержание и средства физического воспитания наиболее эффективен, если будет:
- проводиться активная целенаправленная работа с родителями по физическому укреплению здоровья школьников;
- воспитываться ценностное отношение детей к здоровью и здоровому образу жизни путем развития педагогических и гигиенических знаний;
- разработаны и внедрены в учебный процесс начальной школы мероприятия, позволяющие укрепить физическое развитие детей, способствующие формированию здорового образа жизни.
Внедрение систематических совместных мероприятий родителей с учащимися улучшает отношения родителей с учителем и детьми, повышает интерес школьников к занятиям физической культурой, способствует формированию здорового образа жизни.
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, отвечает В.А.Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам».
Общешкольная спортивная игра «Папа и я!»
Место проведения: школьный спортзал.
Участники: 18 мальчиков с 1 по 4 классы, их папы, разделенные на три команды.
Жюри: мамы.
Цель: Пропаганда массовой физической культуры и организация активного досуга учащихся и их родителей.
Задачи:
- приобщение учащихся к занятиям спортом и здоровому образу жизни;
- развивать силовые, скоростные качества, выносливость, координацию, а также сочетаний этих групп способностей;
- приучать управлять своими эмоциями, совершенствование волевых качеств.
В программу включены конкурсы, эстафеты.
Ведущий: В зал приглашаются команды-участники. Приветствуем их!
Команды строем под звуки марша и аплодисменты болельщиков входят в спортивный зал и выстраиваются полукругом перед судейским столиком.
Ведущий открывает праздник, приветствует всех собравшихся:
«Здравствуйте, дорогие мамы, папы и ребята! Здравствуйте, дорогие болельщики и гости! Сегодня в школьном спортивном зале состоится необычайное состязание «Папа и я!», посвященное Дню отца. К соревнованиям допускаются мальчики и их папы, обладающие полным боевым снаряжением: метким словом, вниманием, волей, терпением, выдержкой, юмором, вежливостью, смекалкой. Сегодня сражаются лучшие из лучших!
Ученик:
- Самый могучий
И справедливый,
С голосом громким
И мягкою гривой.
Нет никого
Сильнее на свете,
Нет никого
Вернее на свете.
Самый могучий
И справедливый,
С голосом громким
И мягкою гривой.
Думаешь, лев
С тяжёлою лапой?
Нет, это… (хором) – папа.
Ведущий: Общешкольную спортивную игру «Папа и я!», посвященную Дню отца считаю открытой.
В программу включены конкурсы:
- «Психологическая атака»,
- «Пирамида»,
- Викторина «В мире спорта» и эстафеты: «Веселый бег», «Плывем брасом»,
- «Парная эстафета с мячом», «Разведчики», «Сороконожка с обручами», «Наездники - тачка», «Сороконожка».
За победу в эстафетах команда, занявшая первое место получает 3 очка, за второе – 2 очка, за третье место - 1 очко, в случае ничейного счета, команды получают по 1 очку.
Жюри объявляет результаты после каждого состязания и подводит итог спортивной игры.
Ведущий представляет жюри…
Жюри:
Собрались мы сегодня вместе,
Чтоб отметить праздник мужчин.
Смелым, умным, отважным и добрым –
Вот таким хочет видеть вас сын.
Всем покажете ваши вы знанья,
Силу, ловкость, сноровку в борьбе.
Вы дерзайте, наши мужчины,
И уверены будьте в себе!
Для начала поприветствуем команды самых смелых и отважных пап и не менее смелых и шустрых ребят. Итак, команда «Смелые!», «Дружные!», «Отважные!».
Команды называют свой девиз.
Команда «Смелые»:
Мы мужчины смелые
На месте не сидим.
Спортом увлекаемся,
Сегодня победим!
Команда «Дружные»:
На старт выходят «Мужики»,
Команду дружную собрав.
Мы на олимп путь совершим
Сегодня всех мы победим!
Команда «Отважные»:
Мы отважные бойцы,
Победить мы вас должны!
Смело вперёд!
Цель нас зовёт!
Радостно сердце поёт!
Ведущий: Начнём нашу спортивную игру с разминки.
Под музыкальное сопровождение проводится разминка.
Ход состязаний
Древние греки считали: если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай. Я позволю себе добавить: если хочешь быть весёлым – бегай!
1. Эстафета «Весёлый бег»
Самая простая эстафета. Команда строится в колонну по одному (сын – папа) за линией старта. По сигналу первый участник бежит до поворотного флажка и возвращается на старт, где передаёт эстафету следующему. Побеждает та команда, чей последний игрок первым достиг финиша.
Ребята, как будущие мужчины, солдаты и командиры, вы должны с детства воспитывать в себе такие качества, как умение дружить, держать слово, быть смелыми, мужественными, благородными и добрыми. От каждого из вас будет зависеть, какой быть нашей армии. А чтобы быть настоящим солдатом, надо учиться и уметь делать всё. Вот послушайте историю.
«В одном взводе шло обсуждение заметки из газеты о том, как рядовой Иванов спас тонущую девочку. Командир спрашивает:
- А какими качествами должен был обладать рядовой Иванов, спасший девочку?
- Мужеством, - отвечает один солдат.
- Решительностью, отвечает другой.
- Выносливостью, - говорит третий.
- Смелостью, - говорит четвертый.
- Правильно, молодцы, - хвалит командир. И вдруг один солдат говорит:
- По-моему, рядовой Иванов должен был еще уметь плавать».
Ребята! Теперь вы поняли, что можно в душе мечтать совершить подвиг, но грош цена этим мечтателям, если ты слабый, трусливый и ничего не умеешь.
Вы, наверное, слышали от своих пап и дедушек о солдатской службе.
2. Эстафета «Плывём брасом»
Команда строится в колонну по одному (сын – папа) за линией старта. По сигналу первый участник бежит до поворотного флажка имитируя плавание способом «кроль» и возвращается тем же способом на старт, где передает эстафету следующему. Побеждает та команда, чей последний игрок первым достиг финиша.
3. Эстафета «Парная эстафета с мячом»
Инвентарь: 2 резиновых мяча, 2 листа фанеры или картона.
Первые пары команд – соперниц кладут на небольшой лист фанеры или картона обычный мяч. Задача: пробежать с листом фанеры, как с носилками, до поворотного флажка, не уронив мяч, вернуться обратно и передать лист следующей паре, а самим стать в конец колонны. Эстафета заканчивается, когда лист с мячом снова оказался в руках у первой пары.
4. Викторина «В мире спорта»
Каждой команде задается по три вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, очки суммируются.
Вопросы 1-й команде:
- Эти спортсмены мастерски делают стойки на руках, перевороты – вперед, назад и в сторону. (Акробаты)
- Дети играли, перекидывая ракетками через сетку волан. Назовите игру. (Бадминтон)
- В каких видах спорта используется музыка? (Фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание)
Вопросы 2-й команде:
- Этим спортсменам требуется большая ловкость, умение быстро плавать, выпрыгивать из воды за высоко летящим мячом. (Водное поло)
- Ранее эта игра называлась «Корзина – мяч». Что это за игра? (Баскетбол)
- Какая одежда используется во время борьбы? (Широкая рубаха и свободные брюки – кимоно. Борьба проходит без обуви)
Вопросы 3-й команде:
- Этим спортсменам большая скорость не в диковинку. О себе они говорят так: «Из-за неба, из-за туч я вниз качусь». (Горнолыжники)
- Приближаясь к огневому рубежу, лыжник заранее замедляет ход, успокаивается, чтобы рука не дрожала. Назовите вид спорта. (Биатлон)
- В каком спорте используется транспорт? (Мотогонки, авторалли, картинг, велогонки и другие).
5. Эстафета «Разведчики»
Инвентарь: 5 обручей для каждой команды, в зависимости от дистанции, и по 2 волейбольных мяча.
Обручи должны быть расположены на полу так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Причем они могут лежать не на прямой линии. Участники делятся на пары (папа и сын). Задача каждой пары «разведчиков» пронести «трофей» - волейбольные мячи, прыгая из «окопа в окоп» (из обруча в обруч), сначала до поворотного флажка, затем обратно. Вернувшись к себе в команду, игроки передают «трофей» следующей паре игроков. Побеждает команда первой и без штрафных очков выполнившее задание.
6. «Сороконожка с обручами»
Инвентарь: для каждой команды – 3 обруча, скакалка, стойка.
Участники делятся на пары (папа и сын), берутся одной рукой за скакалку. По сигналу первая пара начинает движение вперед, пролезая змейкой через обручи, которые, держат вертикально в руках судьи (помощники – дети), стоя боком к направлению движения. Не отпуская скакалку из рук, добежав, таким образом, до поворотного флажка, участники огибают её и возвращаются назад тем же способом и передают эстафету следующей паре. Побеждает команда первой и без штрафных очков выполнившее задание.
7. Эстафета «Наездники – тачка»
Команды делятся на пары (папа и сын) и принимают и.п. за линией старта: Сын – упор лежа, папа - берет сына за ноги (голень). По сигналу первая пара игроков передвигается в таком положении до поворотного флажка, а обратно папа несет сына на спине (как получится, главное, чтобы ноги не касались пола). Как только пара пересекает линию финиша, стартует вторая пара игроков и т.д. Побеждает команда первой и без штрафных очков выполнившее задание.
8. Конкурс «Психологическая атака»
Участвует одна пара от команды. Задание – сбить мячом кегли с криком «ура!». У каждой команды шесть попыток (3 у папы и 3 у сына). Каждое попадания приносят команде 1 балл, промах – 0 баллов. Баллы суммируются. Побеждает команда, набравшая в сумме больше баллов, т.е. за 1 место – 3 балла, за второе – 2 балла, за 3 – 1 балл.
9. Эстафета «Сороконожка»
Команды взявшись за руки, причем одна протянута вперед, другая под ногами назад, команда должна пробежать до поворотного флажка и обратно, не расцепляясь. Зачет проводится по последнему участнику. Расцепление рук не допускается, команда получает штрафной балл, если не исправит ошибку.
10. Конкурс «Пирамида»
Командам дается 3 минуты для того, чтобы построить спортивную пирамиду. Участвуют игроки всей команды. Пирамида оценивается по десятибалльной системе (как в гимнастике).
Пока жюри подводит итоги игры ученики первого и третьего классов школы дарят всем участникам, гостям и болельщикам песню «Лучше папы друга нет», слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева.
Награждение победителей и участников игры.
Фото на память.
Спасибо всем. До новых встреч!