Формирование российской гражданской идентичности обучающихся посредством школьного медиацентра

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


1. Актуальность Проекта

Общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества.

Проведенный в 2023 году Институтом гражданской идентичности РГУ им. А.Н.Косыгина социологический опрос по исследованию духовных ценностей молодежи показал, что в глазах современной молодежи такой индикатор гражданской и социальной идентичности как доверие государственным и социальным институтам, у 40% участников исследования не вызывает доверия [7].

Формирование общероссийской гражданской идентичности - это генеральное направление реализации государственной политики РФ на территории Ставропольского края [8]. Проблемы формирования общероссийской гражданской идентичности наиболее остро проявляются у молодежи полиэтничного и поликультурного Северного Кавказа. Так, полученные в Северо-Кавказском федеральном университете результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что у молодежи Северного Кавказа не в полной мере сформирована общероссийская гражданская идентичность [6,С.70, С.81].

В современном мире средства массовой информации играют важную роль в формировании российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации. От содержания информации и методов ее освещения зависит воспитание будущего поколения, формирование уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. Исследования современных ученых [3, С.21] свидетельствуют, что многие молодые люди не готовы ставить интересы коллектива и страны выше собственных, нести ответственность за страну, защищать ее. Такая ценностная нормативная характеристика как «осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире» на высоком уровне развита только у 4% опрашиваемых, на среднем у большинства (54%), и на низком уровне тоже у большого количества - 42%.

Поэтому задача нашего проекта состоит в том, чтобы научить подрастающее поколение осознавать общекультурные и национальные ценности, правильно воспринимать и анализировать информацию СМИ, выражать свою точку зрения на происходящее посредством овладения медиа-технологиями. Что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня гражданской идентичности обучающихся.

С другой стороны недостаток доступа обучающихся к современным технологиям затрудняет овладение медиа-технологиями, а также поиск и использование актуальной информации для выполнения проектов и заданий. В результате, учащиеся не могут полностью реализовать свой творческий потенциал, а также не могут получить высококачественное образование. По результатам исследования Самарским ГСПУ направлений формирования медиакомпетенций у школьников и студентов [5, С.4-5] характерными проблемами обучающихся и педагогов являются: неумение ориентироваться в определении достоверных источников информации, нет опыта работы с официальными данными; имеются пробелы в правовых основах размещения информации в сети, во владении этическими нормами; недостаток знаний в области медиабезопасности; недостаточный уровень владения технологиями создания медиапродуктов, инфографики, сайтов. Одновременно родительское сообщество испытывает потребность в развитии медиа- и ИКТ-компетентности, в создании группы родительского комитета в соцсетях. Доступ к освоению современными медиатехнологиями обеспечит дальнейшую социализацию как обучающихся обычных классов, в том числе и одаренных, так и детей с ОВЗ и инвалидностью и «группы риска». В результате медиа-образования у участников образовательного процесса будут сформированы умения работы с достоверными источниками информации, повышен уровень этических и правовых знаний, знаний в области медиабезопасности; сформированы навыки овладения технологиями создания медиапродуктов, инфографики, сайтов.

Участие в значимых для гимназии конкурсах, олимпиадах, грантах, мероприятиях и конференциях, предполагающих предоставление видео продуктов медиа направленности, не всегда бывает отмечено призовыми местами, наградами, грантами. Повышение уровня медиа компетенций обучающихся, их родителей и педагогов будет способствовать повышению качества видеопродуктов и видеосюжетов, школьных презентаций, фильмов, роликов для предоставления на конкурсы, гранты, олимпиады, конференции и т.д., для родительских собраний, групп в мессенджерах, что приведет к успехам в конкурсах, олимпиадах, грантах, мероприятиях и конференциях.

Именно в этом и уникальность нашего проекта: современными популярными медиаформатами, с привлечением практиков медиасферы, мы решаем три взаимосвязанных проблемы: невысокий уровень медиаграмотности школьников, их родителей и педагогов, недостаточный уровень сформированности гражданской идентичности обучающихся, низкая продуктивность участия медиапроектов гимназии в конкурсах и грантах.

2. Основные целевые группы

  1. Обучающиеся МБОУ гимназии № 11 г. Пятигорска, представляющие школьный медиацентр (актив) (18 чел.). Обучающиеся обычных классов гимназии, в том числе одаренные дети (5-11 классы: 619 чел.). Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью (18 чел.). Обучающиеся «группы риска» (22 чел. - малообеспеченные; опекаемые; состоящие на учете).
  2. Родители (законные представители) целевой категории детей (600 чел.).
  3. Педагоги гимназии (60 чел.).

3. Цели и задачи Проекта

Основной целью Проекта является создание условий доступа к современным медиатехнологиям, обеспечивающим формирование российской гражданской идентичности обучающихся гимназии 5-11 классов и развитие медиа-компетенций у обучающихся, их родителей и педагогов посредством практической деятельности школьного медиацентра.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

  • Формирование российской гражданской идентичности обучающихся гимназии, принадлежности к общности граждан Российской Федерации посредством школьного медиацентра;
  • Повышение уровня медиаграмотности обучающихся гимназии, их родителей (законных представителей), педагогов;
  • Повышение продуктивности участия медиа-проектов гимназии в конкурсах игрантах.

4. Ожидаемые результаты

1. Формирование российской гражданской идентичности обучающихся гимназии, принадлежности к общности граждан Российской Федерации;

Качественные:

Сформированы навыки российской гражданской идентичности у 100% обучающихся:

  • соблюдают нормы родного языка в общении;
  • проявляют общепринятые нормы поведения;
  • соблюдают уважительное отношение к представителям различных национальностей;
  • участвуют в общественно-политической жизни общества;
  • бережно относятся к окружающей природе;
  • готовы конструктивно разрешать конфликты;
  • ведут здоровый образ жизни.

Количественные:

Анкетирование 5-11 классов по формированию общегражданских ценностей - предполагается 600 обучающихся-анкетируемых, 20 обучающихся и взрослых, проводящих опрос.

Высокая включенность обучающихся в событийное пространство гимназии - не менее 70% учащихся принимают участие в гимназических событиях.

2. Повышение уровня медиаграмотности обучающихся гимназии, их родителей (законных представителей), педагогов

Качественные:

Подростки приобретут начальные навыки профессии тележурналиста, оператора, режиссера, узнают историю, виды и формы СМИ, виды жанров телевизионной журналистики, научатся собирать и обрабатывать информацию, сформируют свою жизненную позицию.

У участников проекта будут сформированы умения работы с достоверными источниками информации, повышен уровень этических и правовых знаний, знаний в области медиабезопасности; сформированы навыки овладения технологиями создания медиапрордуктов, инфографики, сайтов.

Сформированы умения работы с достоверными источниками информации, повышен уровень этических и правовых знаний, знаний в области медиабезопасности.

Сформированы навыки овладения технологиями создания медиапродуктов, инфографики, сайтов.

Сформированы умения:

  • создания медиаконтента различной направленности разнообразными технологическими средствами;
  • использования разработанного медиаконтента в учебном процессе.

Проведена профилактика негативного воздействия интернета на обучающихся.

Созданы условия для реализации ФГОС в части проектной деятельности.

Количественные:

  • Реализация программы внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» для 5-11 классов, 34 часа в год - ежегодно порядка 60 обучающихся.
  • Дистанционное (онлайн) обучение бесплатное по медиатехнологиям (курсы «Интуит») - самообразование - ежегодно 5 обучающихся; 5 взрослых.
  • Цикл мастер-классов по журналистике для родителей и педагогов (по желанию): 2 мастер-класса, 1 ведущий - из родителей; участников - 15-20 взрослых.
  • Консультационная поддержка. Консультации по вопросам разработки и реализации проекта: 5 консультантов - взрослые. 30-50 консультаций.

3. Повышение продуктивности участия медиапроектов гимназии в конкурсах и грантах

Качественные

МБОУ гимназия №11 г. Пятигорска, обучающиеся, их родители (законные представители), педагоги будут активными участниками и победителями школьных, городских, краевых и всероссийских конкурсов.

Количественные

Мастер-классы, семинары по медиатехнологиям: 1-2-х обучающих семинара по подготовке и оформлению видеопродуктов. 1 ведущий - из родителей-волонтер; участников - 15 обучающихся; 10 взрослых.

Онлайн мастер-классы по подготовке к участию в конкурсах, грантах. На платформе ВК. Дистанционно. Участников - 10 обучающихся; 5 взрослых.

Изучение Вебинаров по подготовке и оформлению материалов на грантовые конкурсы. Участники - взрослые, участники конкурса, - 10-15 чел.

Создание фото- и видеопродуктов гимназии, в том числе для родительских собраний, групп в мессенджерах. Еженедельный выпуск видеопродукта в соцсетях гимназии; 4 раза в месяц; в год - 48 материалов. Участники - родители, заинтересованные в реализации медиапроектов, около 15-20 чел.

5. Продвижение проекта

Практические мероприятия по продвижению проекта: ежедневные публикации о проекте в сети Интернет, соцсетях; привлечение друзей, родителей, педагогов к информированию о проекте, к репостированию. Авторы публикаций - актив медиацентра (18 чел.); взрослые - 15 чел.; охват аудитории - порядка 600 человек и более.

Список литературы

  1. В Северо-Кавказском федеральном округе прошли образовательно-просветительские мероприятия по вопросам формирования гражданской идентичности и межнационального согласия - URL:https://nsportal.ru/shkola/raznoe/librarv/2021/11/18/v-severo-kavkazskom-federalnom-okruge-proshli-obrazovatelno (дата обращения: 27.01.2025).
  2. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: монография / И.В.Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2013. - 243 с.
  3. Иванова Е.А., Жилинская М.С. Уровни сформированности гражданской идентичности у студентов с гуманитарной направленностью обучения. Современное педагогическое образование. №2, 2022 [СПО]. С. 19-24.
  4. Кортиева Д.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2008. №70-2. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnvh-orientatsiv-podrostkov-v-protsesse-mediaobrazovaniya (дата обращения: 27.01.2025).
  5. Направления формирования медиакомпетенций у самарских школьников и студентов/ Болдырева Т.В., Борщева Н.Н., Кветкин П.Д., Щеголькова О.В. Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия СПО «Гуманитарный научный журнал». Электронный научный журнал. 2023, №4, часть 1 ISSN 2078-9661 С. 3-12.
  6. Общероссийская гражданская идентичность молодежи Северного Кавказа: основные вызовы и риски конфликтности/ Е.А.Авдеев, С.М.Воробьев, (г. Ставрополь, СКФУ). ПОЛИТЭКС. 2021. Том 17, № 1. С. 69-86.
  7. Общероссийская гражданская идентичность на Юге России. Анализ мер и предложения по Южному федеральному округу и Северному Кавказу: аналитический доклад. - М.: Институт Наследия, 2020. - 93 c. - URL: https://heritage-institute.ru/wp-content/uploads/2020/07/obshherossiiskava-grazhdanskava-identichnost-na-vuge-rossii.pdf (дата обращения: 27.01.2025).
  8. Пристанская О.В., Кочетова В.С. Уроки медиабезопасности для школьников и родителей. Методическое пособие для Уполномоченных по правам ребенка [Текст] / О.В.Пристанская, В.С.Кочетова. - М., 2011.
  9. Социологические исследования. Институт гражданской идентичности - URL: https://identitas.ru/soc/(дата обращения: 27.01.2025).
  10. Степень сформированности гражданской идентичности у населения Северо­Кавказского федерального округа: социологические данные и теоретический анализ - URL: https://ozlib.com/928806/ekonomika/stepensformirovannostigrazhdanskovidentichnostinaseleniv
  11. aseverokavkazskogofederalnogookruga s(датаобращения: 27.01.2025).
  12. Формирование общероссийской гражданской идентичности – основноенаправление госполитики на Ставрополье. - URL: https://stapravda.ru/20120327/formirovanieobscherossivskovgrazhdanskovidentichnostiosnovn59557.html (дата обращения: 27.01.2025).
  13. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийскогоисследования / Г.У.Солдатова, Т.А.Нестик, Е.И.Рассказова, Е.Ю.Зотова. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.
  14. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейноймедиаграмотности. Научно-популярное издание. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. -184 с.