Дидактический материал по русскому языку (обучение грамоте)

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Классы: 1, 2, 3


Дидактические материалы относятся к прикладной методической продукции и должны соответствовать содержанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям.

Дидактические материалы могут быть представлены в различных видах и использоваться как для визуализации образовательного процесса, так и для выполнения практических работ, самостоятельных работ, а также для выполнения оценочных заданий.

Цель использования дидактических материалов в образовательном процессе - сделать обучение более привлекательным для учащихся, т.к. интерес к учебному процессу способствует лучшему усвоению доносимой педагогом информации. Очень люблю свою работу. Один из видов работы по усвоению нового материала я привожу в этой работе.

Известный педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Развитие мелкой моторики всегда являлось неотъемлемой частью работы учителя. Это направление очень важно в формировании полноценного и успешного человека. Степень развития мелкой моторики рук имеет огромное значение для развития ребёнка в целом. Она влияет на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей.

Очень важно, как мы говорим. Поставить руку, подготовить ее к работе. Чем же мы можем помочь ребенку? Очень много методик, которые помогают развивать мышцы пальцев и кисти руки.

Я решила на своих уроках также развивать мышцы пальцев и кисти руки, для этого я придумала использовать на уроках рисунки.

На уроке мы не только учимся красиво писать, но получаем и усваиваем новые знания. Использовать рисунки (у каждого ученика) значит дать возможность каждому усвоить материал на любом этапе урока. Рисунки на каждый урок разные, потому что они должны соответствовать теме урока. Эти рисунки помогут усвоить изученный материал. Рисунки можно взять готовые, но я придумывала сама.

На первых уроках письма и обучения грамоте обнаружила, что дети не сразу могут запомнить, какие буквы гласные, какие согласные. Когда согласный звучит твёрдо, а когда мягко. А рисунок, используемый на уроке, помогает не только закрепить услышанное на уроке, но и самому найти и выделить объясняемый материал на рисунке и раскрасить. (развитие мелкой моторике).

Такую работу можно использовать на заключительном этапе урока или в начале для закрепления пройденного материала, изученного ранее. Задания могут быть разными в зависимости от темы урока.

Рисунки надо раскрашивать, но пользоваться можно только красным, синим, зеленым карандашами. Эти рисунки разработаны на темы, изучаемые в начальных классах.(Например: гласные и согласные, парные и не парные и т.д.).

Задания, которые можно использовать, работая с рисунками. (Приложение №1)
1. Раскрась предмет. В которых есть изученные гласные.
2. Раскрась предмет. В которых гласные Ё, Е, И, Я, Ю при произношении будут обозначать 2 звука.
3. Раскрась предметы, которые состоят из одного слога, двух слогов и т.д.
4. Раскрась предметы. Где гласные обозначают мягкость или твердость согласного звука.
5. Раскрась предметы. Где есть:
А) Парные согласные.
Б) Шипящие согласные.
В) Непарные согласные и т.д.
Чем хороша эта работа? На уроке письма и обучения грамоте:
1. Развивает зрительное восприятие.
2. Развивает зрительно-моторную координацию.
3. Развивает мышцы пальцев и кисти рук.

Эту работу можно продолжить и на уроках русского языка. Всё зависит от того, какую цель вы поставили, когда начали проводить такую работу на уроке письма или русского языка.