Применение практико-ориентированного подхода к изучению иностранного языка в профессиональной деятельности в колледже

Разделы: Иностранные языки

Класс: 11


В современных условиях подготовки специалистов среднего профессионального образования и текущей жизни, поступая в колледж, обучающиеся нацелены на получение конкретной полюбившейся им профессии и специальности, которые интересны для них и именно поэтому выбраны ими. Изучая иностранный язык, знакомясь с иностранной профессиональной литературой других стран по своей специальности, обучающиеся обогащают свои теоретические и профессиональные знания. При этом, развитие профессиональных навыков и совершенствование практического опыта по специальности, в определённой степени, могут быть достигнуты и усилены путём изучения и овладения дисциплиной “Иностранный язык в профессиональной деятельности” и именно для этого целесообразно использовать подход к освоению иностранного языка. Практико-ориентированный подход нашёл применение в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы “Московский образовательный комплекс “ЗАПАД”, в частности, в обучении учащихся в группах по профессии среднего профессионального образования «Повар, кондитер» и по специальности «Поварское и кондитерское дело».

Практико-ориентированный подход предполагает получение знаний по иностранному языку на основе активной профессиональной деятельности обучающихся и их личной заинтересованности в приобретении знаний. Использование практико-ориентированного подхода к обучению способствует более полному овладению иностранным языком как средством общения в условиях профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельностью учащихся. Под практико-ориентированным проектом, в данном случае, понимается работа над практическим решением проблемы путем проектной профессиональной деятельности обучающихся и применение на практике приобретенных ими знаний. При этом, помимо обучения иностранному языку и развития речевых навыков, огромное значение имеет совершенствование практической подготовленности обучающихся и обеспечение условий комплексного применения имеющихся у них профессиональных знаний.

Использование этого вида проекта действительно способствует более полному овладению иностранным языком как средством профессионального общения в реальных условиях, а также позволяет совершенствовать само мастерство. И именно профессиональное обучение призвано раскрыть и развить способности и задатки обучающихся, а также содействовать и помогать их творческому саморазвитию. И исключительно, и несомненно путем практической деятельности в учреждениях среднего профессионального образования расширяется кругозор учащихся, закрепляются и совершенствуются полученные ими новые знания, навыки и умения и идет рост будущих специалистов.

Практико-ориентированный проект был реализован в ГБПОУ города Москвы «Московский образовательный комплекс ЗАПАД» обучающимися, которые в будущем будут работать поварами, кондитерами, а также специалистами по поварскому и кондитерскому делу. На занятиях была выбрана тема урока - «Приготовление блюда по английскому рецепту с комментариями на английском языке в процессе приготовления и с одновременным переводом». Была определена доминирующая проектная деятельность - прикладная, то есть, практико-ориентированная, означающая, что продукт этой деятельности можно применить в нашей реальной жизни или в обучении, а также поставлена цель проекта - совершенствование профессиональной коммуникации на иностранном языке и развитие речевых навыков в области профессиональной деятельности. По своей типологии это – межпредметный практико-ориентированный проект, проводимый в рамках нескольких учебных предметов и областей знаний, знаний иностранного языка в профессиональной деятельности и знаний, связанных с профессиональными модулями по приготовлению холодных блюд, горячих блюд и закусок сложного ассортимента. В качестве рецептов были подобраны исключительно неадаптированные рецепты английской кухни, взятые прямо из реальной жизни, что даёт возможность провести образовательный процесс более полезным и привлекательным, а также усиливает желание и интерес к изучению иностранного языка и способствует развитию коммуникативных навыков.

Совместно с преподавателем обучающимися были сформулированы и поставлены задачи занятия, выдано задание и проведено его коллективное обсуждение. Для работы над проблемой учащиеся предпочли работать в парах или в небольших группах, а некоторые пожелали выполнять свою работу индивидуально, что способствовало именно их творческому развитию. В процессе подготовки к занятию ими была проведена кропотливая самостоятельная внеаудиторная работа по выбору рецепта блюда из английской кухни, и его приготовление на практических занятиях с комментариями и диалогами на английском языке, а также отработка кулинарных навыков накануне в домашних условиях. При этом именно в умении комментировать приготовление выбранного блюда на английском языке была проявлена степень коммуникативной способности и навыков каждого учащегося, показано умение работать совместно с коллегами, выбирать свой стиль общения в различных производственных и профессиональных ситуациях, а также искусство вести диалог. Одновременно с этим, комментирование выполняемых процессов приготовления блюд при индивидуальной работе оказалось также полезным.

Последовательность выполнения практико-ориентированного проекта «Приготовление блюда английской кухни с комментариями на английском языке и с одновременным переводом» в ходе освоения учебной дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в колледже показана на рис. 1.

Последовательность выполнения практико-ориентированного проекта «приготовление блюда английской кухни с комментариями на английском языке»

Рис. 1. Последовательность выполнения практико-ориентированного проекта «Приготовление блюда английской кухни с комментариями на английском языке» в процессе освоения учебной дисциплиной «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в колледже

Обучающимися были выбраны различные блюда английской кухни, проработаны их рецепты и некоторые из этих блюд, были приготовлены, в частности, «Bread and cheese soup», «Baked aubergine slice», «Tuna Croissants», «Tomato and Garlic Muffin Parcels», «Pork and apple Hot-Pot».

Двое учащихся решили приготовить круассаны с тунцом, «Tuna Croissants». Их комментарий приготовления этого блюда звучал на английском языке следующим образом:

Student A: Today we would like to cook an English dish for you. The name of this dish is “Tuna Croissant”. It is practically suitable for all sorts of occasions. Let’s look at the recipe of this dish.

Student B: Сегодня мы хотели бы приготовить для вас английское блюдо.

Оно называется “Круассаны с тунцом”. Это блюдо подходит, буквально, для всех видов случаев. Давайте рассмотрим рецепт приготовления этого блюда и приготовим его.

Student A: For an unusual packed lunch or picnic, these croissants are delicious.

They will keep moist for several hours, well wrapped. Or they can be warmed through in the oven to serve immediately.

Student B: Это - вкусные круассаны и они отлично подойдут и для необычного готового, в упаковке ланча, и для пикника. Они сохранят свою свежесть в завернутом виде в течение нескольких часов. В домашних условиях их также можно разогреть в духовке и сразу подавать к столу.

Student A: Let’s look at the ingredients for this dish. We need for 4 serves:

  • 4 large fresh croissants,
  • 175g/60z can tuna and sweetcorn in mayonnaise dressing,
  • 8 crisp lettuce leaves,
  • 2 tomatoes, sliced,
  • 30ml/2 tbsp chopped green olives,
  • salt and black pepper.

Student B: Давайте рассмотрим ингредиенты для приготовления этого блюда. На 4 порции нам понадобится:

  • 4 больших свежих круассана,
  • 175 г или 60 унций консервированного тунца и сладкой кукурузы в майонезной заправке,
  • 8 хрустящих листьев салата-латука,
  • 2 помидора, нарезанных ломтиками,
  • 30 мл или 2 ст. л. Мелко нарезанных зеленых оливок,
  • соль и черный перец.

Student A: Now let’s start cooking this dish.

1. First, split the croissants in half horizontally and then warm them through in the oven, if you wish.

Student B: Теперь давайте начнём готовить это блюдо.

1. Сперва разрежьте круассаны пополам по горизонтали, а затем, при желании, прогрейте их в духовке.

Student A: 2. Then place the tuna and sweetcorn in a small bowl and mix well.

Tear the lettuce into large pieces and arrange on the bottom halves of the croissants, then add the tomato slices.

Student B: 2. Теперь положите тунец и сладкую кукурузу в небольшую миску и хорошо перемешайте. Разорвите на крупные кусочки листья салата и выложите на нижние половинки круассанов, а затем добавьте ломтики помидоров.

Student A: The last step of cooking this dish is the following.

3. Spoon the tuna and sweetcorn mixture over the tomatoes and scatter over the olives. Sprinkle with seasoning to taste, then replace the croissant tops and serve at once.

Student B: Последний шаг заключается в следующем.

3. Выложите ложкой смесь из тунца и сладкой кукурузы на помидоры, а затем положите сверху оливки. Теперь посыпьте приправой, как вам нравится, затем накройте круассаны их верхней частью и сразу же подавайте.

Student A: Here’s Cook’s Tip.

Use chopped boiled eggs, peeled prawns, cooked chicken or bacon, mixed with a little mayonnaise, in place of the tuna, if you like.

Student B: А вот совет повара.

Вместо тунца, если вы захотите, используйте нарезанные вареные яйца, очищенные креветки, вареную курицу или бекон, смешав их с небольшим количеством майонеза.

После проведения этого мероприятия учащиеся с преподавателем коллективно обсудили проделанную работу, подвели итоги по приготовлению блюд с учетом комментариев на английском языке и проанализировали полученный результат. В рассматриваемом практико-ориентированном проекте «Приготовление блюда английской кухни с комментариями на английском языке» участвовали обучающиеся нескольких групп. Данная проделанная работа была направлена на совершенствование умения владения совместной профессиональной деятельностью и на совершенствование навыков профессионального общения на иностранном языке. Обучающиеся в разной степени проявили способности и умение согласовывать свои действия с действиями коллег в различных деловых ситуациях, а также практиковать перевод и поддерживать диалог на иностранном языке, что само по себе и является совершенствованием их профессионально-коммуникативной компетенции.

Литература

  1. Смирнова Е.Ю., Смирнов Ю.А. Учебник СПО. Английский язык. М.: Издательство “Просвещение”, 2025, с. 256.
  2. Англо-русский кулинарный словарь Атлас профессий. “My future is in Russia”. https://forum.say7.info/topic5626.html?ysclid=lm8486ol 1c661817396
  3. Culinary Terms / Кулинарные термины. Атлас профессий. “My future is in Russia” https://hmhub.in/culinary-terms/
  4. Alex Barker, Step-By-Step. Cooking. Over 130 Easy-To-Prepare Recipes. London, ULTIMATE. Editions. – 160 p.