Методическая разработка по теме «Использование тематических заданий для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в 8-м классе»

Разделы: Иностранные языки

Класс: 8

Ключевые слова: английский язык


Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации, поэтому формирование читательской грамотности учащихся на уроках иностранного языка является приоритетным направлением учебного процесса в свете реализации обновленных ФГОС. Чем отличается вид речевой деятельности «чтение» от «функционального чтения»? Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Функциональная грамотность – это способность человека пользоваться навыками чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить кредит в банке, прочесть инструкцию, заполнить анкету и т.п.). При формировании читательской грамотности на уроках иностранного языка необходимо развивать следующие умения у учащихся:

  • находить и извлекать необходимую информацию из текста;
  • интегрировать и интерпретировать информацию;
  • осмыслять и давать оценку прочитанному;
  • использовать информацию из текста (для решения практических задач).

При отборе текстов, направленных на формирование навыков функционального чтения, следует руководствоваться следующими критериями:

  • текст должен быть ученику интересен, соответствовать возрастным особенностям;
  • объем текста не должен превышать норму;
  • формат текста должен быть разнообразным: сплошным, несплошным,
  • смешанным, составным;
  • текст должен содержать «факты и мнения»;
  • текст должен быть структурирован;
  • в тексте не должно быть ошибок.

При выборе или составлении заданий следует учитывать следующие требования:

  1. Задания пронумерованы.
  2. К каждому заданию есть чёткая инструкция.
  3. Определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме.
  4. В одном задании не более одного вопроса (где / как).
  5. Шрифт легко читаемый.
  6. Задания соответствуют цели работы.
  7. Задания разного уровня сложности.
  8. Некоторые задания с ответами.

При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа при формировании читательской компетенции учащихся:

  • предтекстовый (Pre-reading);
  • текстовый (While-reading);
  • послетекстовый (Post-reading).

Примеры работы с конкретными текстами 8 класса по английскому языку по учебнику Spotlight, смысловое чтение

1. Предтекстовый этап

Цели для этого этапа: определить речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Текст №1

After crossing the Atlantic, Drake left two ships on the east coast of South America. With the three remaining ships, he then found a new route around the bottom of the continent, but when they reached the Pacific, violent storms destroyed one of the 10 ships and caused another to turn back to England.

In 1577, five ships left Plymouth with Franci Drake and 160 other men on board to sail around the world. Three years later, only one ship, the Golden Hind, returned to England.

Finally, Drake sailed to North America and then crossed the Pacific to the Moluccas Islands in the southwest. Eventually, he sailed round the southern tip of Africa and arrived in England in September 1580. When Drake returned, he was knighted by Elizabeth. He was the first Englishman to sail around the world. He bad made many discoveries and had brought back an amazing fortune in treasure. Next, the Golden Hind sailed north along the coast of South America, attacking Spanish ports. This was because, at that time, the Spanish controlled all the gold from 'The New World' and Drake wanted it. Drake also captured Spanish ships and stole their maps and treasure. The Spanish called him 'The Master Thief of the Unknown World.

Текст 1. Задание №1. Look at the title of the text and say what the text will be about.

Учащимся предлагается посмотреть на заголовок и предположить, о чем будет текст, с которым им предстоит работать: «The master Thief of the Unknown World».

Текст 1. Задание №2. Look at the map. Which continents can you see?

Перед началом чтения текста учащимся предлагается посмотреть на карту и найти континенты, о которых пойдет речь.

Текст 1. Задание №3. Put the parts of the text in the chronological order.

Учащимся предъявляется текст, в котором абзацы стоят не по порядку.

Текст 1. Задание №4. Отработка новой лексики. Чтобы учащиеся смогли видеть в тексте прежде всего знакомые явления, им можно предложить задания в поиске и подчеркивании в незнакомом тексте известных слов.

Vocabulary: on board - на боту, remaining - оставшийся, a route - маршрут, violent - свирепый, ports - порты, treasure - сокровище, eventually - в итоге, fortune - богатство.

2. Текстовый этап

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

Цели этого этапа: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений. Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно.

Текст 1. Задание 1. Отметьте верные/ неверные утверждения: True or false? (формат ОГЭ)

Для развития умения точного перевода и внимательности предлагается задание на соответствие предложенных предложений к действительной информации по тексту.

  1. Three years later, only one ship, the Golden Hind, returned to England.
  2. Violent storms destroyed one of the 12 ships.
  3. The Spanish called him 'The Master Thief of the Unknown World.
  4. When Drake returned, he was knighted by Voctory.
  5. He was the first Englishman to sail around the world.

Текст 1. Задание 2. Answer the questions (ответьте на вопросы). Задание с ответами.

  1. When did five ships leave Plymouth with Franci Drake and 160 other men on
  2. board lo sail around the world? (In 1577)
  3. When did the Golden Hind, return to England? (three years later)
  4. Where did the Golden Hind sail? (north along the coast of South America)
  5. How did the Spanish call him? ('The Master Thief of the Unknown World)
  6. When did he arrive in England? (in September 1580)

Текст 1. Задание 3. Fill in the missing words. «Текст с пропущенными словами». Учащимся предлагаются карточки, на которых написан текст с пропущенными ключевыми словами.

Задание в формате ОГЭ.

In 1577, five ships left with Franci Drake and 160 other men to sail around the world. Three years later, only one ship, the Golden Hind, returned to England. After crossing, Drake left two ships on the east coast of South America. With the three remaining ships, be then found a new around the bottom of the continent, but when they reached the, violent storms destroyed one of the 10 ships and caused another to turn back to ________.

Next, the Golden Hind sailed north along the of South America, attacking Spanish ports.

3. Послетекстовый этап

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности. Цель этого этапа: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений устной и письменной речи.

Текст 1. Задание 1. Read the text and put the sentences about Drake's journey in the correct order. Учащиеся расставляют события в хронологическом порядке.

- Drake left two ships on the east coast of South America.

- Drake sailed around the southern tip of Africa.

- Drake sailed to North America.

- Drake left Plymouth in 1577 with five ships.

- Drake crossed the Pacific to a group of islands in the southwest.

- Drake sailed north along the coast of South America.

- Drake arrived in England in September, 1580.

Текст 1. Задание 2. In pairs, show Francis Drake's journey on the map and label the places he visited. Use the map to present Drake's journey to the class (учащиеся в парах рассказывают по карте о путешествии)

Таким образом, применение на уроках иностранного языка многообразие текстовых упражнений содействует формированию читательской грамотности учащихся и комплексному изучению ключевых видов речевой деятельности и развитию креативного мышления, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.

Еще один пример по тексту №2 в соответствии с представленными выше читательскими умениями.

Текст 2. Задание 1. «Слушаем и читаем»

Учащиеся слушают и одновременно следят по тексту.

Read the text (аудио по учебнику “Spotlight - 8” +текст)

It was two weeks before Christmas, and Mrs. Smith was very busy. She bought a lot of Christmas cards to send to her friends and to her husband's friends, and put them on the table in the living-room. Then, when her husband came home from work, she said to him, 'Here are the Christmas cards for our friends, and here are some stamps, a pen and our book of addresses. Will you please write the cards while I am cooking the dinner?' Mr. Smith did not say anything, but walked out of the living-room and went to his study. Mrs. Smith was very angry with him, but did not say anything either.

Then a minute later he came back with a box full of Christmas cards. All of them had addresses and stamps.

'These are from last year,' he said. 'I forgot to post them’.

Текст 2. Задание 2. «Поиск грамматических форм и конструкций»

Учащиеся находят в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме.

Find all the irregular verbs and put down these verbs in the Present Simple e.g. was very busy, came home, did not say, began, was….(is very busy, come home, does not say ….)

Текст 2. Задание 3. «Ошибки»

Поиск ошибок в написании слов, в построении предложений, грамматических конструкциях.

Find the mistakes.

e.g. does not say, I forgot about (did not say, I forgot)

Текст 2. Задание 4. "Правда или ложь" ("True or false")

Mrs. Smith was very busy.

Mr. Smith went to the garden.

Mrs. Smith was very angry with him.

All Christmas cards had addresses and stamps.

Текст 3. Задание 1. «Озаглавь текст»

Учащиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.

Read the text and give the title for it (ответ: The flower boy)

Mrs. Williams loved flowers and had a small but beautiful garden. In the summer, her roses were always the best in her street. One summer afternoon her bell rang, and when she went to the front door, she saw a small boy outside. He was about seven years old, and was holding a big bunch of beautiful roses in his hand. 'I am selling roses,' he said. 'Do you want any? They are quite cheap. Five pence for a big bunch. They are fresh. I picked them this afternoon.'

'My boy,' Mrs. Williams answered, 'I pick roses whenever I want, and don't pay anything for them, because I have lots in my garden.'...

Текст 3. Задание 2. «Придумай концовку текста».

Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь.

e.g. ... 'Oh, no, you haven't,' said the small boy. 'There aren't any roses in your garden—because they are here in my hand!'

Заключение

Данный методический сборник может использоваться учителями английского языка для развития читательской грамотности на уроках английского языка в 8 классе и при подготовке к ОГЭ. Безусловно, для того, чтобы формировать и развивать читательскую грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания. При этом при составлении заданий на развитие читательской грамотности учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют? Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. Понимание дидактического назначения предлагаемых заданий поможет достичь практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей, которые сегодня стоят перед педагогической общественностью.

Литература и источники

  1. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1
  2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
  3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. - Самара, 2019.
  4. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н.Сметанникова. – Москва: РШБА, 2005. – 512 с.: схемы, табл. – (Профессиональная б-ка школьного библиотекаря). – Текст: непосредственный
  5. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова [и др.]; под общ. ред. Р.Ш.Мошниной. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 79, [1] с.: ил., табл.