Технологическая карта урока географии "Виды условных знаков". 5–6-е классы

Разделы: География

Классы: 5, 6


Тема урока: «Виды условных знаков».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: формирование представления о системе условных обозначений, применяемых при изображении объектов на географической карте.

Задачи урока:
- Рассмотреть основные виды условных знаков;
- Познакомить с вариативностью изображения объектов на географических картах;
- Продолжить формирование предметных и метапредметных результатов при формировании картографической грамотности.

Планируемые результаты урока

Предметные
Давать определение понятиям - условные знаки, легенда карты, Объяснять специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; читать условные знаки.

Метапредметные
Анализировать и обобщать географическую информацию.
Переводить один вид информации в другой.
Способствовать самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого.

Личностные
формированность  учебно – познавательного интереса к изучению предмета географии.

Ресурсы урока: УМК «СФЕРЫ». География. Планета Земля. 5-6 класс, автор А.А.Лобжанидзе. М. «Просвещение», 2017.
Атлас. География 6 класс. М., Просвещение, 2021.

ИКТ на уроке: презентация: «Географическая карта и условные знаки»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

 

1.Мотивация познавательной деятельности (4 мин.)

   

Вопрос: почему географы уделяют такое большое внимание картам?
Информация на карте зашифрована с помощью системы условных обозначений. С этой системой мы и будем сегодня на уроке работать.
Сегодня на уроке вы узнаете:
1.Что такое условные знаки.
2.Что такое легенда карты.
3.Какие существуют способы изображения объектов на географических картах
4. Как классифицируются географические карты.

Предполагаемые ответы: в них содержится много информации, по картам можно путешествовать, в них можно найти разные объекты и т.д.

2.Актуализация необходимых знаний (4 мин.)

Давайте вспомним:
1.Какие изображения земной поверхности вы знаете?
2.Чем рисунок отличается от карты?
3.Чем карта отличается от плана местности?

Предполагаемые ответы:
1) наскальный рисунок, карта, план местности, аэрофотоснимок, глобус
2) карта построена в проекции и масштабе, т.е. там используются математические расчеты, а рисунок рисуется от руки
3) план более подробный, но на нем показан маленький участок территории

 

3.Организация познавательной деятельности учащихся (12 мин.)

1 этап.

План местности. Условные знаки.
1. У человека всегда существовала потребность рассказывать о том, где он был, что видел.
Рассказы о своих и чужих землях часто сопровождали рисунками. Если их разместить на бумаге, то получится простейший план местности.

 
Вопрос классу. В чём достоинства и недостатки древних планов? Предполагаемые ответы: «+» - простые в использовании, «-» - информация показывалась по-разному, так как не была разработана система условных знаков, можно было запутаться и не найти необходимые объекты
2. В средневековье план местности стали наносить на бумагу. Так появились первые рукописные карты.
Посмотрите рукописную карту 1527 г.
Современные топографические карты позволяют определить ширину реки, протяжённость дороги, границы леса и других объектов.
Для создания топографических планов и карт используют современную технику, например, специально оборудованные самолёты.
Фотоснимки, получаемые в результате съемки с высоты полета, называют аэрофотоснимками.

Работа с рисунками 2.7, 2.8 п.12 учебника

3.Точность и подробность изображения объектов местности – важные свойства современных топографических карт.
Но чтобы научиться читать карту, необходимо знать язык карт.
Задание. Составьте из набора слов определения 2-х терминов – легенда карты и условные знаки: символы, объекты, система.

 

Предполагаемые ответы:
легенда карты – система условных знаков, условные знаки – символы, обозначающие объекты на географической карте.

2 этап.

Способы изображения объектов на географических картах.
Вопрос: внимательно рассмотрите условные знаки плана местности в атласе на с. 9. На какие группы по технике нанесения знака вы бы их поделили?
- Качественный фон
- значки
- изолинии
- знаки (линии) движения.

 

3 этап.

Как вы думаете: Зачем необходимо использовать единую систему обозначения географических объектов на карте?

 

Предполагаемые ответы: чтобы найти необходимую информацию, не спутать один объект с другим.

4. Применение новых знаний (17 мин.)

Практическая работа №3
Чтение тематических карт, формирование картографической грамотности.
Цель – выявление сходств и различий изображений географических объектов на разных картах

Результаты работы, заносятся в таблицу.

Вид географических карт атласа

Что изображено?

Способы изображения

1.Физическая карта полушарий

 

 

2.Физическая карта России

 

 

3.Политическая карта мира

 

 

Вывод:

5. Рефлексия (5 мин.)

1. Какой этап урока для вас был самым сложным?
2. Где в повседневной жизни вы встречались с условными знаками?
3. Каким образом данный материал вы можете использовать в жизни?

 

6. Домашнее задание (3 мин.)

П.10-12, записи в тетради. Повторить термины по темам «Изображения земной поверхности», «Масштаб», «Виды условных знаков» (10), будет диктант по терминам.