Одним из методов формирования УУД является опорные схемы-конспекты. Опорные схемы-конспекты - это особая организация теоретического материала в форме графического изображения. Они позволяют выделять главное и основное в объемном текстовом материале, приучают отыскивать и устанавливать логические связи между разными частями конспекта или схемы. Такой вид деятельности помогает обучающимся хорошо усвоить информацию, а также воспроизвести в памяти пройденное. С помощью ОСК формируются следующие универсальные учебные действия:
- познавательные УУД: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, установление причинно-следственной связей;
- коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника, вести диалог, договариваться;
- личностные УУД: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения.
Кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал в сжатом или развернутом виде - это важные навыки творческого процесса, которые позволяют реализовать требования развивающего обучения. В связи с этим моя задача как учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся активизировать их деятельность, сформировать умения использовать теоретические сведения в практике. Систематическое и грамотное применение опорных схем-конспектов на уроках придают определенную цельность и стабильность сложному процессу обучения. Такой прием облегчает восприятие темы и её понимание.
ОСК я использую на разных этапах обучения: при подаче нового материала с использованием готовых схем-конспектов, при организации самостоятельной работы обучающихся по заполнению предложенных таблиц или дополнению конспекта. Кроме того обучающиеся сами создают схемы, опираясь на теоретический материал. Приведу несколько примеров из моей педагогической практики.
На уроках литературы изучаются художественные тексты, поэтому значимым становится образное и эмоциональное чтение. Читательская грамотность у школьников формируется через опору на текст и внетекстовое знание. В процессе работы с содержательной частью они находят и извлекают нужную информацию, интерпретируют (объясняют и формируют общее понимание прочитанного текста). Такой вид деятельности помогает осмыслить и оценить содержание, а также осмыслить и оценить форму текста. Так, например, после изучения небольших по жанру произведений, применяю технологию продуктивного чтения, где обучающиеся учатся анализировать и понимать прочитанное, а схемы помогают им структурировать содержательную часть и увидеть важные для анализа аспекты. В 5 классе в процессе анализа художественного произведения «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого нами была создана схема, на основе которой обучающиеся смогли дать характеристику персонажам, показать с кем у Жилина сложились хорошие отношения, кто идёт с ним на контакт, а кто настроен враждебно.

Нужно отметить, что обучающиеся не получают сразу схему в готовом виде, они учатся её создавать постепенно с учетом закономерностей и последовательности своих рассуждений под моим руководством. Таким образом, в процессе сопоставления, решения проблемных задач, ребята высказывают свое мнение, учатся понимать точки зрения одноклассников, задавать вопросы, вступать в спор, если с чьим-то мнением не согласны. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с другими художественными текстами.
Используя технологию проблемного обучения, при изучении поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (10 класс), мы также составляли опорную схему-конспект по теме «Система образов в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Опорная схема-конспект по теме «Система образов в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Система образов данной поэмы достаточно сложно устроена. Самое характерное - это многочисленность. Построение системы персонажей связано и с конфликтом поэмы, поэтому данный вид опорной схемы - конспекта помог старшеклассникам осмыслить содержательную часть, а также увидеть, в чем заключается социальный конфликт произведения. На таком уроке я использовала групповую форму работы, чтобы каждый получил больше возможности для продуктивного обсуждения проблемы поэмы, при этом у ребят формируется своя точка зрения, свое видение на поставленный вопрос.
В учебнике при изучении жизни и творчества писателя в старших классах дается объёмный материал. Чтобы его лучше запомнить и детально обсудить на уроке, ребятам дается задание: прочитать вступительную статью и по ней составить структурно-логическую схему на тему «Основные этапы жизни и творчества писателя». Такой вид работы я даю как опережающее задание, и оно выполняется дома. Ребята самостоятельно изучают новый материал, делают практическое задание с помощью путеводителя, составленного учителем. В процессе такой работы, у них формируются умения пользоваться учебной литературой, пользоваться полученной информацией при выполнении конкретных заданий, а также они учатся выделять главное из общей информации. Такое задание можно давать блоками (например, в 11 классе при изучении раздела «Поэты серебряного века»), деля класс на определенные группы.
Моделированию ОСК могут предшествовать или вестись параллельно другие виды работ: сочинение, характеристика персонажей, письменный ответ на вопрос. Так, например, после изучения произведения «Кавказский пленник» (5 класс) для написания сочинения - рассуждения ребятам была дана тема в виде риторического вопроса: «Как проявляется доброта в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? Чтобы обучающиеся справились с новой формой работы, совместно был составлен план, зарисована веерная схема.

Для меня важно научить ребят понимать вопрос, письменно аргументировать свою точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательств. Конечно, не у всех это получается, но если в системе вести такую работу, то результат обучающиеся покажут и на ВПР по литературе, и на ОГЭ при написании сочинения, и на ЕГЭ.
Эффективная работа с опорными схемами-конспектами проходит и на уроках русского языка при изучении орфографии и пунктуации. С их помощью школьники отрабатывают алгоритм действий при выборе буквы или постановки знаков препинания. Такой вид деятельности позволяет школьникам увидеть правило в полном объёме и даёт возможность систематизировать и упорядочить знания. Например, изучая орфограмму «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», ребята рисуют ромашку Блюма. В каждом лепестке прописывается лексическое значение приставки с примером. Простейшая схема быстро запоминается и при необходимости правило восстанавливается в памяти.
Опорные схемы-конспекты представлены во многих печатных сборниках, и они разные по сложности наполнения. Я считаю, что каждый учитель должен для себя выбрать свои схемы, которые понятны обучающимся и помогают в отработке грамотного письма. Так, при изучении темы в 8 классе «Виды связи слов в словосочетаниях», после прочтения теоретической части вместе со мной ребята зарисовывают схему и приводят примеры на каждый вид связи.

При изучении темы «Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными» в 9 классе школьники используют всем известную опорную схему

При выполнении практических заданий ребята графически показывают связь СПП, опираясь на выше представленную схему. Используя такую форму работы, они учатся устанавливать смысловую связь между частями предложений и определять границы расстановки знаков препинания.
Обычно к седьмому классу школьники уже самостоятельно могут составлять опорные конспекты и алгоритмы. Такой вид работы им нравится. Они считают, что при помощи схем гораздо легче запомнить новый материал и применить его при выполнении письменных упражнений, а также увидеть свои пробелы в знаниях. Например, при изучении темы: «Наречие» даю задание: «Составить логическую схему степени сравнения наречий», или при изучении темы: «Причастие» - «Составить логическую схему написания гласных в суффиксах причастий настоящего времени». Эту работу дети выполняют либо индивидуально, либо в паре, зарисовывая полученный результат в тетрадь. Работая в паре, школьники учатся отбирать нужную информацию, договариваться, планируют, распределяют роли, взаимно контролируют действия и поддерживают друг друга. Зрительное восприятие способствует прочному запоминанию, исключая механическое заучивание.
Вот какую логическую схему составили ребята при изучении темы «Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени».

Благодаря опорным схемам, всё, что делается на уроках, приобретает осмысленный характер.
Хотела бы еще остановиться на экзаменационной работе по русскому языку. При написании сочинения-рассуждения: умение верно отвечать на поставленный вопрос и формулировать тезис, приводить доказательства из предложенного текста и делать вывод, - у обучающихся развивается критическое мышление, умение анализировать информацию, выстраивать логические связи между фактами и аргументированно выражать свою позицию. Чтобы структурировать свою письменную работу и понимать последовательность передаваемой информации, предлагаю им опорную веерную схему, с которой они были ранее знакомы. Таким образом, ребята могут самостоятельно изложить материал и проверить не только содержательную часть работы, но и наличие всех структурных компонентов.
Я преподаю русский язык и литературу с 5 по 11 класс. Наиболее эффективная подготовка к ГИА по русскому языку приходится на 9 класс (ОГЭ) и на 10-11 класс (ЕГЭ). Педагогическая практика показывает, что к экзаменам детей нужно готовить с 5 класса. Для того, чтобы работа была последовательной и системной, начиная с 5 класса, обучающиеся заводят специальную рабочую папку, в которой до 9 класса включительно с помощью учителя собирают весь теоретический материал в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Таким образом происходит структурирование изученного материала. В результате логической обработки учебной информации создаются благоприятные условия для формирования у обучающихся обобщенные знания, необходимые для успешной сдачи ГИА.
В заключение хочется сказать, что использование метода составления опорных схем - конспектов оказывает значительное влияние на формирование УУД школьников - тех самых основ, на которых строится умение самостоятельно учиться. У них появляется мотивация к учебной деятельности, они начинают осознавать важность познания и учебы, обретают внутренний стимул к обучению. Работая с опорными схемами-конспектами, дети развивают способность планировать свою учебную деятельность, удерживать цели и задачи, регулировать процесс выполнения заданий, анализировать и корректировать свои шаги. Особое внимание хочется уделить развитию познавательных универсальных учебных действий. Здесь ребята осваивают важнейшие приёмы переработки информации: анализируют, сравнивают, классифицируют материал, работают с символическими средствами и знаковой информацией, совершенствуют логическое мышление. Коммуникативные учебные действия развиваются благодаря совместной работе над созданием схем. Ребята учатся взаимодействовать друг с другом, учитывать мнение партнера, выражать собственную точку зрения, конструктивно обсуждать проблемы и приходить к общему решению.
Мой многолетний педагогический опыт подтверждает, что эта система образовательных мероприятий формирует у детей необходимые компетенции, обеспечивающие успешность освоения новой информации, развитие ключевых способностей, повышение уровня заинтересованности в учебе, а также помогает эффективно развиваться, включаться в учебный процесс и приобретать важные знания и навыки.
Интернет-сайты
- https://katynschool.ru/answers/otnoshenie-tatar-k-zhilinu-i-kostylinu
- https://katynschool.ru/homework/esli-to-slozhnopodchinennye-predlozheniya