Настольная игра по физике как инструмент для запоминания формул, или Запоминаем формулы по физике играя

Разделы: Физика, Как это делаю я: приёмы преподавания сложных тем учебной программы

Классы: 7, 8, 9, 10, 11


При изучении школьного курса физики у многих детей пропадает интерес к дисциплине (когда начинают рассматривать решение задач) и возникает проблема с запоминанием формул, предлагаю новый способ запоминания и изучения формул - через настольную игру.

В начальной школе более 70 % ребят желают изучать естественные науки. В 5-6 классах интерес к дисциплине 91,1 %. Но он начинает пропадать, когда в школьном курсе появляются формулы и задачи. Соответственно падает и уровень знаний, успеваемость. Доля педагогов, которые отмечают падание интереса к дисциплине 57,1 % (из моего опроса). Хотя в начале изучения курса физики, доля учащихся, идущих с интересом на первые уроки 96,4 % (до начала изучения формул). Большинство педагогов 50,9 % отмечают, что у учеников возникают сложности с запоминанием формул и их использованием, спустя некоторое время (запоминают "тяжело и не надежно").  Здесь можно добавить еще 18,2 % ребят, что усваивают формулы "долго и некачественно". И 10,9 % по мнению и опыту педагогов "не учат" совсем. Итого 80 % учащихся 7-х классов, по мнению педагогов испытывают сложности по запоминанию формул, необходимых для применения на уроках физики. Приложение 1-2 (Рис.1-4)

К 9-му или к 11-му классу часть ребят осознает, что для поступления в желаемое учебное заведение необходимо сдать физику, но многие не могут быстро и качественно запомнить формулы для дальнейшей успешной сдачи ГИА.

Большинство педагогов отмечают, что у учеников возникают сложности с запоминанием формул и их использованием, спустя некоторое время запоминают "тяжело и не надежно". Для того, чтобы учащиеся запомнили и смогли через несколько уроков воспроизвести и применить формулы или использовать их при сдаче экзамена 58,9 % учителей используют метод "понять физический смысл переменной и формула сама запомнится", 16,1 % используют карточки с формулами и их названия, 7,3 % физ. диктанты на каждом уроке по одним и тем же формулам, 7,3 % игры с формулами и есть и другие методы. Получается, что несмотря на то, что методы разнообразные и педагоги и правда пытаются донести до детей смысл формул, эффективность все равно низкая, а что самое неприятное-еще и интерес падает.

Или может, используемые методы уже не очень "хороши" для данного поколения, раз (выше было видно) есть сложности в запоминании и применении формул.  Тенденция подготовки детей к уроку сегодня не сводится к зубрежке, она ориентирована на канал восприятия ученика. Исследования показали, что самые распространенные каналы восприятия у подростков и юношей - это смешанный: аудиально-визуальный.

ПРОБЛЕМА: современным школьникам сложно запомнить/выучить формулу по физике (а в школьном курсе их более 150 шт.), отсюда низкая мотивация при подготовке к уроку и потерянные баллы при сдаче ГИА по физике или низкие ее результаты.

Исходя из проведенных опросов, видно, что необходимо придумать новый способ для обучения детей. Так как, монотонное повторение одного и того же материала на уроках из года в год, как выяснилось, не очень хорошо работает. Пришла идея-использовать менее популярный среди педагогов способ – игру с формулами. [1, 2]

В исследованиях причин снижения познавательного интереса к физике у обучающихся школ существует тенденция снижения интереса к предмету с переходом в старшие классы (1–8). Вместе с тем, при достаточном анализе приемов и методов организации процесса обучения физике, направленных на оценку различных аспектов познавательной деятельности при изучении физики обучающимися, открытыми остаются следующие вопросы: формирование готовности учителя физики применять в своей деятельности практику решения задач с позиции повышения познавательного интереса обучающихся.

Анализ результатов ЕГЭ по физике за 2016–2020 годы (настольная игра была создана в 2023 г., поэтому за основу взяты данные до), проведенный специалистами Рособрнадзора и ФИПИ, показывает снижение численности участников экзамена, а также заинтересованности обучающихся 11 классов в сдаче данного предмета (в 2020 году физику сдавали чуть более 130 тысяч человек), несмотря на то, что физика — это обязательный экзамен почти для всех технических и технологических специальностей, а в некоторых высших учебных заведениях и для IT-направлений. Мониторинг развития промышленного сектора, представленный российской компанией интернет-рекрутмента Headhunter, позволил специалистам Headhunter сделать вывод о том, что дефицит инженеров и технических кадрах чреват стагнацией или даже сокращением промышленного производства.

Гипотеза о том, что существует снижение познавательного интереса к физике у студентов педагогического вуза и, как следствие, у обучающихся школ — подтвердилась, выявлены категории, требующие внимания со стороны методистов и практикующих преподавателей педагогического вуза. Важным является тот факт, что фундаментально процесс обучения не претерпел особых изменений, оставаясь педагогически обоснованным, последовательным, непрерывным процессом, в ходе которого решаются задачи развития и воспитания личности с учетом целей и содержания образования; мотивов субъектов образовательного процесса и форм его организации; различных средств обучения и результатов их применения.

Данный текст был взят из научной статьи «Изучение причин снижения познавательного интереса к физике у обучающихся школ и вузов». [1]

Анализ результатов ЕГЭ по физике за период 2021-2025 годов показывает рост интереса к предмету и увеличение числа участников, сдающих экзамен. В 2025 году предварительные результаты свидетельствуют о росте числа участников основного дня основного периода до более чем 94 тысяч человек, что на 16% больше, чем в 2024 году. Средний балл в 2025 году составил 61,79, что немного ниже прошлогоднего значения. Минимальный порог успешно преодолели почти 91 тысяча человек, что на 11 тысяч больше, чем в 2024 году.

В МБОУ СОШ № 16 г.Артём, Приморского края, где была создана игра, выпускников, сдающих ЕГЭ по физике каждый год не менее 7 человек (при наполнении класса 27 человек), ОГЭ – 11 (в среднем из 60-ти). Уровень сдачи и качество при применении игры выросло на 43 %.

Игра была создана и апробирована в 2023г. Она ориентированна на запоминание формул методом ассоциаций.

Общее руководство. Базовый вариант игры.

  1. Играть можно индивидуально, командами от 2 до 10 человек.
  2. Задача игры-набрать наибольшее количество правильных формул по ассоциациям.
  3. Игроки делятся на пары и совместно/индивидуально изучают карточку с ассоциацией (это могут быть конкретные классы или все). В процессе изучения и запоминания, возможен вариант додумывания ассоциаций и создания стишка-рифмы (см. примеры на обороте). Время на этом этапе стоит ограничить до 1 минуты на 1 карточку.
  4. Все карточки с рубашкой игры собираются в стопку, карточки с пояснением в сторону. Каждый участник по очереди берет карточку из колоды и по ассоциации озвучивает формулу. Партнёр или ведущий проверяет правильность формулы. Если формула озвучена верно карточка остается у игрока, если не верно карточка попадает в колоду в случайном порядке. Игра продолжается до тех пор, пока не будут отгаданы все формулы.
  5. Побеждает тот, кто отгадал больше всего формул.
  6. В наборе есть 40 «чистых» карточек: 20 с рубашкой и 20 без. Если у участников возникают свои ассоциации к формулам, не указанным в игре, их можно добавить, самостоятельно заполнив карточки.

Видео-инструкция здесь:

Процесс создания и апробации игры на фото. Приложение 3 (рис.6-7)

Первый макет карточек на основе придуманных ассоциаций в приложение 5-6 (Рис.8-11).

Результаты опроса среди учеников 7-9 классов, чтобы понять какие цвета ассоциируются с тем или иным классом в приложение 7-9 (Рис.12-14).

Получилось так: синий цвет – 7 класс, оранжевый – 8 класс и красный – 9 класс. Данные цвета наносятся на соответствующие для каждого класса формулы для лёгкого определения тех карточек, которые вам будут нужны для конкретной ситуации.

Отчет по созданию игры и её распространению по России в соц.сети «ВКонтакте» в сообществе «Настольная игра по физике «Формула»». Приложение 10 (Рис.15). [5, 6, 7, 8, 9]

В 2023-2024 г. в проекте участвовало 3 школы из 3 населённых пунктов Приморского края. С января по август было отправлено или передано в руки 33 коробки в разные уголки Приморского края (Новошахтинск, Дальнегорск, Артём-6, Владивосток-4, Романовка, Арсеньев-2, Уссурийск, Кавалерово) и России (Пермь-2, Свердловская область, Челябинская область, Сахалинская область, Тамбовская область, Ставропольский и Краснодарский край, Томск, Московская область, Крымск, Москва, Иннополис, Тверская и Астраханская область, Алтайский край).

С сентября 2024г. по июль 2025г. 25 коробок: Приморский край (г.Артём-3, Казанка, Владивосток ) и по России (Уфа, Новосибирск, Таганрог, Краснодарский край-2, Пенза-2, Татарстан, Москва, Челябинск, Новосибирская область, Ульяновск и Ульяновская область, республика Коми, Саратовская область, Запорожье, Красноярский край-3, Иркутская область).

В процессе разработки игры и её апробации приняли участие: 202 человека.

В среднем, во всех параллелях с 7-11 класс при применении созданной игры, рост запоминания формул составил - 50 %.

Всего за два года было создано и отправлено по России 58 коробок.

Приложения 1–10

Список источников

  1. Сайт http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/8693.pdf – Научная статья: «Изучение причин снижения познавательного интереса к физике у обучающихся школ и вузов» (Моляк Денис Сергеевич)
  2. https://forms.yandex.ru/u/6524fa53c769f1047325f34b/ - опрос для учащихся 7-9 классов для определения цвета категории карточек
  3. https://forms.gle/SKD43rhGicz8FS7S6 – опросы среди педагогов о интересе к физике среди школьников
  4. https://vk.com/fiz_formyla – сообщество «Настольная игра по физике «Формула»» в соц. сети «ВКонтакте»
  5. Физика. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкин. – 2-е изд., стериотип. – М. : Дрофа, 2013. – 221, [3] с.: ил.
  6. Физика. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкин. – М.: Дрофа, 2013. – 237, [3] с.: ил.
  7. Физика. 9 кл.: учебник / А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. – М.: Дрофа, 2014. – 319, [1] с.: ил.
  8. Физика: Базовый уровень: 10 класс: учебник / Г.Я.Мякишев, М.А. Петрова, С.В.Степанов и др. – 2-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2020. – 399, [1] с.: ил. – (Российский учебник)
  9. Физика: Базовый уровень: 11 класс: учебник / Г.Я.Мякишев, М.А. Петрова, О.С. Угольников и др. – 2-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2020. – 476, [4] с.: ил. – (Российский учебник)
  10. Статья РБК: https://www.rbc.ru/society/19/06/2025/6853df449a7947c66de1b1ff
  11. Личный канал: https://t.me/fizinforob_shkobot